Компетенция органов гос-го управления в области межбюджетных отношений.

Бюджетная комиссия, ее состав и рабочие органы

I.Финансы, по определению, выражают разнообразные обще­ственные (финансовые) отношения, но этим отношениям прису­щи следующие общие черты:

- они распределяют валовой внутренний продукт и нацио­нальный доход;

- участвуют в формировании финансовых ресурсов;

- регулируют и контролируют распределительный процесс.

Эти общие черты характеризуют единую финансовую катего­рию, включающую в себя различные по специфике финансовые отношения, которые выделяются из общей совокупности финан­сов. Одной из таких частей финансовых отношений являются бюд­жетные отношения, имеющие свои особенности, свою специфику. Поскольку бюджетные отношения составляют основу бюджетной системы, то необходимо, используя различные методы и формы, управлять бюджетной системой. Уровни управления бюджетной системой страны обусловлены ее государственным устройством и административно-территориальным делением.

Поскольку бюджетная система представляет собой опреде­ленный механизм, сложнейший комплекс финансовых отношений и, вместе с тем, эффективный инструмент государственного регулирования экономики, то возникает необходимость рационального управления изменениями в сфере межбюджетных отношений. Эти изменения находят отражение в объемах доходов и расходов бюд­жетов всех уровней. Государство, используя различные принципы, методы, способы воздействует на процессы формирования меж­бюджетных отношений. В результате происходят корректировки бюджетных взаимосвязей, регулируются направления бюджетных потоков, устанавливаются пропорции распределения финансовых ресурсов, уточняются механизмы реализации бюджетных средств и их целевого назначения - все это обеспечивает управление меж­бюджетными отношениями.

Закрепление в различных законодательных актах определен­ного порядка формирования и движения финансовых потоков по всем уровням бюджетной системы, а также методов и способов организации отношений и функционирования взаимосвязей, воз­никающих при этом, представляют собой по существу основу механизма бюджетного регулирования, посредством которых ор­ганы власти и управления осуществляют свои представительные и исполнительные полномочия.

В целях оптимального распределения государственных функ­ций между уровнями государственного управления разработана Концепция разграничения полномочий между уровнями государс­твенного управления и совершенствования межбюджетных отно­шений, одобренная постановлением Правительства РК. В данной Концепции излагаются направления разграничений полномочий между уровнями государственного управления по вопросам об­щего характера, по вопросам организации управления на уровне района в городе (столице), сельских (поселковых) округов, городов районного значения, а также по отдельным отраслям (секторам) и сферам управления. В соответствии с Конституцией РК, компе­тенция местных государственных органов власти устанавливается специальным законом, поэтому изложенные в Концепции предло­жения по разграничению полномочий являются основой для раз­работки соответствующих проектов законов.

Поскольку под термином «компетенция» понимается опреде­ленный круг вопросов, относимых к рассмотрению тем или иным государственным органом, то для их решения эти органы наделяются необходимыми полномочиями. Компетенции местных госу­дарственных органов излагаются в Законе РК «О местном государс­твенном управлении». В Законе указаны в основном те полномочия, которые охватывают административно-распорядительные функции по управлению соответствующей территорией. Охватить в одном законе все полномочия местных государственных органов прак­тически невозможно и в этом нет необходимости, поскольку зна­чительная часть этих полномочий логически и функционально связаны с отраслевыми законами и в них изложены. К примеру, кон­кретный перечень полномочий государственного органа в области образования содержится в Законе РК «Об образовании», в области здравоохранения - в Законе РК «О здравоохранении».

Законодательная база, определяющая компетенцию органов государственной власти в системе межбюджетных отношений и механизмы их регулирования, содержит нормы:

¨ Конституции РК;

¨ Бюджетного кодекса РК;

¨ Закона РК «О республиканском бюджете (на соответству­ющий год)»;

¨ Закона РК «О местном государственном управлении в РК»; Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

¨ Закона РК «О контроле исполнения республиканского и ме­стных бюджетов»;

¨ решений маслихатов о местном бюджете (на соответствую­щий год);

В соответствии с Бюджетным кодексом, структуру государст­венного управления в области регулирования бюджетных отно­шений составляют:

* Президент РК;

* Парламент РК;

* Счетный комитет по контролю исполнения республиканс­кого бюджета;

* Правительство РК;

* Центральный уполномоченный орган по экономическому и бюджетному планированию;

* Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета;

* Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю;

* маслихат;

* местный исполнительный орган.

