Компетенция органов гос-го управления в области межбюджетных отношений.
Бюджетная комиссия, ее состав и рабочие органы
I.Финансы, по определению, выражают разнообразные общественные (финансовые) отношения, но этим отношениям присущи следующие общие черты:
- они распределяют валовой внутренний продукт и национальный доход;
- участвуют в формировании финансовых ресурсов;
- регулируют и контролируют распределительный процесс.
Эти общие черты характеризуют единую финансовую категорию, включающую в себя различные по специфике финансовые отношения, которые выделяются из общей совокупности финансов. Одной из таких частей финансовых отношений являются бюджетные отношения, имеющие свои особенности, свою специфику. Поскольку бюджетные отношения составляют основу бюджетной системы, то необходимо, используя различные методы и формы, управлять бюджетной системой. Уровни управления бюджетной системой страны обусловлены ее государственным устройством и административно-территориальным делением.
Поскольку бюджетная система представляет собой определенный механизм, сложнейший комплекс финансовых отношений и, вместе с тем, эффективный инструмент государственного регулирования экономики, то возникает необходимость рационального управления изменениями в сфере межбюджетных отношений. Эти изменения находят отражение в объемах доходов и расходов бюджетов всех уровней. Государство, используя различные принципы, методы, способы воздействует на процессы формирования межбюджетных отношений. В результате происходят корректировки бюджетных взаимосвязей, регулируются направления бюджетных потоков, устанавливаются пропорции распределения финансовых ресурсов, уточняются механизмы реализации бюджетных средств и их целевого назначения - все это обеспечивает управление межбюджетными отношениями.
Закрепление в различных законодательных актах определенного порядка формирования и движения финансовых потоков по всем уровням бюджетной системы, а также методов и способов организации отношений и функционирования взаимосвязей, возникающих при этом, представляют собой по существу основу механизма бюджетного регулирования, посредством которых органы власти и управления осуществляют свои представительные и исполнительные полномочия.
В целях оптимального распределения государственных функций между уровнями государственного управления разработана Концепция разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренная постановлением Правительства РК. В данной Концепции излагаются направления разграничений полномочий между уровнями государственного управления по вопросам общего характера, по вопросам организации управления на уровне района в городе (столице), сельских (поселковых) округов, городов районного значения, а также по отдельным отраслям (секторам) и сферам управления. В соответствии с Конституцией РК, компетенция местных государственных органов власти устанавливается специальным законом, поэтому изложенные в Концепции предложения по разграничению полномочий являются основой для разработки соответствующих проектов законов.
Поскольку под термином «компетенция» понимается определенный круг вопросов, относимых к рассмотрению тем или иным государственным органом, то для их решения эти органы наделяются необходимыми полномочиями. Компетенции местных государственных органов излагаются в Законе РК «О местном государственном управлении». В Законе указаны в основном те полномочия, которые охватывают административно-распорядительные функции по управлению соответствующей территорией. Охватить в одном законе все полномочия местных государственных органов практически невозможно и в этом нет необходимости, поскольку значительная часть этих полномочий логически и функционально связаны с отраслевыми законами и в них изложены. К примеру, конкретный перечень полномочий государственного органа в области образования содержится в Законе РК «Об образовании», в области здравоохранения - в Законе РК «О здравоохранении».
Законодательная база, определяющая компетенцию органов государственной власти в системе межбюджетных отношений и механизмы их регулирования, содержит нормы:
¨ Конституции РК;
¨ Бюджетного кодекса РК;
¨ Закона РК «О республиканском бюджете (на соответствующий год)»;
¨ Закона РК «О местном государственном управлении в РК»; Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
¨ Закона РК «О контроле исполнения республиканского и местных бюджетов»;
¨ решений маслихатов о местном бюджете (на соответствующий год);
В соответствии с Бюджетным кодексом, структуру государственного управления в области регулирования бюджетных отношений составляют:
* Президент РК;
* Парламент РК;
* Счетный комитет по контролю исполнения республиканского бюджета;
* Правительство РК;
* Центральный уполномоченный орган по экономическому и бюджетному планированию;
* Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета;
* Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю;
* маслихат;
* местный исполнительный орган.
Непосредственное управление бюджетной системой осуществляет Правительство РК через центральные и местные уполномоченные органы по бюджетному планированию, исполнению бюджета и внутреннему контролю.
