Идентификация рисков, их измерение и ранжирование
Идентификация риска заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности.
Идентификация начинается с определения опасностей, угрожающих данному предприятию. Опасность — это сочетание обстоятельств, которые могут вызвать негативные последствия. Риск — вероятность того, что это произойдет. Иначе говоря, риск — это просчитанный потенциал ущерба, который заключает в себе опасность для данного лица. Между опасностью и риском находятся события или действия, которые являются своеобразным механизмом реализации риска.
Для идентификации рисков необходимо изучение всех компонентов, их сопровождающих:
•опасностей, которые могут привести к неблагоприятному результату;
- ресурсов предприятия, которые могут пострадать от рисков;
•факторов, увеличивающих или уменьшающих вероятность реализации рисков;
•ущербов, в которых выражается воздействие риска на ресурсы.
Источники информации для идентификации рисков:
1)физич.осмотры помещений и наблюдение за процессами произ-ва
2)схемы последовательности технологических и иных процессов.
3)изучение документов (контрактов и соглашений, договоров об аренде земли и помещений и т.д.)
4)собеседование с ключевым персоналом.
Факторы, влияющие на вер-ть реализации рисков:
1)Факторы 1 порядка — первичные причины, вызывающие риск, носят объективный характер и находятся вне контроля (стихийные бедствия, аварии и т.д.).
2)Факторы 2 порядка влияют на вероятность возникновения ущерба и его величину. Сами по себе они не являются причиной ущерба. Эти факторы, в свою очередь, делятся на объективные (строительные материалы здания, наличие охранной сигнализации, местонахождение объекта, возраст и пол человека) и субъективные (связаны с особенностями поведения и качествами человека, именно они оказывают решающее воздействие на рисковую ситуацию).
Измерение, или оценка, риска — это вторая ступень в процессе управления рисками. Измерение риска сводится к определению степени его вероятности и размеров потенциального ущерба.
Методы: 1)статистические: основаны на статистике ущербов
2)вероятностно-статистические: основаны на комбинации статистических данных и теоретических гипотез.
3)теоретико-вероятностные: построение мат.модели изучаемого риска и теоретические модели его параметров.
4)экспертные: обработка ответов экспертов.
Специальные практические методы оценки рисков:
1)HAZOP (hazard and operability) — опасность-операбельность: используется в хим. промышленности, включает составление комплексной схемы трубопроводов и оснащения с последующим изучением каждой линии с точки сзерния возможного отклонения от нормы и результатов.
2)HAZAN {hazard analysis) — анализ опасностей: разработка сценариев возникновения крупных аварий. Выявляются возможные частные события, которые могут привести к аварии, и вычерчивается своего рода Маршрутная карта кумуляции риска, приводящая к крупному ущербу (дорожная карта). Для каждого суб-события» устанавливается вер-ть и оценивается общая вер-ть нежелаемого события.
3)FMEA (failure modes and effects analysis) — анализ типов аварий и их воздействий: осуществляется в отраслях тяжелой, химической промышленности, авиастроении, производстве космической техники, энергетике и т.д. и проводится на базе данных отраслевой статистики.
4)тотальная оценка риска: систематическое и постоянное отслеживание всех возможных причин серьезных ущербов, количественную оценку их вероятности и размеров.
5)индексы риска: позволяют сопоставить его уровень для разных предприятий химической промышленности. Они учитывают целую систему факторов: используемые материалы, характер технологического процесса, тип систем безопасности и контроль со стороны управленческого персонала.
Самые простые методы оценки риска, доступные любому предприятию:
•вероятностная оценка риска: производится на основе экспертных оценок и статистических данных.
•ранжирование рисков: упорядочение рисков с точки зрения вер-ти (частоты) наступления и размеров возможного ущерба.
Один из самых важных моментов в оценке риска — группировка рисков по соотношению размеров возможного ущерба и частотности: мелкие убытки в рамках текущих расходов; средние убытки; серьезные убытки; весьма серьезные убытки; катастрофические убытки.
Методы контроля рисков
Рисковой контроль — заключительная стадия управления рисками. Он включает четыре основные стратегии: избежание, сокращение, сдерживание и передача риска.
Формы контроля рисков:
1) физический (включает меры, позволяющие снизить вероятность наступления ущерба или его масштабы)
Правила: -издержки по предотвращению риска и и снижению потерь не должны превышать возможного размера ущерба; -затраты складываются из прямых (затраты на приобретение и эксплуатацию оборудования, оплату труда специалистов) и косвенных (возможное снижение производ-ти труда или объемов деят-ти на каких-либо участках).
2)финансовый контроль (поиск источников компенсации возможных ущербов в денежной форме). Компенсация может осуществляться через самострахование и страхование.
Самострахование - альтернатива заключению договора страхования либо как дополнение к нему.
Методы самострахования:
•включение мелких ущербов в цену продукции и услуг;
•получение необходимых средств за счет продажи части активов;
•создание специальных резервных фондов на предприятии;
•получение ссуды на покрытие ущерба.