Непосредственное управление бюджетной системой осуще­ствляет Правительство РК через центральные и местные уполно­моченные органы по бюджетному планированию, исполнению бюджета и внутреннему контролю.

Министерство экономики и бюджетного планирования РК яв­ляется центральным исполнительным органом, осуществляющим функции по формированию среднесрочного плана социально-эко­номического развития страны, планированию прогнозных показате­лей государственного бюджета на среднесрочный период и проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

Министерство финансов РК является центральным исполни­тельным органом, осуществляющим функции в сфере исполнения, ведения бюджетного учета и отчетности, а также внутреннего го­сударственного финансового контроля.

На нижестоящих уровнях бюджетной системы функции мес­тных уполномоченных органов осуществляют соответствующие структуры маслихатов и местных исполнительных органов.

II.Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования РК и Министерство финансов РК, которые осуществляют свою де­ятельность в соответствии с Конституцией и законами РК, актами Президента и Правительства РК, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о соответствующем Министерстве. Роль и значение этих министерств в управлении финансами госу­дарства определяется значимостью выполняемых им функций и объемов решаемых задач.

Министерство экономики и бюджетного планирования — это центральный исполнительный орган, миссией которого являет­ся создание и развитие системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социаль­но-экономического развития Республики Казахстан. Положением о Министерстве определены следующие основные задачи:

- формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития РК;

- формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с при­оритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере между­
народных экономических и финансовых отношений;

- формирование государственной политики в сфере управле­ния государственными активами в секторах экономики.

Министерство, исходя из задачи формирования государствен­ной политики в области бюджетных отношений, осуществляет следующие стратегические функции:

v совершенствование системы стратегического, среднесроч­ного экономического и бюджетного планирования в РК;

v методологическое руководство бюджетным процессом;

v формирование перечня приоритетных бюджетных инвес­тиционных проектов (программ);

v осуществление планирования и анализа государственного и гарантированного государством заимствования и долга, бюджет­ного кредитования;

v подготовка совместно с Национальным банком РК с учас­тием центрального уполномоченного органа по исполнению бюд­жета ежегодной оценки состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования и долга на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга;

v разработка проекта среднесрочного плана социально-эко­номического развития Республики Казахстан;

v разработка проекта среднесрочной фискальной политики Правительства РК;

v разработка проектов законов о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, внесение изменений и до­полнений в бюджет;

v разработка проекта постановления Правительства РК о реа­лизации закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

v разработка чрезвычайного государственного бюджета;

v разработка проекта Закона РК об объемах официальных трансфертов общего характера между республиканским и областны­ми бюджетами, бюджетами города республиканского значения, сто­лицы на трехлетний период;

v разработка проекта единой бюджетной классификации;

v разработка и утверждение годового плана финансирования;

v методологическое обеспечение разработки и реализации среднесрочных планов социально-экономического развития, бюд­жетного планирования и программирования государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ;

v методологическое обеспечение, организация разработки и мониторинг осуществления бюджетных инвестиций;

v определение целей и приоритетов государственной поли­тики в сфере управления государственными финансами и государ­ственной собственностью РК и приватизации;

v составление и предоставление в Правительство РК сводной информации о ходе реализации бюджетных инвестиции, осуществляе­мых за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов;

Функции Министерства в области реализации государствен­ной политики в сфере бюджетных отношений заключаются в сле­дующем:

· прогнозирование поступлений в республиканский бюджет и местные бюджеты;

· проведение оценки эффективности реализации государст­венных и отраслевых программ, бюджетных программ, бюджетных инвестиций и грантов;

· осуществление анализа штатных расписаний государственных органов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

· осуществление общего контроля исполнения государственных, отраслевых программ;

· проведение экономической экспертизы республиканских бюджетных инвестиционных проектов (программ);

Правовое положение Министерства обусловлено установлен­ными законодательством правами, обеспечивающими реализацию возложенных на него задач и осуществление своих функций. Ми­нистерство имеет право:

¨ вносить в Правительство РК предложения по основным на­правлениям государственной социально-экономической политики;

¨ осуществлять мониторинг реализации центральными и ме­стными исполнительными органами среднесрочных планов, пла­нов мероприятий по реализации Программы Правительства;

¨ вносить в Правительство РК предложения по корректиров­ке плана мероприятий по реализации Программы Правительства;

¨ вносить в Правительство РК предложения о целесообразнос­ти дальнейшей реализации государственных и отраслевых программ;

¨ в пределах своей компетенции подготавливать и представ­лять государственным органам информационно-аналитические материалы;

¨ в пределах своей компетенции разрабатывать и издавать нормативные правовые акты;

¨ в пределах своей компетенции запрашивать и получать у государственных органов, юридических лиц с участием государс­тва и иных организаций и физических лиц необходимую информа­цию и документы;

¨ привлекать для непосредственного обследования объектов мониторинга и анализа информации, относящейся к предмету государственного мониторинга собственности, представителей цен­тральных и местных исполнительных органов;

¨ привлекать для проведения экспертиз и консультаций спе­циалистов центральных и местных исполнительных органов и не­зависимых экспертов.