Министерство экономики и бюджетного планирования РК является центральным исполнительным органом, осуществляющим функции по формированию среднесрочного плана социально-экономического развития страны, планированию прогнозных показателей государственного бюджета на среднесрочный период и проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
Министерство финансов РК является центральным исполнительным органом, осуществляющим функции в сфере исполнения, ведения бюджетного учета и отчетности, а также внутреннего государственного финансового контроля.
На нижестоящих уровнях бюджетной системы функции местных уполномоченных органов осуществляют соответствующие структуры маслихатов и местных исполнительных органов.
II.Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования РК и Министерство финансов РК, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами РК, актами Президента и Правительства РК, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о соответствующем Министерстве. Роль и значение этих министерств в управлении финансами государства определяется значимостью выполняемых им функций и объемов решаемых задач.
Министерство экономики и бюджетного планирования — это центральный исполнительный орган, миссией которого является создание и развитие системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан. Положением о Министерстве определены следующие основные задачи:
- формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития РК;
- формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере между
народных экономических и финансовых отношений;
- формирование государственной политики в сфере управления государственными активами в секторах экономики.
Министерство, исходя из задачи формирования государственной политики в области бюджетных отношений, осуществляет следующие стратегические функции:
v совершенствование системы стратегического, среднесрочного экономического и бюджетного планирования в РК;
v методологическое руководство бюджетным процессом;
v формирование перечня приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ);
v осуществление планирования и анализа государственного и гарантированного государством заимствования и долга, бюджетного кредитования;
v подготовка совместно с Национальным банком РК с участием центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета ежегодной оценки состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования и долга на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга;
v разработка проекта среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан;
v разработка проекта среднесрочной фискальной политики Правительства РК;
v разработка проектов законов о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, внесение изменений и дополнений в бюджет;
v разработка проекта постановления Правительства РК о реализации закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
v разработка чрезвычайного государственного бюджета;
v разработка проекта Закона РК об объемах официальных трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на трехлетний период;
v разработка проекта единой бюджетной классификации;
v разработка и утверждение годового плана финансирования;
v методологическое обеспечение разработки и реализации среднесрочных планов социально-экономического развития, бюджетного планирования и программирования государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ;
v методологическое обеспечение, организация разработки и мониторинг осуществления бюджетных инвестиций;
v определение целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью РК и приватизации;
v составление и предоставление в Правительство РК сводной информации о ходе реализации бюджетных инвестиции, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов;
Функции Министерства в области реализации государственной политики в сфере бюджетных отношений заключаются в следующем:
· прогнозирование поступлений в республиканский бюджет и местные бюджеты;
· проведение оценки эффективности реализации государственных и отраслевых программ, бюджетных программ, бюджетных инвестиций и грантов;
· осуществление анализа штатных расписаний государственных органов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
· осуществление общего контроля исполнения государственных, отраслевых программ;
· проведение экономической экспертизы республиканских бюджетных инвестиционных проектов (программ);
Правовое положение Министерства обусловлено установленными законодательством правами, обеспечивающими реализацию возложенных на него задач и осуществление своих функций. Министерство имеет право:
¨ вносить в Правительство РК предложения по основным направлениям государственной социально-экономической политики;
¨ осуществлять мониторинг реализации центральными и местными исполнительными органами среднесрочных планов, планов мероприятий по реализации Программы Правительства;
¨ вносить в Правительство РК предложения по корректировке плана мероприятий по реализации Программы Правительства;
¨ вносить в Правительство РК предложения о целесообразности дальнейшей реализации государственных и отраслевых программ;
¨ в пределах своей компетенции подготавливать и представлять государственным органам информационно-аналитические материалы;
¨ в пределах своей компетенции разрабатывать и издавать нормативные правовые акты;
¨ в пределах своей компетенции запрашивать и получать у государственных органов, юридических лиц с участием государства и иных организаций и физических лиц необходимую информацию и документы;
¨ привлекать для непосредственного обследования объектов мониторинга и анализа информации, относящейся к предмету государственного мониторинга собственности, представителей центральных и местных исполнительных органов;
¨ привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов центральных и местных исполнительных органов и независимых экспертов.
