Тема 11. Организация бюджетного контроля.
Содержание, задачи и значение бюджетного контроля.Классификация бюджетного контроля. Формы и методы его проведения. Ревизия как ведущая форма бюджетного контроля. Органы бюджетного контроля.
Государственный финансовый контроль (внешний и внутренний) - проверка соответствия законодательству РК деятельности объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оценки их исполнения, использования связанных грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. <*>
В настоящем разделе используются следующие понятия:
1) внешний контроль - государственный финансовый контроль, осуществляемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионными комиссиями маслихатов;
2) внутренний контроль - государственный финансовый контроль, осуществляемый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля;
3) нецелевое использование бюджетных средств - использование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные паспортом бюджетной программы и нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется реализация бюджетной программы;
4) необоснованное использование - использование бюджетных средств, связанных грантов, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении, активов государства с нарушением законодательства Республики Казахстан;
5) неэффективное использование бюджетных средств - несоблюдение принципа эффективности и результативности при исполнении республиканского и местных бюджетов;
6) объекты государственного финансового контроля - Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие связанные гранты, активы государства, гарантированные государством займы;
7) органы государственного финансового контроля - Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю;
8) служба внутреннего контроля - подразделение центрального государственного органа, в пределах своей компетенции осуществляющее контроль исполнения государственным органом, его территориальными подразделениями и подведомственными организациями республиканского и местных бюджетов, использования связанных грантов, активов государства, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;
9) финансовая отчетность - информация о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении государственных учреждений, формы и объемы которой определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. <*>
Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:
1) контроль на соответствие - оценка соответствия деятельности объектагос. фин. контролятребованиям законодательства Р.К.;
2) контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетностиобъектомгос. фин. контроля ;
3) контроль эффективности - проверка и оценка экономичности, результативности и продуктивности, с которыми объект гос. фин. контроляиспользует средства республиканского или местных бюджетов, активы государства, гарантированные государством займы, деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), связанные гранты.
Видыгос. фин. контроля:
1) комплексный контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля за конкретный период сплошным методом;
2) тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;
3) встречный контроль - контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта гос. фин. контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций. Встречный контроль проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного финансового контроля и в рамках проверяемого вопроса.
1. Принципы гос. фин. контроля
Проведение государственного финансового контроля осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности.
Принцип независимости - недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий маслихатов, служб внутреннего контроля, их работников и членов, независимость проводимого ими контрольного мероприятия при осуществлении контрольных функций.
Принцип объективности контроля - проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного финансового контроля, недопущение конфликта интересов, принятие решений по результатам контроля только на основании выявленных и документально подтвержденных фактов.
Принцип достоверности результатов контроля - подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта государственного финансового контроля.
Принцип прозрачности контроля - ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий маслихатов Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, маслихатам.
Принцип компетентности - совокупность профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий маслихатов, необходимых для осуществления качественного контроля.
Принцип гласности - публикация результатов контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
2. Единые требования к государственному финансовому контролю определяются стандартами государственного финансового контроля.
3. Стандарты государственного финансового контроля разрабатываются Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета совместно с центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и утверждаются Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета.
4. Стандарты государственного финансового контроля обязательны для исполнения органами государственного финансового контроля, ревизионными комиссиями маслихатов, службами внутреннего контроля, их работниками и членами.
По результатам контроля принимаются следующие акты:
1) заключение - документ Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионной комиссии маслихата, составляемый на основании актов контроля;
2) постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета - документ, принимаемый на заседании Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета на коллегиальной основе и подтверждающий действие всех его других актов по результатам контроля. Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета обязательно к исполнению всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым оно обращено. Порядок принятия постановления определяется положением о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета и его Регламентом;
3) постановление ревизионной комиссии маслихата - документ, принятый в установленном порядке и обязательный для исполнения всеми исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего местного бюджета, и организациями, использующими средства соответствующих местных бюджетов или оказывающими финансовые услуги на всех стадиях освоения средств местных бюджетов;
4) представление - документ Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, направляемый в государственные органы, организации и должностным лицам для устранения недостатков в работе, а также в правоохранительные органы по вопросам привлечения к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан;
5) предписание - документ установленной формы об устранении нарушений и недостатков в работе, принятый руководителем центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю в пределах его компетенции и направленный для обязательного исполнения должностным лицам государственных органов и других организаций;
6) акт контроля - документ, составленный органами государственного финансового контроля, ревизионными комиссиями маслихатов, службами внутреннего контроля по результатам контроля;
7) отчет о проведении контроля - документ о результатах проведенной работы по контролю за определенный период времени.