Министерство финансов — это центральный исполнительный орган республики, осуществляющий руководство и межотрасле­вую координацию, в пределах предусмотренных законодательст­вом, исполнения бюджета и контроля использования государст­венных средств и собственности, контроля проведения процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоя­тельного должника, регулирования системы бухгалтерского уче­та и аудита финансовой отчетности. Основными задачами Мини­стерства являются:

· обеспечение исполнения республиканского бюджета и кас­сового обслуживания исполнения местных бюджетов;

· обеспечение поступления налогов, сборов и других обяза­тельных платежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, пол­ноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, перечисление в Национальный фонд РК части поступле­ний в бюджет от организаций сырьевого сектора;

· методологическое руководство по исполнению республи­канского бюджета и местных бюджетов, по ведению бухгалтерско­го учета, отчетности и осуществлению аудита;

· в пределах своей компетенции контроль за эффективным и целевым использованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов;

· организация управления государственной собственностью и повышение ее эффективности;

· участие в разработке и реализации государственной нало­говой политики;

· государственный контроль проведения процедур банкротс­тва (за исключением банков и страховых (перестраховочных) орга­низаций), а также по внесудебной процедуре ликвидации несосто­ятельного должника;

· государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта;

· обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РК;

· осуществление международного сотрудничества в преде­лах компетенции Министерства;

Министерство в соответствии с законодательством осуществляет:

Ø исполнение республиканского бюджета и обслуживание исполнения местных бюджетов;

Ø участие в разработке проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, государственных и иных про­грамм, стратегических и среднесрочных планов социально-эконо­мического развития, основных макроэкономических показателей;

Ø участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в оп­ределении целей и приоритетов государственной политики в сфере поступлений доходов в государственный бюджет;

Ø участие в пределах своей компетенции в определении це­лей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью;

Ø анализ практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государствен­ной собственности, разработка предложений по его совершенство­ванию;

Ø обеспечение рациональности государственного и гаранти­рованного государством заимствования, а также управления госу­дарственным долгом;

Ø совершенствование системы мониторинга использования государственной собственности;

Ø перечисление в Национальный фонд РК части поступле­ний в бюджет от организаций сырьевого сектора в порядке, уста­новленном законодательством;

Ø в пределах своей компетенции разработку проектов и (или) принятие нормативных правовых актов по исполнению бюджета, бухгалтерского учета и аудита, финансового контроля и управления государственным имуществом;

Ø в пределах своей компетенции исполнение функции упол­номоченного органа в вопросах международных налоговых согла­шений об избежании двойного налогообложения;

Ø налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий;

Ø разработку порядка ведения и осуществления бухгалтерс­кого учета государственных учреждений, а также в пределах своей компетенции отчетности об исполнении республиканского и мест­ных бюджетов;

Ø ведение счетов местных бюджетов, счетов государственных учреждений и осуществление переводных операций по счетам;

Ø утверждение и внесение изменений в сводный план финан­сирования республиканского бюджета;

Ø финансирование расходов республиканского бюджета и кредитование в пределах сумм, предусмотренных в республиканс­ком бюджете;

Ø составление годовых отчетов об исполнении республикан­ского бюджета с включением информации о деятельности по фор­мированию и исполнению Национального фонда РК, месячной, квартальной и годовой информации о ходе исполнения государс­твенного бюджета, а также составление статистических отчетов по государственным финансам;

Ø контроль за правильностью составления и утверждения расходов государственных учреждений, финансируемых из респуб­ликанского бюджета, а также за целевым использованием средств правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием, и иного имущества, находя­щегося в государственной собственности;

Ø контроль и анализ исполнения республиканского бюджета, а также исполнения местных бюджетов;

Ø выполнение функций уполномоченного органа в сфере бухгалтерского учета и аудита, в том числе в сфере лицензирова­ния аудиторской деятельности в пределах своей компетенции;