Министерство финансов — это центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию, в пределах предусмотренных законодательством, исполнения бюджета и контроля использования государственных средств и собственности, контроля проведения процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирования системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности. Основными задачами Министерства являются:
· обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслуживания исполнения местных бюджетов;
· обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, перечисление в Национальный фонд РК части поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора;
· методологическое руководство по исполнению республиканского бюджета и местных бюджетов, по ведению бухгалтерского учета, отчетности и осуществлению аудита;
· в пределах своей компетенции контроль за эффективным и целевым использованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов;
· организация управления государственной собственностью и повышение ее эффективности;
· участие в разработке и реализации государственной налоговой политики;
· государственный контроль проведения процедур банкротства (за исключением банков и страховых (перестраховочных) организаций), а также по внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;
· государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта;
· обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РК;
· осуществление международного сотрудничества в пределах компетенции Министерства;
Министерство в соответствии с законодательством осуществляет:
Ø исполнение республиканского бюджета и обслуживание исполнения местных бюджетов;
Ø участие в разработке проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, государственных и иных программ, стратегических и среднесрочных планов социально-экономического развития, основных макроэкономических показателей;
Ø участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере поступлений доходов в государственный бюджет;
Ø участие в пределах своей компетенции в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью;
Ø анализ практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государственной собственности, разработка предложений по его совершенствованию;
Ø обеспечение рациональности государственного и гарантированного государством заимствования, а также управления государственным долгом;
Ø совершенствование системы мониторинга использования государственной собственности;
Ø перечисление в Национальный фонд РК части поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора в порядке, установленном законодательством;
Ø в пределах своей компетенции разработку проектов и (или) принятие нормативных правовых актов по исполнению бюджета, бухгалтерского учета и аудита, финансового контроля и управления государственным имуществом;
Ø в пределах своей компетенции исполнение функции уполномоченного органа в вопросах международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения;
Ø налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий;
Ø разработку порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета государственных учреждений, а также в пределах своей компетенции отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;
Ø ведение счетов местных бюджетов, счетов государственных учреждений и осуществление переводных операций по счетам;
Ø утверждение и внесение изменений в сводный план финансирования республиканского бюджета;
Ø финансирование расходов республиканского бюджета и кредитование в пределах сумм, предусмотренных в республиканском бюджете;
Ø составление годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета с включением информации о деятельности по формированию и исполнению Национального фонда РК, месячной, квартальной и годовой информации о ходе исполнения государственного бюджета, а также составление статистических отчетов по государственным финансам;
Ø контроль за правильностью составления и утверждения расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием, и иного имущества, находящегося в государственной собственности;
Ø контроль и анализ исполнения республиканского бюджета, а также исполнения местных бюджетов;
Ø выполнение функций уполномоченного органа в сфере бухгалтерского учета и аудита, в том числе в сфере лицензирования аудиторской деятельности в пределах своей компетенции;
Ø ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие счета Комитета казначейства в Национальном банке РК, организация проверок по соблюдению законодательства;
Ø проведение финансовой экспертизы условий негосударственных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов;
Ø определение финансовых условий правительственных займов, согласование привлечения займов местными исполнительными органами;
Ø в соответствии с предоставляемыми Правительством РК полномочиями проведение переговоров, подписание договоров правительственных займов, выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства РК, предоставление государственных гарантий по негосударственным займам резидентов РК;
Ø получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов РК;
Ø кредитование инвестиционных проектов государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете, и в соответствии с решениями Правительства РК;
Ø участие в подготовке документов, необходимых для ратификации соглашений о правительственных внешних займах;
Ø подготовку проектов внутренних кредитных соглашений о возврате конечными заемщиками и банками второго уровня средств правительственных займов и средств софинансирования в республиканский бюджет;
Ø организацию и проведение совместно с уполномоченными банками-агентами работы с конечными заемщиками по взысканию отвлеченных из республиканского бюджета средств;
Ø контроль соблюдения законодательства, регулирующего поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность перечисления обязательных пенсионных взносов;
Ø совершенствование форм и методов сбора государственной отчетности по государственным доходам;
Ø отбор на конкурсной основе по согласованию с Национальным банком РК банков второго уровня для обслуживания правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием, первичных дилеров, менеджеров и других партнеров по выпуску государственных ценных бумаг;
Ø государственный контроль оборота и производства алкогольной продукции и этилового спирта;
Ø в установленном законодательством порядке лицензирование деятельности, связанной с организацией и проведением лотерей в РК и иных видов деятельности, отнесенных к его компетенции;
Ø организация работы по принудительному взиманию задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
Ø исполнение в пределах своей компетенции международных обязательств РК по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями;
Ø государственный контроль проведения процедур банкротства (за исключением банков и страховых (перестраховочных) организаций), а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;
Ø иные функции, возложенные на него законодательством.