Обращение к услугам страховой компании связано с необходимостью регулярных выплат страховой премии. Отсюда следует необходимость соизмерения и оценки, что следует страховать, а что оставить на самострахование.
Специфической формой самострахования, используемой крупными концернами, является учреждение ими собственных страховых компаний (кэптивных) для страхования своих рисков. Преимуществами кэптивных компаний являются:
•льготные условия страхования, которые предоставляются материнской фирме;
•возможность обеспечения на базе финансового фонда сглаживания колебаний в уровне убытков в течение длительной временной перспективы;
•прямой доступ к рынку перестрахования.
Андеррайтинг в страховании
Андеррайтинг — это деятельность страховщика, направленная на оценку рисков, принимаемых в страхование, определение адекватного страхового тарифа и условий страхования, формирование прибыльного страхового портфеля.
Основными функции андеррайтинга:
1.Оценка рисков. Любой риск характеризуется определенными параметрами: количественными (вероятность ущерба, наибольший возможный ущерб, математическое ожидание ущерба и т. д.) и качественными (качество системы противопожарной безопасности, наличие сигнализации, уровень подготовки и опыт пилотов). Оценка рисков состоит в определении параметров каждого из рисков;
2.Определение адекватного страхового тарифа. Страховые тарифы рассчитываются актуарно, а задача андеррайтера состоит в выборе адекватных повышающих (понижающих) коэффициентов к базовому тарифу, в зависимости от специфики конкретного договора страхования;
3.Определение условий страхования. Одним из инструментов управления прибыль ностью страховой организации, наряду со страховыми тарифами, являются условия страхования (широта страхового покрытия, исключения из страховых событий и т. д.);
4.Формирование прибыльного страхового портфеля. Под страховым портфелем будем понимать сумму всех страховых брутто-премий, полученных (начисленных) на протяжении андеррайтингового года по некоторому виду страхования или по всем видам страхования, за вычетом расходов на привлечение страхователей (агентские и брокерские вознаграждения) и расходов на ведение дела.
Система андеррайтинга включает в себя два уровня: первичный и специализированный.
Первичный андеррайтинг осуществляется силами самих продавцов. Это вид андеррайтинга, в рамках которого происходит оценка стандартного риска по типовым процедурам и правилам.
Специализированный андеррайтинг осуществляется штатными андеррайтерами по нестандартным рискам.
24.Страховая премия, ее структура и порядок определения
Страховая премия (брутто-премия, страховой взнос) – плата, которую вносит страхователь по договору страхования.
Страховая премия зависит от страховой суммы и брутто-ставки страхового тарифа, иногда исчисляясь как произведение последних с учётом поправочных коэффициентов.
Основными компонентами брутто-премии являются: нетто-премия, надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль.
Нетто-премия предназначена для покрытия ущербов. Специфика страхования в обосновании этой части премии состоит в том, что в момент калькуляции цены величина ущерба не определена.
Назначение страховой надбавки состоит в том, чтобы финансировать чисто случайные отклонения реального ущерба от его ожидаемых значений. Включение страховой надбавки в состав премии снижает случайный риск для страховой организации до приемлемого уровня.
Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент премии, предназначенный для покрытия издержек страховщика. Расходы страховой компании складываются из следующих
основных частей:
•административно-хозяйственные расходы: оплата аренды помещения, заработная плата штатным сотрудникам, канцелярские расходы, плата за воду и электроэнергию и т.д.;
•аквизиционные расходы: расходы на заключение новых договоров страхования, основную часть этих расходов составляет комиссионное вознаграждение страховым посредникам.
Надбавка на прибыль служит источником формирования прибыли от страховой деятельности. Надбавка на прибыль — это % на собственный капитал, выступающий как вознаграждение владельцев
капитала за его применение. Эта надбавка должна рассчитываться с учетом налогов на прибыль.
Часть страховой премии, которая служит для покрытия расходов и формирования плановой прибыли страховщика, называется нагрузкой. Основную долю в структуре брутто-премии занимает нетто-премия. На нагрузку приходится лишь незначительная часть страхового взноса: в среднем 10—20% в зависимости от вида страхования.
Расчет страховой премии по договору:
1)страховая сумма*тариф
2)страховой тариф-ставка страховой премии со 100 руб. страховой суммы.
страховая премия = страх.сумма*брутто-ставка/100
брутто-ставка(%)=нетто-ставка(%)+нарузка(%)
Размер нагрузки определяется как произведение брутто-ставки на долю нагрузки в брутто-ставке.
Брутто-ставка = Нетто-ставка + Брутто-ставка х f
Брутто-ставка = Нетто-ставка/ 1-f
Данная формула для определения брутто-ставки является общей
для всех видов страхования. Однако методы расчета входящей в эту формулу нетто-ставки различаются по видам страхования.
Страховые премии уплачиваются, как правило, в момент заключения договора, а выплаты могут происходить на протяжении всего срока страхования. Следовательно, некоторое время собранные премии находятся в страховом фонде и представляют собой временно свободные ресурсы. Эти ресурсы можно инвестировать и получать при этом определенный доход. Доход от инвестирования временно свободных средств является дополнительным источником формирования доходов страховой компании.