Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России
Для рядовых граждан, как и для организаций, важна надзорная деятельность Банка России, так как банковский бизнес, в отличие от других, отличается важной особенностью: в нем работают деньги клиентов, которые они доверили банкам. И вполне закономерно, что клиенты, будь то физические или юридические лица, хотят быть уверены в том, что они не потеряют свои деньги и получат ожидаемую прибыль. Одна из главнейших задач Банка России — обеспечение стабильности национальной банковской системы. Являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, он осуществляет постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Главной целью банковского надзора и регулирования является поддержка стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Для Банка России приоритетными задачами в части развития банковского сектора являются:
- повысить конкурентоспособность российских кредитных организаций;
- предотвратить использование кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (в первую очередь таких как легализация доходов, финансирование терроризма, полученных преступным путем);
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Банковская деятельность развивается быстрыми темпами, привлекая прогрессивные технологии, оказывающие значительное влияние на скорость совершаемых операций, и способствуя взаимосвязанности рынков.
Отечественные банки используют в своем бизнесе подходы и технологии, принятые в развитых зарубежных странах, расширяют круг клиентов, сферы своего влияния, наращивают объемы банковских операций. Высокие темпы развития объективно повышают уровень традиционных кредитных, рыночных рисков и рисков ликвидности. Дополнительный источник рисков — международный финансовый рынок, переживающий в настоящее время последствия мирового кризиса. Эти обстоятельства постоянно усложняют задачи, которые встают перед надзорным органом.
Становление и развитие института банковского надзора в России происходило с учетом международного опыта и особенностей отечественной практики. В соответствии с Законом о Банке России и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» Банк России осуществляет банковский надзор и наблюдает за кредитными организациями с точки зрения законности принимаемых ими решений. Свои полномочия в области надзора Банк России реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный (дистанционный) надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах (контактный надзор).
Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии. Это делается для того, чтобы банковские операции могли совершать только те организации, которые соответствуют требованиям законодательства к уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и другим обязательным условиям. Такой своеобразный барьер преследует простую и понятную цель: с самого начала свести к минимуму риски банкротства или мошеннических действий, от которых в первую очередь могут пострадать клиенты банка.
Если кредитная организация нарушает законодательство или не выполняет нормативные требования Банка России, Банк России может оштрафовать ее, применить другие санкции и даже отозвать выданную лицензию. После отзыва лицензии банк должен быть ликвидирован. В ходе осуществления дистанционного надзора за действующими кредитными организациями надзорный орган влияет на их деятельность, не вмешиваясь в нее. Ведется наблюдение (мониторинг), проверка и анализ всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа (включая характеристики как самой указанной деятельности, так и ее результаты), с целью определения того, как банк и его сотрудники соблюдают нормы законодательства, банковские правила, устанавливаемые прежде всего Банком России.
Дистанционно Банк России оценивает риски, существующие в работе кредитных организаций, выявляет на ранней стадии проблемы в их деятельности и принимает меры для устранения выявленных нарушений. Инспекционные проверки позволяют убедиться в достоверности предоставляемых банками отчетов, оценить качество управления кредитной организацией, достаточность банковского капитала, качество активов, правомерность формирования доходов.
Иными словами — понять, насколько прочно положение банка, не грозит ли ему банкротство, а его клиентам — потеря средств. Механизмы надзора за деятельностью кредитных организаций определяются в нормативных документах Банка России: это предельные значения отдельных показателей деятельности банков, рассчитываемые коэффициенты, а также требования к организационной структуре кредитной организации и др. В случае выявления нарушений и в зависимости от их характера Банк России может применять к кредитным организациям предупредительные или принудительные меры воздействия.
Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, если недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. В качестве предупредительных мер воздействия Банк России доводит до органов управления кредитной организации информацию о недостатках в ее деятельности, направляет рекомендации по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации, а также может предложить представить в Банк России программу мероприятий по устранению недостатков.
Указанная информация может быть доведена до кредитной организации в письменной форме, а также в ходе деловой встречи (совещания) органов управления кредитной организации.
Применяются принудительные меры воздействия по отношению к кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений учитывая то, что использование одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков) являются основаниями для применения принудительных мер воздействия. К принудительным мерам воздействия относятся:
- требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
- запрет на открытие филиалов;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
- ограничение проведения кредитной организацией отдельных операций или запрет на осуществление банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на определенный срок;
- отзыв лицензии на осуществление банковских операций;
- требование о замене руководителей кредитной организации;
- требование о приведении в соответствие с установленными требованиями величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации;
- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
- требование об устранении кредитной организацией выявленных нарушений;
- штраф.