Министерство для реализации основных задач и осуществления своих функций имеет право в установленном законодательством порядке:
Ø запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на Министерство;
Ø издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми государственными органами, иными организациями и физическими лицами;
Ø отменять или приостанавливать приказы, иные акты комитетов и государственных организаций, находящихся в ведении Министерства;
Ø владеть, пользоваться, а также в случаях, установленных законодательными актами и Правительством, распоряжаться государственной долей в акционерных обществах и другим имуществом, находящимся в республиканской собственности;
Ø осуществлять функции органа государственного управления республиканскими государственными предприятиями, находящимися в ведении Министерства;
Ø осуществлять сотрудничество с международными организациями в пределах своей компетенции;
Ø осуществлять управление текущими остатками единого казначейского счета и на корреспондентских счетах Комитета казначейства путем их эффективного размещения в установленном Правительством порядке;
Ø отзывать бюджетные средства и приостанавливать финансирование в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством;
Ø получать от местных исполнительных органов сводные данные об утвержденном бюджете области, городов Астана и Алматы, а также от государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, ежемесячные отчеты об их исполнении;
Ø осуществлять управление, учет и организацию хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;
Ø осуществлять отдельные виды банковских операций в национальной и иностранной валюте;
Руководителями деятельности Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов являются соответствующие министры, назначаемые на должность и освобождаемые от занимаемой должности Президентом РК. Министры имеют заместителей, в том числе одного первого. Назначение заместителей министра на должности и освобождение от занимаемой должности осуществляется Правительством РК по представлению министров.
Министр организует и руководит работой Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. В этих целях министр:
o - определяет обязанности и полномочия своих заместителей и руководителей структурных подразделений Министерства;
o в соответствии с законодательством назначает на должности и освобождает от должностей работников Министерства;
o в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Министерства;
o подписывает приказы и другие распоряжения;
o в пределах своей компетенции утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
o утверждает структуру и штатную численность Министерства в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством;
o представляет Министерство во всех государственных органах и иных организациях;
o утверждает регламент работы Министерства;
Министерства имеют Коллегию, которая является консультативно-совещательным органом при министре. Численный и персональный состав Коллегии утверждается министром из числа руководителей структурных подразделений министерств.
Иные вопросы организации деятельности этих министерств, права и обязанности должностных лиц, компетенция и полномочия подразделений устанавливаются регламентом их работы, положениями о комитетах, департаментах и структурных подразделениях, обеспечивающих деятельность данных министерств, утверждаемыми в установленном порядке.
III. В целях обеспечения своевременной и качественной разработки проекта бюджета на соответствующий финансовый год и выработки предложений по его уточнению и исполнению на всех уровнях бюджетной системы на постоянной основе создаются бюджетные комиссии.
Задачами республиканской бюджетной комиссии являются:
определение основных прогнозных показателей государственного и республиканского бюджетов на трехлетний период на основе среднесрочного плана социально-экономического развития РК на среднесрочный период;
рассмотрение и определение показателей проекта респуб-ли-канского бюджета на соответствующий финансовый год;
определение соответствия основных прогнозных показателей государственного, республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период, проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год государственным и отраслевым (секторальным) программам и среднесрочному плану социально-экономического развития РК на соответствующий период;
выработка предложений по уточнению республиканского бюджета на соответствующий финансовый год;
рассмотрение результатов мониторинга за ходом реализации республиканских бюджетных программ и выработка предложений по ним.
Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
]) рассматривает подготовленные рабочим органом комиссии материалы и определяет:
прогнозные показатели государственного бюджета страны на предстоящий трехлетний период;
прогнозные показатели республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период;
поступления в республиканский бюджет;
дефицит (профицит) республиканского бюджета;
лимит правительственного долга на конец соответствующего финансового года;
лимит предоставления государственных гарантий на соответствующий финансовый год;
субвенции из республиканского бюджета в областные бюджеты;
лимит расходов республиканского бюджета в разрезе администраторов республиканских бюджетных программ, в том числе по инвестиционным проектам, с учетом реализуемых в текущем году проектов;
объем погашения в планируемом финансовом году кредиторской задолженности государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета по республиканским бюджетным программам (подпрограммам), сложившейся по состоянию на начало текущего финансового года;
2) рассматривает перечень организаций сырьевого сектора для определения прогнозных объемов поступлений от них и последующего его внесения рабочим органом комиссии на утверждение в
Правительство РК;
3) рассматривает и определяет перечень и объемы финансирования из республиканского бюджета инвестиционных проектов на предстоящий трехлетний период с учетом реализуемых в текущем году проектов, в том числе проекты, реализуемые в областях, городах Астана и Алматы, внесенные центральным исполнительным органом по экономическому планированию;
4) рассматривает и выносит решения по урегулированию разногласий между рабочим органом комиссии и местными исполнительными органами областей, городов Астана и Алматы по прогнозным показателям местных бюджетов;
5) рассматривает заключения рабочего органа комиссии по бюджетным заявкам администраторов республиканских бюджетных программ и выносит по ним решения;
6) рассматривает предложения по включению в проект республиканского бюджета на предстоящий финансовый год целевых трансфертов из Национального фонда РК, цели которых определяются Президентом РК, внесенные Администрацией Президента РК и одобренные Советом по управлению Национальным фондом РК;
7) рассматривает и определяет проект республиканского бюджета на предстоящий финансовый год;
8) рассматривает проекты государственных программ РК и отраслевых (секторальных) программ и дает заключения по объему финансирования программных мероприятий в разрезе источников
и сроков финансирования, а также дает заключение о необходимости изменений ранее утвержденных государственных программ, отраслевых (секторальных) программ;
9) рассматривает и вырабатывает предложения:
- по уточнению паспортов бюджетных программ и дальнейшей реализации бюджетных программ на основании информации центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета о
результатах реализации бюджетных программ;
- по уточнению республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
10) осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со своими задачами, бюджетные комиссии имеют право:
- взаимодействовать с центральными исполнительными и другими государственными органами и организациями, а также привлекать к работе специалистов и экспертов для реализации задач комиссии;
- принимать решения и вносить предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию;
- в установленном законодательством порядке запрашивать и получать от государственных и других организаций материалы, необходимые для реализации задач комиссии;
- приглашать на заседания комиссии и заслушивать первых руководителей государственных органов и организаций по вопросам, связанным с реализацией задач комиссии.
В состав Бюджетной комиссии входят председатель, его заместители, секретарь и члены комиссии. Рабочим органом бюджетных комиссий являются соответственно центральный или местный уполномоченные органы по бюджетному планированию. Функции рабочего органа комиссии возлагаются на Министерство экономики и бюджетного планирования РК. Министерство разрабатывает прогнозные показатели социально-экономического развития страны и государственного бюджета на предстоящий трехлетний период и вносит на рассмотрение в Бюджетную комиссию.
Тема 7: Экономическое содержание поступлений в бюджет
1. Доходы бюджета и их источники. Управление доходами бюджета.
2. Характеристика налоговых и неналоговых доходов бюджета, их роль и значение.
3. Официальные трансферты.
4. Доходы от продажи основного капитала.
I.Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Доходы бюджета - понятие более узкое, чем доходы государства. Тем не менее, в структуре государственных доходов республики доходы бюджета имеют решающее значение.
Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Рост национального дохода обеспечивает постоянное увеличение объема доходов государства и доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных доходов - это чистый доход общества, создаваемый в сфере производства и обращения, на предприятиях различных форм собственности. Вместе с тем, государство аккумулирует в свои доходы для удовлетворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан, занятых в производственной и непроизводственной сфере, а также любой предпринимательской деятельностью.
Совокупность доходов, включаемых в бюджет, формы и методы их мобилизации составляют систему поступлений в государственный бюджет. Такие поступления представляют собой установленные Бюджетным кодексом обязательные платежи, зачисляемые в бюджет в определенных размерах и в установленные сроки.
Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов. Все расположенные на территории РК юридические лица, независимо от форм собственности, форм хозяйствования и подчиненности, а также граждане в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет.
Установлено, что юр. и физ. лица - плательщики налогов, сборов и платежей обеспечивают приоритетность их уплаты в бюджет над другими платежами и несут ответственность за своевременность и полноту их уплаты согласно действующему законодательству.
Доходы государственного бюджета в свою очередь подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республике занимают налоговые поступления.
Налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта между хозяйствующими субъектами (юридическими и физическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети чистого национального продукта.
Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность или заставляют отказаться от нее.
II.Налоговыми поступлениями, по определению, являются налоги и др. обязательные платежи в бюджет, установленные Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в РК» (Налоговым кодексом). Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, являются специфической формой производственных отношений. В этой связиналоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и как часть финансовых отношении постоянно находятся в движении.
В соответствии с Бюджетным кодексом РК в состав налоговых поступлений всех видов бюджетов включены следующие виды налогов:
- Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизы.
5. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть.
6. Налогообложение недропользователей:
- Бонусы.
- Роялти
- Налог на сверхприбыль