Проверка соблюдения бюджетного законодательства при организации бюджетного процесса в МО «Савинское».
Проект бюджета МО «Савинское» на 2015 год опубликован в приложении к районной газете «Плесецкие новости» - «Вестник МО «Савинское» от 19 ноября 2014 года № 47 (833).
Бюджетный процесс в МО «Савинское» регламентирован Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Савинское» (далее – Положение о бюджетном процессе), которое было утверждено решением Муниципального Совета МО «Савинское» от 22 апреля 2010 года № 196.
Решением Муниципального Совета МО «Савинское» от 28 апреля 2016 года № 351 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Савинское» в новой редакции. Данное Положение и было изучено при проведении внешней проверки.
Контрольно-счётная комиссия отмечает, что в некоторые статьи Положения о бюджетном процессе следует внести изменения:
1. В соответствии со статьёй 4 Положения о бюджетном процессе определён перечень участников бюджетного процесса:
- глава муниципального образования;
- Муниципальный Совет МО «Савинское»;
- администрация МО «Савинское»;
- главные распорядители бюджетных средств;
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.
Однако в пунктах 3 и 4 статьи 12 Положения упоминается ревизионная комиссия. В пункте 3 статьи 13, абзаце 2, пункте 2 статьи 15, пункте 1 статьи 23, абзаце 1 статьи 24, пункте 2 статьи 25, пункте 2 статьи 26, пунктах 2 и 4 статьи 27 Положения о бюджетном процессе упоминается контрольно-счётная палата.
Вышеуказанные участники бюджетного процесса (ревизионная комиссия или контрольно-счётная палата) не обозначены в перечне статьи 4 Положения о бюджетном процессе. В то же время абзац 7 пункта 1 статьи 152 БК РФ предусматривает в качестве участника бюджетного процесса органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 4 Устава МО «Савинское» (далее – Устав) к числу органов местного самоуправления муниципального образования «Савинское» относится контрольно-счётный орган. В статьях 14 и 32.1. Устава изложены полномочия Муниципального Совета МО «Савинское» в части создания контрольно-счётного органа, а также его полномочия.
Таким образом, Положение о бюджетном процессе следует привести в соответствие с БК РФ и Уставом.
2. В нарушение статьи 153 БК РФ полномочиями Муниципального Совета является осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением местного бюджета;
3. В нарушение положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» полномочиями Муниципального Совета является утверждение Порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
4. В нарушение статьи 179 БК РФ Муниципальным Советом проводится экспертиза муниципальных целевых программ;
5. В нарушение статей 144, 145, 146, 147, 148 и 149 БК РФ Муниципальный Совет определяет порядок расходования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
6. В нарушение пункта 6 статьи 81 БК РФ Порядок расходования средств резервного фонда администрации МО «Савинское», согласно абзацу 2 статьи 10 Положения о бюджетном процессе, утверждается Муниципальным Советом МО «Савинское».
Стоит отметить, что в Положении о бюджетном процессе (в редакции от 22 апреля 2010 года) утверждение Порядка расходования средств резервного фонда является прерогативой администрации МО «Савинское», что соответствует требованиям статьи 81 БК РФ.
7. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 152 БК РФ в перечне участников бюджетного процесса, обозначенных в статье 4 Положения о бюджетном процессе, не указан финансовый орган администрации МО «Савинское», в то время как согласно пункту 3 статьи 11 Положения, непосредственное составление бюджета осуществляет финансовый орган администрации МО «Савинское».
8. В статье 19 Положения о бюджетном процессе обозначены обстоятельства, при которых осуществляется распределение доходов, полученных сверх утверждённых решением о бюджете. Однако в пункте 1 указанной статьи упоминается о федеральном бюджете.
В пунктах 2 статьи 19 помимо местного бюджета, указан и бюджет субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 19 предусмотрено, что в случае предоставления отчёта об исполнении местного бюджета с нарушением требований статьи 19, он должен быть направлен главе администрации района на доработку. Глава администрации района не указан в перечне участников бюджетного процесса в муниципальном образовании «Савинское». Таким образом, в статью 19 Положения о бюджетном процессе следует внести соответствующие изменения.
9. В абзаце 2 пункта 1 статьи 23 указано на то, что пояснительная записка к отчёту об исполнении районного бюджета прилагается к проекту решения об исполнении местного бюджета за год. Полагаем, что указанный абзац следует уточнить в части уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
10. В соответствии со статьёй 24 Положения о бюджетном процессе, внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счётной палатой муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
По обращению в представительный орган МО «Савинское» может осуществляться контрольно-счётным органом муниципального района.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 264.4. БК РФ по обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счётным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счётным органом субъекта Российской Федерации.