Ø ведение и учет валютных операций государственных уч­реждений через соответствующие счета Комитета казначейства в Национальном банке РК, организация проверок по соблюдению законодательства;

Ø проведение финансовой экспертизы условий негосударс­твенных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов;

Ø определение финансовых условий правительственных зай­мов, согласование привлечения займов местными исполнительны­ми органами;

Ø в соответствии с предоставляемыми Правительством РК полномочиями проведение переговоров, подписание договоров правительственных займов, выпуск государственных эмиссион­ных ценных бумаг Правительства РК, предоставление государс­твенных гарантий по негосударственным займам резидентов РК;

Ø получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов РК;

Ø кредитование инвестиционных проектов государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республикан­ском бюджете, и в соответствии с решениями Правительства РК;

Ø участие в подготовке документов, необходимых для рати­фикации соглашений о правительственных внешних займах;

Ø подготовку проектов внутренних кредитных соглашений о возврате конечными заемщиками и банками второго уровня средств правительственных займов и средств софинансирования в республиканский бюджет;

Ø организацию и проведение совместно с уполномоченными банками-агентами работы с конечными заемщиками по взысканию отвлеченных из республиканского бюджета средств;

Ø контроль соблюдения законодательства, регулирующего пос­тупление налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность перечисления обязательных пенсионных взносов;

Ø совершенствование форм и методов сбора государствен­ной отчетности по государственным доходам;

Ø отбор на конкурсной основе по согласованию с Нацио­нальным банком РК банков второго уровня для обслуживания пра­вительственных займов, негосударственных займов, имеющих го­сударственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием, первичных дилеров, менедже­ров и других партнеров по выпуску государственных ценных бумаг;

Ø государственный контроль оборота и производства алко­гольной продукции и этилового спирта;

Ø в установленном законодательством порядке лицензирова­ние деятельности, связанной с организацией и проведением лотерей в РК и иных видов деятельности, отнесенных к его компетенции;

Ø организация работы по принудительному взиманию задол­женности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

Ø исполнение в пределах своей компетенции международ­ных обязательств РК по вопросам борьбы с налоговыми правона­рушениями;

Ø государственный контроль проведения процедур банкротс­тва (за исключением банков и страховых (перестраховочных) орга­низаций), а также во внесудебной процедуре ликвидации несосто­ятельного должника;

Ø иные функции, возложенные на него законодательством.

Министерство для реализации основных задач и осуществ­ления своих функций имеет право в установленном законодатель­ством порядке:

Ø запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на Министерство;

Ø издавать в пределах своей компетенции нормативные пра­вовые акты, обязательные для исполнения всеми государственны­ми органами, иными организациями и физическими лицами;

Ø отменять или приостанавливать приказы, иные акты ко­митетов и государственных организаций, находящихся в ведении Министерства;

Ø владеть, пользоваться, а также в случаях, установленных законодательными актами и Правительством, распоряжаться госу­дарственной долей в акционерных обществах и другим имущест­вом, находящимся в республиканской собственности;

Ø осуществлять функции органа государственного управле­ния республиканскими государственными предприятиями, нахо­дящимися в ведении Министерства;

Ø осуществлять сотрудничество с международными органи­зациями в пределах своей компетенции;

Ø осуществлять управление текущими остатками единого казначейского счета и на корреспондентских счетах Комитета каз­начейства путем их эффективного размещения в установленном Правительством порядке;

Ø отзывать бюджетные средства и приостанавливать финан­сирование в случаях, предусмотренных бюджетным законодатель­ством;

Ø получать от местных исполнительных органов сводные дан­ные об утвержденном бюджете области, городов Астана и Алматы, а также от государственных учреждений, финансируемых из рес­публиканского бюджета, ежемесячные отчеты об их исполнении;

Ø осуществлять управление, учет и организацию хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;

Ø осуществлять отдельные виды банковских операций в на­циональной и иностранной валюте;

Руководителями деятельности Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов являются соответствующие министры, назначаемые на должность и осво­бождаемые от занимаемой должности Президентом РК. Минист­ры имеют заместителей, в том числе одного первого. Назначение заместителей министра на должности и освобождение от зани­маемой должности осуществляется Правительством РК по пред­ставлению министров.

Министр организует и руководит работой Министерства и не­сет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. В этих целях министр:

o - определяет обязанности и полномочия своих заместите­лей и руководителей структурных подразделений Министерства;

o в соответствии с законодательством назначает на долж­ности и освобождает от должностей работников Министерства;

o в установленном законодательством порядке налагает дис­циплинарные взыскания на сотрудников Министерства;

o подписывает приказы и другие распоряжения;

o в пределах своей компетенции утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;

o утверждает структуру и штатную численность Минис­терства в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством;

o представляет Министерство во всех государственных орга­нах и иных организациях;

o утверждает регламент работы Министерства;

Министерства имеют Коллегию, которая является консульта­тивно-совещательным органом при министре. Численный и персо­нальный состав Коллегии утверждается министром из числа руко­водителей структурных подразделений министерств.

Иные вопросы организации деятельности этих министерств, права и обязанности должностных лиц, компетенция и полномо­чия подразделений устанавливаются регламентом их работы, по­ложениями о комитетах, департаментах и структурных подраз­делениях, обеспечивающих деятельность данных министерств, утверждаемыми в установленном порядке.

III. В целях обеспечения своевременной и качественной разра­ботки проекта бюджета на соответствующий финансовый год и выработки предложений по его уточнению и исполнению на всех уровнях бюджетной системы на постоянной основе создаются бюджетные комиссии.

Задачами республиканской бюджетной комиссии являются:

Компетенция органов гос-го управления в области межбюджетных отношений. - student2.ru определение основных прогнозных показателей государст­венного и республиканского бюджетов на трехлетний период на основе среднесрочного плана социально-экономического разви­тия РК на среднесрочный период;

Компетенция органов гос-го управления в области межбюджетных отношений. - student2.ru рассмотрение и определение показателей проекта респуб-ли-канского бюджета на соответствующий финансовый год;

Компетенция органов гос-го управления в области межбюджетных отношений. - student2.ru определение соответствия основных прогнозных показате­лей государственного, республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период, проекта республиканского бюджета на со­ответствующий финансовый год государственным и отраслевым (секторальным) программам и среднесрочному плану социально-экономического развития РК на соответствующий период;

Компетенция органов гос-го управления в области межбюджетных отношений. - student2.ru выработка предложений по уточнению республиканского бюджета на соответствующий финансовый год;

Компетенция органов гос-го управления в области межбюджетных отношений. - student2.ru рассмотрение результатов мониторинга за ходом реализа­ции республиканских бюджетных программ и выработка предло­жений по ним.

Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:

]) рассматривает подготовленные рабочим органом комиссии материалы и определяет:

прогнозные показатели государственного бюджета страны на предстоящий трехлетний период;

прогнозные показатели республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период;

поступления в республиканский бюджет;

дефицит (профицит) республиканского бюджета;

лимит правительственного долга на конец соответствую­щего финансового года;

лимит предоставления государственных гарантий на соот­ветствующий финансовый год;

субвенции из республиканского бюджета в областные бюджеты;

лимит расходов республиканского бюджета в разрезе адми­нистраторов республиканских бюджетных программ, в том числе по инвестиционным проектам, с учетом реализуемых в текущем году проектов;

объем погашения в планируемом финансовом году кредитор­ской задолженности государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета по республиканским бюджетным программам (подпрограммам), сложившейся по состоянию на на­чало текущего финансового года;

2) рассматривает перечень организаций сырьевого сектора для определения прогнозных объемов поступлений от них и последу­ющего его внесения рабочим органом комиссии на утверждение в
Правительство РК;

3) рассматривает и определяет перечень и объемы финанси­рования из республиканского бюджета инвестиционных проектов на предстоящий трехлетний период с учетом реализуемых в текущем году проектов, в том числе проекты, реализуемые в областях, городах Астана и Алматы, внесенные центральным исполнитель­ным органом по экономическому планированию;

4) рассматривает и выносит решения по урегулированию раз­ногласий между рабочим органом комиссии и местными исполни­тельными органами областей, городов Астана и Алматы по про­гнозным показателям местных бюджетов;

5) рассматривает заключения рабочего органа комиссии по бюджетным заявкам администраторов республиканских бюджет­ных программ и выносит по ним решения;

6) рассматривает предложения по включению в проект рес­публиканского бюджета на предстоящий финансовый год целевых трансфертов из Национального фонда РК, цели которых определя­ются Президентом РК, внесенные Администрацией Президента РК и одобренные Советом по управлению Национальным фондом РК;

7) рассматривает и определяет проект республиканского бюд­жета на предстоящий финансовый год;

8) рассматривает проекты государственных программ РК и отраслевых (секторальных) программ и дает заключения по объему финансирования программных мероприятий в разрезе источников
и сроков финансирования, а также дает заключение о необходи­мости изменений ранее утвержденных государственных программ, отраслевых (секторальных) программ;

9) рассматривает и вырабатывает предложения:

- по уточнению паспортов бюджетных программ и дальней­шей реализации бюджетных программ на основании информации центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета о
результатах реализации бюджетных программ;

- по уточнению республиканского бюджета на соответствую­щий финансовый год.