Внешний контроль осуществляется:
1) на республиканском уровне - Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) на местном уровне - ревизионными комиссиями маслихатов.
1. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является высшим органомгос. фин. контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.
2. Положение о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета утверждается Президентом Республики Казахстан.
3. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета:
1) предоставляет ежеквартальную информацию Президенту Республики Казахстан о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) выполняет поручения Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканского бюджета, полнотой и своевременностью поступления налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также другие отдельные поручения;
3) представляет Парламенту Республики Казахстан до 1 июня текущего года отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год, который по своему содержанию является заключением по отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета и после утверждения его Парламентом Республики Казахстан подлежит опубликованию в средствах массовой информации;
4) анализирует акты контроля за исполнением республиканского бюджета, представленные центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю, и дает рекомендации Правительству Республики Казахстан, соответствующим службам внутреннего контроля по повышению эффективности внутреннего контроля за исполнением республиканского бюджета;
5) в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного финансового контроля по вопросам использования средств республиканского бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;
6) участвует в реализации государственной бюджетной политики;
7) осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эффективности исполнения объектами государственного финансового контроля поступлений и расходов республиканского бюджета;
8) осуществляет контроль за выполнением стандартов государственного финансового контроля;
9) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области внешнего контроля;
10) осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием гарантированных государством займов, средств, выданных из республиканского бюджета на погашение обязательств государства, связанных грантов, активов государства;
11) осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности по обеспечению полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета;
12) осуществляет контроль эффективности использования средств республиканского бюджета;
13) дает оценку эффективности и результативности исполнения республиканских бюджетных программ (подпрограмм);
14) дает оценку эффективности реализации государственных и отраслевых (секторальных) программ;
15) осуществляет контроль за бюджетными инвестициями;
16) разрабатывает и вносит рекомендации по действию нормативных правовых актов, влияющих на исполнение республиканского бюджета;
17) запрашивает и получает от Правительства Республики Казахстан, государственных органов, других объектов государственного финансового контроля, а также Национального Банка Республики Казахстан и (или) уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций необходимые документацию и информацию по вопросам, касающимся полноты поступления и использования средств республиканского бюджета;
18) заслушивает отчеты должностных лиц объектов государственного финансового контроля по вопросам исполнения республиканского бюджета;
19) вносит Президенту Республики Казахстан представления по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами объектов государственного финансового контроля требований нормативных правовых актов об исполнении республиканского бюджета;
20) получает в установленный им срок от государственных органов и объектов государственного финансового контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета;
21) применяет меры по выявлению и недопущению нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами;
22) беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопросам исполнения республиканского бюджета, привлечения и использования связанных грантов, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
23) привлекает к проведению контроля за исполнением республиканского бюджета соответствующих специалистов государственных органов и при необходимости специалистов аудиторских организаций и экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных на эти цели средств из республиканского бюджета;
4. Ревизионная комиссия маслихата:
1) представляет в маслихат в установленный срок отчет об исполнении местного бюджета, который по своему содержанию является заключением по отчету местного исполнительного органа об исполнении местного бюджета, и после утверждения его маслихатом подлежит опубликованию в средствах массовой информации;
2) информирует маслихат и акимат по результатам контроля о фактах нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств местного бюджета, а также о недостатках в работе по исполнению местного бюджета;
3) анализирует акты проведения внутреннего контроля за исполнением местного бюджета, представленные центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю, и дает рекомендации по повышению эффективности внутреннего контроля за исполнением местного бюджета;
4) осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эффективности исполнения местными исполнительными органами поступлений и расходов местного бюджета;
5) передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объектов государственного финансового контроля при использовании средств местного бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;
6) осуществляет контроль за деятельностью местных государственных органов по вопросам, касающимся полноты и своевременности поступлений в местный бюджет;
7) разрабатывает и вносит рекомендации по действию нормативных правовых актов, влияющих на исполнение местного бюджета;
8) осуществляет контроль эффективности использования средств соответствующего местного бюджета;
9) беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопросам исполнения местного бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
10) получает в установленный срок от объектов государственного финансового контроля, финансируемых из местного бюджета, необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением внешнего контроля за исполнением местного бюджета;
11) привлекает к проведению контроля за исполнением местного бюджета соответствующих специалистов местных государственных органов и при необходимости специалистов аудиторских организаций и экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных на эти цели средств из местного бюджета;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан. <*>
Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.
Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю:
1) осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эффективности исполнения объектами государственного финансового контроля расходов республиканского и местных бюджетов;
2) дает рекомендации по повышению эффективности контроля, осуществляемого службами внутреннего контроля;
3) применяет меры по выявлению, пресечению и недопущению нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) направляет в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, ревизионные комиссии маслихатов для информирования соответствующие планы и акты контроля;
5) осуществляет контроль за исполнением предписаний, направляемых объекту государственного финансового контроля, и решений, принятых по итогам контрольных мероприятий;
6) передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объектов государственного финансового контроля при использовании средств республиканского и местных бюджетов, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;
7) осуществляет контроль за соблюдением стандартов государственного финансового контроля службами внутреннего контроля;
8) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области внутреннего контроля;
9) рассматривает отчеты государственных органов, имеющих службу внутреннего контроля, о выполнении планов и результатах проведения внутреннего контроля;
10) в пределах компетенции осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций всех форм
собственности по вопросам, касающимся полноты и своевременности внесения неналоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты;
11) осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выданных из республиканского и местных бюджетов, а также гарантированных государством займов, связанных грантов и активов государства;
12) дает оценку эффективности и результативности исполнения республиканских и местных бюджетных программ (подпрограмм);
13) осуществляет контроль за формированием и использованием государственными учреждениями денег от реализации товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;
14) запрашивает и получает в установленный им срок от объектов государственного финансового контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля;
15) принимает участие в контроле за исполнением чрезвычайного государственного бюджета;
16) получает необходимую информацию от государственных органов, имеющих службы внутреннего контроля;
17) привлекает к проведению контроля соответствующих специалистов государственных органов и при необходимости аудиторов или аудиторские организации и экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных на эти цели средств из республиканского бюджета;
18) беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов, использования связанных грантов, активов государства, гарантированных государством займов, а также денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
19) анализирует акты контроля служб внутреннего контроля и дает рекомендации по повышению эффективности их деятельности;
20) разрабатывает мероприятия по вопросам совершенствования нормативной правовой базы и методики проведения внутреннего контроля;
21) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан. <*>
1. Служба внутреннего контроля создается по решению руководителя центрального государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Перечень государственных органов, которым разрешается создание служб внутреннего контроля, определяется Правительством Республики Казахстан.
2. Служба внутреннего контроляподотчетна руководителю центрального государственного органа, организационно и функционально независима от других структурных подразделений государственного органа.
3. Служба внутреннего контроля:
1) составляет план контроля;
2) представляет отчет по выполнению планов проведения внутреннего контроля руководителю центрального государственного органа.
4. Государственный орган, имеющий службу внутреннего контроля, представляет планы контроля, отчеты об их выполнении и результаты проведения внутреннего контроля в центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю по установленным им формам и срокам.
Требования о предоставлении отчетов и информации о планах проведения внутреннего контроля не распространяются на случаи, связанные с контролем за расходами, информация о которых относится к государственным секретам.
5. Служба внутреннего контроля вправе:
1) проводить внутренний контроль в государственном органе и его территориальных подразделениях и в подведомственных организациях;
2) получать консультации центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю.