На момент проведения внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета МО «Савинское» за 2015 год контрольно-счётной комиссией муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», контрольно-счётный орган муниципального образования «Савинское» не создан. Таким образом, ссылаться на проведение внешней проверки контрольно-счётной палатой муниципального образования «Савинское» в Положении о бюджетном процессе, на данном этапе нецелесообразно.
Проект решения Муниципального Совета МО «Савинское» «О местном бюджете на 2015 год» (далее – проект решения) внесён в Муниципальный Совет МО «Савинское» письмом администрации МО «Савинское» от 12 ноября 2014 года, исходящий номер 2208, то есть с соблюдением сроков, установленных статьёй 185 БК РФ, и пунктом 8 статьи 11 Положения о бюджетном процессе.
Бюджет МО «Савинское» на 2015 год принят решением Муниципального Совета МО «Савинское» от 25 декабря 2014 года № 200 «О местном бюджете на 2015 год» и официально опубликован в приложении к районной газете «Плесецкий новости» - «Вестник МО «Савинское» от 30 декабря 2014 года № 53 (839). Согласно статье 36 БК РФ принцип гласности соблюдён.
Общий объём расходов бюджета МО «Савинское», представленный в проекте решения, определён в сумме 31 772,0 тыс. руб. Расходы принятого бюджета утверждены в объёме 31 845,6 тыс. руб., то есть с увеличением от проекта решения на сумму 73,6 тыс. руб.
В таблице 1 приведена информация по расходам, учтённым в проекте решения и утверждённом решении:
Таблица 1
Код бюджетной классификации по расходам | Наименование расходов местного бюджета | Проект решения Муниципального Совета МО «Савинское» «О местном бюджете на 2015 год», тыс. руб. | Утверждённое Муниципальным Советом МО «Савинское» решение «О местном бюджете на 2015 год» от 25 декабря 2014 года № 200, тыс. руб. | Отклонение, «+» увеличение, «-» уменьшение, гр. 4 – гр. 3, тыс. руб. |
819 0102 5119001 121 | Фонд оплаты труда с начислениями главы муниципального образования | 868,0 | 1 195,3 | + 327,3 |
819 0103 5219001 121 | Фонд оплаты труда с начислениями председателя представительного органа | 332,5 | 504,7 | + 172,2 |
819 0104 5419001 244 | Обеспечение деятельности исполнительных органов муниципального образования (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд) | 2 171,6 | 2 315,6 | + 144,0 |
819 0309 6019001 244 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд) | 50,0 | 140,0 | + 90,0 |
819 0310 0119001 244 | Обеспечение пожарной безопасности (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд) | 728,2 | 584,2 | - 144,0 |
819 0501 6219001 244 | Жилищно-коммунальное хозяйство (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд) | 2 344,0 | 2 745,7 | + 401,7 |
819 0502 6319001 244 | Коммунальное хозяйство (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд) | 1 530,3 | 1 228,8 | - 301,5 |
819 0503 6419001 244 | Благоустройство (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд) | 97,9 | 99,2 | +1,3 |
819 1004 6719001 412 | Социальная политика (бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность | 1 417,3 | 0,0, | - 1 417,3 |
Проверкой установлено, что при планировании бюджетных ассигнований на выплату денежного вознаграждения лицу, замещающему муниципальную должность, применялось решение Муниципального Совета МО «Савинское» от 26 января 2010 года № 170 «Об утверждении Положения об оплате труда главы муниципального образования «Савинское».
Размер вознаграждения в проекте решения принят в сумме 32,7 тыс. руб. С учётом северных надбавок, а также вознаграждения за 12 месяцев, и с учётом начислений (страховые взносы), денежное вознаграждение составило 868,0 тыс. руб.
При рассмотрении утверждённого решения Муниципального Совета о местном бюджете на 2015 год, установлено, что при планировании бюджетных ассигнований в расчёт принят размер денежного вознаграждения в сумме 45,0 тыс. руб. Таким образом, общий объём бюджетных ассигнований на выплату денежного вознаграждения, с учётом начислений составил, 1 195,3 тыс. руб. Увеличение составило 327,3 тыс. руб.
Денежное вознаграждение лицу, замещающему выборную должность, утверждено решением Муниципального Совета МО «Савинское» от 11 декабря 2014 года № 190 «Об утверждении Положения об оплате труда главы муниципального образования «Савинское», то есть после внесения проекта решения о местном бюджете на 2015 год в Муниципальный Совет.
Аналогичная ситуация сложилась и по выборному должностному лицу представительного органа МО «Савинское». Новый фиксированный размер денежного вознаграждения утверждён решением Муниципального Совета МО «Савинское» от 11 декабря 2014 года № 189 «Об утверждении Положения об оплате труда председателя муниципального Совета муниципального образования «Савинское».
Рост бюджетных ассигнований на выплату денежного вознаграждения между проектом решения и утверждённым решением составил 172,2 тыс. руб. (учётом начислений, то есть страховых взносов).
Каких-либо поправок в проект решения в части увеличения бюджетных ассигнований, приведённых в таблице 1 настоящего Заключения, помимо увеличения ассигнований на выплату денежного вознаграждения лицам, замещающим муниципальные должности, к проверке не представлено (запрашивались в устной форме).
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы МО «Савинское» утверждён постановлением главы МО «Савинское» от 14 ноября 2011 года № 266 (далее – Порядок по смете).
В нарушение абзаца 4 раздела 2 Порядка по смете, представленные к проверке сметы расходов не соответствуют утверждённой форме.
В нарушение абзаца 11 статьи 184.2. БК РФ в проекте решения отсутствует оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.
При проверке Реестра расходных обязательств установлены расхождения с проектом решения, таблица 2:
Таблица 2
КБК | Реестр расходных обязательств, тыс. руб. | Проект решения о местном бюджете на 2015 год, тыс. руб. | Отклонение, «+»увеличение, «-» уменьшение, гр. 3 – гр. 2, тыс. руб. |
221,7 | 0,0 | - 221,7 | |
100,0 | 100,0 | 0,0 | |
390,0 | 440,1 | + 50,1 | |
50,0 | 50,0 | 0,0 | |
764,8 | 728,2 | - 36,6 | |
2 109,8 | 1 085,3 | - 1 024,5 | |
946,0 | 90,0 | - 856,0 | |
2 107,5 | 2 344,0 | + 236,5 | |
13 580,6 | 1 530,3 | - 12 050,3 | |
3 710,8 | 2 719,1 | + 991,7 | |
239,4 | 1 560,8 | + 1 321,4 |
В нарушение пункта 5 статьи 87 БК РФ Порядок ведения расходных обязательств, который был представлен к проверке, утверждён решением Муниципального Совета МО «Савинское» от 26 декабря 2005 года № 33 «О принятии Порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Савинское».
Общий объём доходов бюджета МО «Савинское» на 2015 год в проекте решения спрогнозирован в сумме 31 341,9 тыс. руб., в том числе налоговые доходы – 20 968,8 тыс. руб., неналоговые доходы – 7 702,0 тыс. руб., безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 2 671,1 тыс. руб. В утверждённом бюджете МО «Савинское» объём прогнозируемых поступлений доходов составил 31 415,6 тыс. руб., то есть на 73,7 тыс. руб. больше.
Дефицит бюджета МО «Савинское» на 2015 год проектом решения предлагалось утвердить в сумме 430,1 тыс. руб. Решением о бюджете на 2015 год дефицит был утверждён в сумме 430,0 тыс. руб., то есть на 0,1 тыс. руб. меньше.
Плановый объём дефицита бюджета МО «Савинское» составил 1,5 % и соответствует нормам пункта 3 статьи 92.1. БК РФ.
3. Проверка соблюдения бюджетного законодательства при исполнении бюджета МО «Савинское», в том числе соответствие фактического исполнения бюджета МО «Савинское» его плановым назначениям, установленным решениями Муниципального Совета МО «Савинское».
Бюджет МО «Савинское» на 2015 год утверждён решением Муниципального Совета МО «Савинское» от 25 декабря 2014 года № 200 (далее – решение о бюджете на 2015 год) по доходам в сумме 31 415,6 тыс. руб., по расходам в сумме 31 845,6 тыс. руб. Дефицит утверждён в сумме 430,0 тыс. руб.
В редакции решения Муниципального Совета от 23 декабря 2015 года № 338 бюджет МО «Савинское» утверждён по доходам в сумме 43 771,0 тыс. руб., по расходам в сумме 53 140,8 тыс. руб., с дефицитом в сумме 9 369,8 тыс. руб. В составе доходов бюджета МО «Савинское» в редакции от 23 декабря 2015 года, объём безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждён в сумме 12 026,2 тыс. руб.
В течение 2015 года изменения в бюджет вносились семь раз (таблица 3). В результате внесённых изменений уменьшены плановые назначения по налогу на доходы физических лиц на сумму 719,7 тыс. руб. и увеличены плановые назначения по акцизам на сумму 150,0 тыс. руб.
Увеличение плановых назначений произошло по доходам от продажи материальных и нематериальных активов на сумму 3 581,6 тыс. руб.
По безвозмездным поступлениям произошло увеличение на сумму 9 966,1 тыс. руб.