10) осуществляет другие функции в соответствии с законода­тельством Республики Казахстан.

В соответствии со своими задачами, бюджетные комиссии имеют право:

- взаимодействовать с центральными исполнительными и другими государственными органами и организациями, а также привлекать к работе специалистов и экспертов для реализации за­дач комиссии;

- принимать решения и вносить предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию;

- в установленном законодательством порядке запрашивать и получать от государственных и других организаций материалы, необходимые для реализации задач комиссии;

- приглашать на заседания комиссии и заслушивать первых руководителей государственных органов и организаций по вопро­сам, связанным с реализацией задач комиссии.

В состав Бюджетной комиссии входят председатель, его замес­тители, секретарь и члены комиссии. Рабочим органом бюджетных комиссий являются соответственно центральный или местный уполномоченные органы по бюджетному планированию. Функции рабочего органа комиссии возлагаются на Министерство экономи­ки и бюджетного планирования РК. Министерство разрабатывает прогнозные показатели социально-экономического развития стра­ны и государственного бюджета на предстоящий трехлетний пери­од и вносит на рассмотрение в Бюджетную комиссию.

Тема 7: Экономическое содержание поступлений в бюджет

1. Доходы бюджета и их источники. Управление доходами бюджета.

2. Характеристика налоговых и неналоговых доходов бюджета, их роль и значение.

3. Официальные трансферты.

4. Доходы от продажи основного капитала.

I.Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с зако­нодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. Они выражают экономические отношения, возникающие в про­цессе формирования фондов денежных средств. Доходы бюджета - понятие более узкое, чем доходы государства. Тем не менее, в структуре государственных доходов республики доходы бюджета имеют решающее значение.

Главный материальный источник доходов бюджета - нацио­нальный доход. Рост национального дохода обеспечивает посто­янное увеличение объема доходов государства и доходов государс­твенного бюджета. Значительная часть государственных доходов - это чистый доход общества, создаваемый в сфере производства и обращения, на предприятиях различных форм собственности. Вместе с тем, государство аккумулирует в свои доходы для удов­летворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан, занятых в производственной и непроизводственной сфе­ре, а также любой предпринимательской деятельностью.

Совокупность доходов, включаемых в бюджет, формы и мето­ды их мобилизации составляют систему поступлений в государственный бюджет. Такие поступления представляют собой установ­ленные Бюджетным кодексом обязательные платежи, зачисляемые в бюджет в определенных размерах и в установленные сроки.

Основу поступлений в бюджет составляют платежи, моби­лизуемые в виде налогов и сборов. Все расположенные на терри­тории РК юридические лица, независимо от форм собственности, форм хозяйствования и подчиненности, а также граждане в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет.

Установлено, что юр. и физ. лица - платель­щики налогов, сборов и платежей обеспечивают приоритетность их уплаты в бюджет над другими платежами и несут ответственность за своевременность и полноту их уплаты согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета в свою очередь подразде­ляются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; до­ходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. На­ибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республи­ке занимают налоговые поступления.

Налоги играют важную роль в перераспределении чисто­го национального продукта между хозяйствующими субъектами (юридическими и физическими лицами) и государством, в распо­ряжении которого концентрируется более одной трети чистого на­ционального продукта.

Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных эконо­мических территорий, или замедлять их развитие, играть анти­монопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную эконо­мическую деятельность или заставляют отказаться от нее.

II.Налоговыми поступлениями, по определению, являются налоги и др. обязательные платежи в бюджет, установленные Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в РК» (Налоговым кодексом). Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, являются специфической формой производственных отношений. В этой связиналоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и как часть финансовых отношении постоянно находятся в движении.

В соответствии с Бюджетным кодексом РК в состав налоговых поступлений всех видов бюджетов включены следующие виды налогов:

  1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизы.

5. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть.

6. Налогообложение недропользователей:

- Бонусы.

- Роялти

- Налог на сверхприбыль

Наши рекомендации