1. Руководитель объекта государственного финансового контроля вправе:
1) знать цель, время и продолжительность контроля, его результаты, выводы и рекомендации;
2) не допускать к контролю работников органов государственного финансового контроля, членов ревизионных комиссий маслихатов, не представивших соответственно поручения Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, ревизионной комиссии маслихата, приказ руководителя центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю или его территориального подразделения;
3) в случае несогласия с результатами контроля в десятидневный срок направлять органу государственного финансового контроля или ревизионной комиссии маслихата, приводившим контроль, возражения к акту контроля;
4) в порядке, установленном законодательством Республики
Казахстан, обжаловать действия органа государственного финансового
контроля, ревизионной комиссии маслихата, осуществляющих контроль.
2. Руководитель объекта государственного финансового контроля обязан:
1) обеспечивать работников органа государственного финансового контроля, членов ревизионных комиссий маслихатов рабочими местами;
2) обеспечивать работников органа государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий маслихатов всей запрашиваемой информацией, необходимой для осуществления контрольной работы, и нести персональную ответственность за ее достоверность, объективность и полноту;
3) не вмешиваться в действия работников органа государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий маслихатов, не вводить в заблуждение, не препятствовать проведению контроля и не ограничивать масштаб контроля;
4) своевременно представлять отчет о принятых мерах по устранению недостатков;
5) в трехдневный срок со дня представления акта на ознакомление с результатами проведенного контроля в установленном порядке подписать акт контроля.
1. Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю направляет в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, ревизионные комиссии маслихатов планы и акты контроля.
2. Органы государственного финансового контроля и ревизионные комиссии маслихатов взаимно признают результаты контроля при условии соответствия актов контроля требованиям стандартов государственного финансового контроля, в согласованные сроки обмениваются информацией о проверенных объектах и программах, охваченных тематическим контролем.
3. Комплексный контроль органами государственного финансового контроля и ревизионными комиссиями маслихатов проводится не чаще одного раза в год и не реже одного раза в два года.
4. Органы государственного финансового контроля, ревизионные комиссии маслихатов и службы внутреннего контроля по согласованию могут осуществлять совместную контрольную деятельность.
1. Конфликт интересов - деятельность или отношения, которые способны ограничить объективность и независимость органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий маслихатов, служб внутреннего контроля, их работников и членов.
2. Запрещается проведение контроля работникам органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членам ревизионных комиссий маслихатов:
1) являющимся близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, учредителя или участника объекта государственного финансового контроля;
2) из числа работников, участников, должностных лиц объекта контроля, имеющих в нем личные имущественные интересы;
3) работавшим в объекте государственного финансового контроля либо являвшимся близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, учредителя или участника объекта государственного финансового контроля в проверяемый период.
3. При возникновении конфликта интересов работники органов государственного финансового контроля, службы внутреннего контроля должны сообщить об этом руководителям, назначившим контроль, а член ревизионной комиссии маслихата - председателю ревизионной комиссии. Ответственность за возникновение ситуаций конфликта интересов возлагается на работника органа государственного финансового контроля, службы внутреннего контроля, члена ревизионной комиссии маслихата в соответствии с законами Республики Казахстан.
1. Работники органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, члены ревизионных комиссий маслихатов несут предусмотренную законами Республики Казахстан ответственность за достоверность, объективность и полноту сведений, изложенных в актах контроля.
2. Воспрепятствование должностным лицам органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членам ревизионных комиссий в выполнении ими служебных обязанностей в соответствии с их компетенцией, выразившееся в отказе допуска для проведения контроля, отказе от предоставления необходимых документов, материалов, информации о деятельности и иных сведений, предоставлении недостоверной информации, создании иного препятствования в осуществлении контроля, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение актов об устранении выявленных нарушений влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Действия должностных лиц органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, объектов государственного финансового контроля, а также членов ревизионных комиссий маслихатов могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
* Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях.
1.Ежегодно балансируемый бюджет.
Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае, для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.
Политика сбалансирования бюджета может также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.
2.Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводится антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.
3. Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.
Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и функциональных финансов предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов.