Идентификация рисков, их измерение и ранжирование

Идентификация риска заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности.

Идентификация начинается с определения опасностей, угрожающих данному предприятию. Опасность — это сочетание обстоятельств, которые могут вызвать негативные последствия. Риск — вероятность того, что это произойдет. Иначе говоря, риск — это просчитанный потенциал ущерба, который заключает в себе опасность для данного лица. Между опасностью и риском находятся события или действия, которые являются своеобразным механизмом реализации риска.

Для идентификации рисков необходимо изучение всех компонентов, их сопровождающих:

•опасностей, которые могут привести к неблагоприятному результату;

- ресурсов предприятия, которые могут пострадать от рисков;

•факторов, увеличивающих или уменьшающих вероятность реализации рисков;

•ущербов, в которых выражается воздействие риска на ресурсы.

Источники информации для идентификации рисков:

1)физич.осмотры помещений и наблюдение за процессами произ-ва

2)схемы последовательности технологических и иных процессов.

3)изучение документов (контрактов и соглашений, договоров об аренде земли и помещений и т.д.)

4)собеседование с ключевым персоналом.

Факторы, влияющие на вер-ть реализации рисков:

1)Факторы 1 порядка — первичные причины, вызывающие риск, носят объективный характер и на­ходятся вне контроля (стихийные бедствия, аварии и т.д.).

2)Факторы 2 порядка влияют на вероятность возникновения ущер­ба и его величину. Сами по себе они не являются причиной ущерба. Эти факторы, в свою очередь, делятся на объективные (строительные материалы здания, наличие охранной сигнализации, местонахожде­ние объекта, возраст и пол человека) и субъектив­ные (связаны с особенностями поведения и качествами человека, именно они ока­зывают решающее воздействие на рисковую ситуацию).

Измерение, или оценка, риска — это вторая ступень в процессе управления рисками. Измерение риска сводится к определению сте­пени его вероятности и размеров потенциального ущерба.

Методы: 1)статистические: основаны на статистике ущербов

2)вероятностно-статистические: основаны на комбинации статистических данных и теоретических гипотез.

3)теоретико-вероятностные: построение мат.модели изучаемого риска и теоретические модели его параметров.

4)экспертные: обработка ответов экспертов.

Специальные практические методы оценки рисков:

1)HAZOP (hazard and operability) — опасность-операбельность: используется в хим. промышленности, включает составление комплексной схемы трубопроводов и оснащения с последующим изучением каждой линии с точки сзерния возможного отклонения от нормы и результатов.

2)HAZAN {hazard analysis) — анализ опасностей: разработка сценариев возникно­вения крупных аварий. Выявляются возможные частные собы­тия, которые могут привести к аварии, и вычерчивается своего рода Маршрутная карта кумуляции риска, приводящая к крупному ущербу (дорожная карта). Для каждого суб-события» устанавливается вер-ть и оценивается общая вер-ть нежелаемого события.

3)FMEA (failure modes and effects analysis) — анализ типов аварий и их воздействий: осуществляется в отраслях тяжелой, химической промышленности, авиастроении, производстве космической техники, энергетике и т.д. и проводится на базе данных отраслевой статистики.

4)тотальная оценка риска: систематическое и постоян­ное отслеживание всех возможных причин серьезных ущербов, коли­чественную оценку их вероятности и размеров.

5)индексы риска: позволяют сопоставить его уровень для разных предприятий химической промышленности. Они учитывают целую систему факторов: используемые материалы, характер технологиче­ского процесса, тип систем безопасности и контроль со стороны управленческого персонала.

Самые простые методы оценки риска, доступные любому предприятию:

•вероятностная оценка риска: производится на основе экспертных оценок и статистических данных.

•ранжирование рисков: упорядочение рисков с точки зрения вер-ти (частоты) наступления и размеров возможного ущерба.

Один из самых важных моментов в оценке риска — группировка рисков по соотношению размеров возможного ущерба и частотности: мелкие убытки в рамках текущих расходов; средние убытки; серьезные убытки; весьма серьезные убытки; катастрофические убытки.

Методы контроля рисков

Рисковой контроль — заключительная стадия управления риска­ми. Он включает четыре основные стратегии: избежание, сокраще­ние, сдерживание и передача риска.

Формы контроля рисков:

1) физический (включает меры, позволяющие снизить вероятность наступления ущерба или его масштабы)

Правила: -издержки по предотвращению риска и и снижению потерь не должны превышать возможного размера ущерба; -затраты складываются из прямых (затраты на приобретение и эксплуатацию оборудования, оплату труда специалистов) и косвенных (возможное снижение производ-ти труда или объемов деят-ти на каких-либо участках).

2)финансовый контроль (поиск источников компенсации возможных ущербов в денежной форме). Компенсация может осуществляться через самострахование и страхование.

Самострахование - альтернатива заключению договора страхования либо как дополнение к нему.

Методы самострахования:

•включение мелких ущербов в цену продукции и услуг;

•получение необходимых средств за счет продажи части акти­вов;

•создание специальных резервных фондов на предприятии;

•получение ссуды на покрытие ущерба.

Обращение к услугам страховой компании связано с необходи­мостью регулярных выплат страховой премии. Отсюда следует необ­ходимость соизмерения и оценки, что следует страховать, а что оста­вить на самострахование.

Специфической формой самострахования, используемой крупными концернами, является учреждение ими собственных страховых компаний (кэптивных) для страхования своих рисков. Преимуществами кэптивных компаний являются:

•льготные условия страхования, которые предоставляются материнской фирме;

•возможность обеспечения на базе финансового фонда сглаживания колебаний в уровне убытков в течение длительной временной перспективы;

•прямой доступ к рынку перестрахования.

Андеррайтинг в страховании

Андеррайтинг — это деятельность страховщика, направленная на оценку рисков, принимаемых в страхование, определение адекватного страхового тарифа и условий страхования, формирование прибыльного страхового портфеля.

Основными функции андеррайтинга:

1.Оценка рисков. Любой риск характеризуется определенными параметрами: количественными (вероятность ущерба, наибольший возможный ущерб, математическое ожидание ущерба и т. д.) и качественными (качество системы противопожарной безопасности, наличие сигнализации, уровень подготовки и опыт пилотов). Оценка рисков состоит в определении параметров каждого из рисков;

2.Определение адекватного страхового тарифа. Страховые тарифы рассчитываются актуарно, а задача андеррайтера состоит в выборе адекватных повышающих (понижающих) коэффициентов к базовому тарифу, в зависимости от специфики конкретного договора страхования;

3.Определение условий страхования. Одним из инструментов управления прибыль ностью страховой организации, наряду со страховыми тарифами, являются условия страхования (широта страхового покрытия, исключения из страховых событий и т. д.);

4.Формирование прибыльного страхового портфеля. Под страховым портфелем будем понимать сумму всех страховых брутто-премий, полученных (начисленных) на протяжении андеррайтингового года по некоторому виду страхования или по всем видам страхования, за вычетом расходов на привлечение страхователей (агентские и брокерские вознаграждения) и расходов на ведение дела.

Система андеррайтинга включает в себя два уровня: первичный и специализированный.

Первичный андеррайтинг осуществляется силами самих продавцов. Это вид андеррайтинга, в рамках которого происходит оценка стандартного риска по типовым процедурам и правилам.

Специализированный андеррайтинг осуществляется штатными андеррайтерами по нестандартным рискам.

24.Страховая премия, ее структура и порядок определения

Страховая премия (брутто-премия, страховой взнос) – плата, которую вносит страхователь по договору страхования.

Страховая премия зависит от страховой суммы и брутто-ставки страхового тарифа, иногда исчисляясь как произведение последних с учётом поправочных коэффициентов.

Основными компонентами брутто-премии являются: нетто-премия, надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль.

Нетто-премия предназначена для покрытия ущербов. Специфи­ка страхования в обосновании этой части премии состоит в том, что в момент калькуляции цены величина ущерба не определена.

Назначение страховой надбавки состоит в том, чтобы финанси­ровать чисто случайные отклонения реального ущерба от его ожидае­мых значений. Включение страховой надбавки в состав премии сни­жает случайный риск для страховой организации до приемлемого уровня.

Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент премии, предназначенный для покрытия издержек страхов­щика. Расходы страховой компании складываются из следующих

основных частей:

•административно-хозяйственные расходы: оплата аренды по­мещения, заработная плата штатным сотрудникам, канцелярские расходы, плата за воду и электроэнергию и т.д.;

•аквизиционные расходы: расходы на заключение новых договоров страхования, основную часть этих расходов составляет ко­миссионное вознаграждение страховым посредникам.

Надбавка на прибыль служит источником формирования прибыли от страховой деятельности. Надбавка на прибыль — это % на собственный капитал, выступающий как вознаграждение владельцев

капитала за его применение. Эта надбавка должна рассчитываться с учетом налогов на прибыль.

Часть страховой премии, которая служит для покрытия расходов и формирования плановой прибыли страховщика, называется на­грузкой. Основную долю в структуре брутто-премии занимает нетто-премия. На нагрузку приходится лишь незначительная часть страхового взноса: в среднем 10—20% в зависимости от вида страхо­вания.

Расчет страховой премии по договору:

1)страховая сумма*тариф

2)страховой тариф-ставка страховой премии со 100 руб. страховой суммы.

страховая премия = страх.сумма*брутто-ставка/100

брутто-ставка(%)=нетто-ставка(%)+нарузка(%)

Размер нагрузки определяется как произведение брутто-ставки на долю нагрузки в брутто-ставке.

Брутто-ставка = Нетто-ставка + Брутто-ставка х f

Брутто-ставка = Нетто-ставка/ 1-f

Данная формула для определения брутто-ставки является общей

для всех видов страхования. Однако методы расчета входящей в эту формулу нетто-ставки различаются по видам страхования.

Страховые премии уплачиваются, как правило, в момент за­ключения договора, а выплаты могут происходить на протяжении всего срока страхования. Следовательно, некоторое время собран­ные премии находятся в страховом фонде и представляют собой временно свободные ресурсы. Эти ресурсы можно инвестировать и получать при этом определенный доход. Доход от инвестирования временно свободных средств является дополнительным источни­ком формирования доходов страховой компании.

Наши рекомендации