Компетенция общих органов управления в области охраны окружающей среды.

Компетенция общих органов управления базируется на:

1. Конституция (ст. 84,90,97,98,106,107,108).

2. Законах: «О Совете Министров РБ»; «О Президенте РБ»; «О местном управлении и самоуправлении в РБ».

Вопросы, входящие в компетенцию названных органов можно классифицировать следующим образом:

1. Определение основных направлений в экологической политике принятия и утверждение правовых норм и экономических основ, регулирования охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ. Координация природоохранительной деятельности, в том числе и в международном масштабе.

3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, введение кадастров и мониторинга окружающей среды.

4. Утверждение нормативов вредных воздействий на окружающую среду, платежей за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов, формирование и расходование целевых бюджетных фондов охраны природы.

5. Государственный экологический контроль и экспертиза, решение об ограничении при установлении, прекращении деятельности хозяйствующих субъектов, привлечение к административной деятельности, предъявление исков об возмещении ущерба, определение территории зонами экологического бедствия.

6. Организация заповедного дела, ведение красной книги экологического воспитания и просвещение, обеспечение необходимой информацией население.

Самостоятельно: департамент гидрометеорологии. Государствнный сан. Надзор, департамент по проблемам катастрофы на ЧАЭС, государственный комитет по имуществу (экзаменационный 42 вопрос).

Экономический метод предполагает использование стоимости рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации хозяйственной экологической политике. Такими рычагами являются:

1. Рентные платежи.

2. Платежи за использование природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

3. Компенсационные платежи за выбытие природного ресурса из целевого использования или ухудшения его качества.

4. Штрафы.

5. Система налоговых льгот.

6. Налог на выпуск экологически опасной продукции и др.

По средствам экономических методов реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка.

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды.

Экономический механизм природной охраны – совокупность предусмотренных законодательством экономических мер по обеспечению охраны и рациональному использования окружающей среды.

Основой правового регулирования экономического механизма установлены гл.14 Закона. Этот механизм включает следующие элементы:

1. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны в части рационального использования и охраны окружающей среды.

2. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию и охране окружающей среды.

3. Создание фондов охраны природы.

4. Установление платежей за природопользование.

5. Проведение экономической оценки природных объектов

6. Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

7. Установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

8. Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду.

9. Экологическое страхование.

10. И иные меры.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе установления в соответствии с законодательством льгот по налогообложению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при внедрении ими малоотходных энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществление иной природоохранной деятельности.

Установление льгот по кредитованию мероприятий по охране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов. Ускоренной амортизации оборудования и других предметов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.

Амортизация – это перенос стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт.

Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды в области обращения с отходами определяется Законом «Об охране окружающей среды» и Законом «Об обращении с отходами».

Экономическое стимулирование осуществляется по средствам предоставления льгот:

1. При применении экологически чистых и малоотходных технологий в области обращения с отходами;

2. Выделение средств из республиканского и местных бюджетов по обезвреживанию опасных отходов;

3. Применение ускоренной амортизации основным производственных фондов и иных видов.

Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию производится за счет:

1. Средств республиканского и местных бюджетов;

2. Средств государственных, целевых бюджетных фондов охраны природы;

3. Средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

4. Средств граждан (в том числе и иностранных);

5. Кредитов банков и иностранных инвестиций;

6. И иных средств.

Платежи за природопользования включают платежи за использование природных ресурсов (Экологический кодекс) и платежи за вредные воздействия на окружающую среду.

Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за:

1. Выбросы, загрязняющих веществ в окружающую среду;

2. Сбросы, загрязняющих веществ в окружающую среду;

3. За размещение отходов;

4. Ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ или продукции, содержащей озоноразрущающие вещества;

5. И иные виды вредного воздействия.

При осуществлении природопользования устанавливаются лимиты и взимается плата за использование отдельных видов природных ресурсов и за вышеперечисленное в пределах, установленных и сверхустановленных лимитов.

За природопользование сверхустановленных лимитов плата взимается в кратном размере (за превышение лимитов объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере; за выбросы и сбросы сверх лимитов 10 раз).

Источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов могут быть:

1. Платежи за вредные воздействия на окружающую среду (ст.83);

2. Средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;

3. Штрафы за загрязнения и иные нарушения;

4. Средства от реализации конфискатов;

5. Добровольные взносы юридических и индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных);

6. И иное.

Порядок формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяется Законом «О бюджете» на очередной финансовый год. В соответствии с этим законом Совет министров определяет направления использования этих средств.

Обязательное экологическое страхование реализует экономический механизм экологической безопасности, гарантирует физическим и юридическим лицам возмещение убытков от воздействия на них загрязненной окружающей природной среды, а также стимулирует деятельность хозяйствующих объектов по предотвращению аварийного загрязнения.

Обязательное экологическое страхование – это осуществляемое в силу закона обязательное страхование гражданской ответственности предприятий, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей природной среды, за причинение физическим и юридическим лицам (третьим лицам) убытков, возникающих в результате воздействия окружающей природной среды на население, хозяйственные объекты и территорию, загрязненную в следствии аварий и техногенных катастроф, произошедших не этих предприятиях, а также других чрезвычайных событий.

Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.

1. Правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.

2. Экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в строй предприятий, сооружений и других объектов.

3. Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи.

4. Правовое регулирование размещения отходов.

5. Ответственность предприятий за нарушение требований экологической безопасности.

Наши рекомендации