Таблица 3
Номер и дата решения Муниципального Совета МО «Савинское» о местном бюджете на 2015 год, в том числе изменения и дополнения | Доходы, тыс. руб. | Расходы, тыс. руб. | Дефицит, тыс. руб. |
200 от 25 декабря 2014 года | 31 415,6 | 31 845,6 | 430,0 |
208 от 6 марта 2015 года | 32 173,0 | 41 542,9 | 9 369,8 |
213 от 5 мая 2015 года | 31 929,5 | 41 299,3 | 9 369,8 |
220 от 17 июня 2015 года | 32 738,5 | 42 108,3 | 9 369,8 |
222 от 10 июля 2015 года | 34 230,1 | 43 599,9 | 9 369,8 |
229 от 22 сентября 2015 года | 36 955,1 | 46 324,9 | 9 369,8 |
332 от 27 октября 2015 года | 37 105,1 | 46 474,9 | 9 369,8 |
338 от 23 декабря 2015 года | 43 771,0 | 53 140,8 | 9 369,8 |
Итого: | + 12 355,4 | + 21 295,2 | + 8 939,8 |
Таким образом, в местный бюджет внесены изменения, согласно которым местный бюджет в течение года увеличен по расходам на 21 295,2 тыс. руб., по доходам на 12 355,4 тыс. руб., дефицит местного бюджета увеличен на сумму 8 939,8 тыс. руб.
В соответствии с постановлением главы МО «Савинское» от 23 декабря 2014 года № 320 «Об утверждении Порядков на 2015 год» утверждён Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи (далее – Порядок по сводной бюджетной росписи).
При сплошной проверке сводных бюджетных росписей установлено нарушение подпункта 2.1. пункта 2 статьи 217 БК РФ в части не соответствия решений о местном бюджете бюджетным росписям, таблицы 4, 5, 6, 7 и 8:
Таблица 4
Решение Муниципального Совета МО «Савинское» от 25.12.14г. № 200 | Сводная бюджетная роспись от 25.12.14г. | ||
КБК | Сумма, тыс. руб. | КБК | Сумма, руб. |
819 0501 6219001 244 | 2 745,7 | 819 0501 6219001 244 | 2 745 691,00 |
Таблица 5
Решение Муниципального Совета МО «Савинское» от 06.03.15г. № 208 | Сводная бюджетная роспись от 06.03.15г. | ||
КБК | Сумма, тыс. руб. | КБК | Сумма, руб. |
819 0501 6219001 244 | 80,0 | 819 0501 6219001 244 | 80 000,00 |
Таблица 6
Решение Муниципального Совета МО «Савинское» от 05.05.15г. № 213 | Сводная бюджетная роспись от 05.05.15г. | ||
КБК | Сумма, тыс. руб. | КБК | Сумма, руб. |
819 0501 6219001 244 | 845,3 | 819 0501 6219001 244 | 845 305,00 |
Таблица 7
Решение Муниципального Совета МО «Савинское» от 22.09.15г. № 229 | Сводная бюджетная роспись от 22.09.15г. | ||
КБК | Сумма, тыс. руб. | КБК | Сумма, руб. |
819 0501 6219001 244 | 1 334,9 | 819 0501 6219001 244 | 1 334 914,00 |
Как видно из вышеприведённых таблиц, решения о местном бюджете совпадают со сводными бюджетными росписями.
В таблице 8 приведена информация о не соответствии решения о местном бюджете сводной бюджетной росписи:
Таблица 8
Решение Муниципального Совета МО «Савинское» от 6 марта 2015 года № 208 | Сводная бюджетная роспись от 6 марта 2015 года | ||
КБК | Сумма, тыс. руб. | КБК | Сумма, тыс. руб. |
819 0501 6219602 412 | 472,0 | 819 0501 6219001 244 | 472,0 |
Данное нарушение находит своё отражение в сводных бюджетных росписях от 5 мая 2015 года, от 17 июня 2015 года, от 10 июля 2015 года, от 23 июля 2015 года, от 22 сентября 2015 года, от 24 сентября 2015 года, от 2 ноября 2015 года, от 16 ноября 2015 года.
В пояснительной записке к решению Муниципального Совета МО «Савинское» от 6 марта 2015 года № 208 подраздел 0501 с целевой статьёй 6219602 по виду расходов 412 увеличен на сумму 284,6 тыс. руб., в то время как увеличение должно составить 472,0 тыс. руб. По указанному КБК в решении о местном бюджете увеличение произведено на сумму 472,0 тыс. руб. Таким образом, в пояснительной записке указана математическая ошибка.
В нарушение Приказа Минфина России от 01 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в приложении № 3 к решению Муниципального Совета МО «Савинское» от 10 июля 2015 года № 222 «О внесении изменений в решение муниципального Совета Муниципального образования «Савинское» от 25.12.2014 года № 200 «О местном бюджете на 2015 год» (в ред. Решения № 208 от 06.03.2015 года, № 213 от 05.05.2015 года, № 220 от 17.06.2015) в наименовании кода бюджетной классификации 114 02053 0000 410 пропущено слово «городских».