При этом применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания, за исключением назначения временной администрации и отзыва лицензии на осуществление банковских операций, которые оформляются приказом Банка России. Выявление на ранней стадии нарушений и недостатков в деятельности кредитных организаций позволяет надзорному органу оперативно регулировать их деятельность и обеспечивать в целом стабильность банковской системы и защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Непосредственно надзор за кредитными организациями осуществляют территориальные учреждения Банка России. Также они рассматривают жалобы граждан, у которых возникли проблемы в отношениях с коммерческими банками.
В настоящее время Центральный банк Российской Федерации стремится к тому, чтобы существующая система банковского регулирования и надзора соответствовала мировой практике, поэтому постепенно внедряет новые стандарты Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III).
Основной целью их введения является ужесточение требований к капиталу и ликвидности кредитных организаций, а также включение показателя финансового левериджа в состав обязательных нормативов. Данные меры, в первую очередь, направлены на обеспечение финансовой устойчивости банковского сектора в условиях экономической нестабильности.
Во-первых, нововведения коснулись структуры собственного капитала коммерческих банков и уровня его достаточности. Согласно требованиям Базельского комитета основной капитал банков был разделен на базовый и добавочный. С 1 января 2014 г. были введены нормативы достаточности базового и основного капитала, которые постоянно корректируются мегарегулятором и на сегодняшний день, согласно с Инструкцией Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 13.02.2017) "Об обязательных нормативах банков"[2], составляют 4,5 % и 6 % соответственно [18, с. 74].
Кроме того, с 1 января 2016 г. действуют такие надбавки к достаточности капитала, как надбавка поддержания достаточности капитала, антициклическая надбавка и надбавка за системную значимость, постепенное увеличение которых планируется вплоть до 2019 г.
Во - вторых, с 1 октября 2015 г. показатель краткосрочной ликвидности (LCR) был введен в качестве норматива для системно значимых банков, перечень которых утвержден Банком России в июле 2015 г. Данный норматив показывает способность банков своевременно и в полном объеме выполнить свои обязательства в условиях финансовой нестабильности в течение месяца [30, с. 57].
В настоящее время минимальное значение данного норматива составляет 80 % , однако к 2019 г. планируется его повышение до 100 % . Кроме того, в 2018 г. ЦБРФ предполагает внедрение показателя чистого стабильного фондирования (NSFR), который будет рассчитываться как отношение имеющихся в наличии стабильных источников финансирования к необходимому объему стабильного финансирования и будет давать представление о ликвидности банка с временным горизонтом в 1 год.
В - третьих, с 2015 года банки в своей финансовой отчетности должны раскрывать информацию об уровне их финансового левериджа, который рассчитывается как отношение основного капитала к активам, взвешенным по уровню риска. На сегодняшний день в РФ отсутствует пороговое значение показателя финансового рычага несмотря на то, что Базельский комитет установил минимальное значение данного показателя на уровне 3 % [16, с. 81].
На сегодняшний день мнения специалистов по данному вопросу расходятся. С одной стороны, усиление требований к капиталу и ликвидности поможет вытеснить из банковского сообщества мелкие неконкурентоспособные банки, поскольку они могут с ними не справиться, повысит уровень и качество собственного капитала. Кроме того, введение Базеля III позволит кредитным организациям уменьшить так называемый «аппетит к риску», то есть будет способствовать сокращению осуществляемых банками рисковых операций и совершенствованию политики управления рисками, что приведет к снижению уровня системных рисков банковского сектора. Введение показателя финансового рычага может помочь банкам сократить степень их долговой нагрузки.
С другой стороны, внедрение новых стандартов банковского регулирования может привести к снижению прибыли и рентабельности собственного капитала кредитных институтов, сокращению вложений в их долевые и долговые инструменты, а также падению уровня кредитной активности банков.
С проблемой выполнения Базельских требований могут столкнуться и системообразующие банки, которым уже через несколько месяцев после их внедрения потребовались безотзывные кредитные линии Банка России для выполнения норматива краткосрочной ликвидности. Российские банки также могут не справиться с выполнением требований к уровню финансового рычага.
Так, в последние годы для большинства системно значимых кредитных организаций характерно сокращение финансового левериджа[3]. К ним относятся Альфа банк, Сбербанк, ФК Открытие, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк. Наибольшее значение финансового левериджа сегодня имеет Банк ВТБ (10,4 %), наименьшее значение – Банк «ФК Открытие» (2,7 %), что ниже порогового уровня, установленного Базельским комитетом.
Можно сделать вывод, что в настоящее время невозможно подвести конкретные и однозначные итоги внедрения новых стандартов Базельского комитета по банковскому надзору в банковской системе РФ, поскольку оно еще не завершено. Банку России необходимо продолжать поэтапное внедрение данных требований и при этом проводить регулярные наблюдения за результатами их реализации за рубежом.