Макроэкономические проблемы и показатели. совокупный спрос и совокупное предложение

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи

Можно выделить основные макроэкономические проблемы.

· К ним относятся как внутриэкономические, так и внешнеэкономические проблемы, в частности проблема:

1. масштабов национального производства и темпов экономического роста;

2. накопления и масштабов инвестиций;

3. занятости и безработицы;

4. недогрузки производственных мощностей;

5. инфляции;

6. дефицита государственного бюджета;

7. стабильности курса национальной валюты;

8. дефицита внешней торговли;

9. дефицита платёжного баланса

10. макроэкономической нестабильности (проблема экономического цикла).

О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.

· Для наших целей достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:

o объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),

o объём потребления,

o масштабы накопления,

o валовые инвестиции,

o государственные расходы и доходы,

o размеры экспорта и импорта,

o число занятых и норма безработицы,

o индексы цен,

o денежная масса (денежные агрегаты),

o ставка процента (ставка рефинансирования),

o курс национальной валюты

o сальдо платёжного баланса.

Валовой внутренний продукт

Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который отражает масштабы национального производства товаров и услуг в данный период. (Общепринятая в мире английская аббревиатура, обозначающая валовой внутренний продукт, - GDP, от Gross Domestic Product).

Валовой внутренний продукт (GDP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.

ВВП включает в себя стоимость всех товаров и услуг, произведённых, например, в экономике России, в том числе и продукцию, произведённую на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Стоимость продукции, произведённой в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, будет входить в состав российского ВВП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России, но расположенном в одной из стран СНГ, не будет включена в состав российского ВВП.
Другим показателем, отражающим масштабы национального производства, является показатель валового национального продукта (ВНП, или по-английски, GNP, от Gross National Product).

Валовой национальный продукт (GNP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведённой на предприятиях, принадлежащих иностранцам.

Например, стоимость продукции, произведённой в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, не будет входить в состав российского ВНП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России, но расположенном в одной из стран СНГ, будет включена в состав российского ВНП.
Таким образом, разница между ВВП и ВНП небольшая, - это чистая стоимость продукции (чистый доход), созданной на территории России с помощью ресурсов, принадлежащих иностранцам. Чистый доход рассчитывается как разница между доходом от факторов производства, поступившим в Россию извне, и дохода от факторов производства, выплачиваемого Россией остальному миру.
Для понимания сущности как ВВП, так и ВНП ключевыми понятиями являются понятия конечного продукта, промежуточного продукта, повторного счёта и добавленной стоимости.

Конечный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для конечного потребления, то есть не используемых для промежуточного потребления.

Промежуточное потребление товаров и услуг - это дальнейшее использование приобретённых товаров для дальнейшей переработки или перепродажи.

Промежуточный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для промежуточного потребления, то есть для дальнейшей переработки или перепродажи.

При подсчёте ВВП возникают различные проблемы. Главная из них это проблема повторного счёта. Дело в том, что многие произведённые продукты в процессе дальнейшей переработки входят также в стоимость других продуктов. Например, в стране произвели металл на сумму 4 млрд. руб. Затем из этого металла были изготовлены автомобили общей стоимостью 10 млрд. руб. Стоимость всех произведённых продуктов (металл + автомобили) составляет 14 млрд. руб. Вместе с тем в этой стоимости валового продукта стоимость металла учтена дважды. Действительный валовой продукт будет меньше на сумму повторного счёта, тот есть меньше на 4 млрд. руб., которые составляют стоимость металла, использованного при изготовлении автомобилей. Вычтя эти 4 млрд. руб. из 10 млрд. руб. стоимости автомобилей, мы получим действительную величину валового продукта, равную 10 млрд. руб. (4 + 6 = 10).
Точно так же проблема повторного счёта решается при подсчёте ВВП, состоящего из миллионов видов товаров и услуг. В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного счёта из стоимости произведённой продукции вычитается стоимость использованных предметов труда, то есть стоимость промежуточного продукта. В итоге остаётся стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.
На практике стоимость конечного продукта называют добавленной стоимостью. В нашем примере стоимость автомобилей (10 млрд. руб.), включает стоимость металла, из которого они изготовлены (4 млрд. руб.). Эти 4 млрд. руб. составляют стоимость промежуточного продукта (промежуточное потребление), а оставшиеся 6 млрд. руб. - это стоимость конечного продукта, или добавленная стоимость.

Добавленная стоимость - это стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведённой продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции.

Сумма всех добавленных стоимостей, произведённых в экономике, будет представлять собой валовой внутренний продукт (ВВП). В общем виде точно так же рассчитывается и валовой национальный продукт (ВНП).

ВВП, ВНП = Стоимость всех произведенных продуктов и услуг - Промежуточный продукт

ВВП, ВНП = Сумма произведенных добавленных стоимостей

· В принципе существуют три метода измерения ВВП и ВНП:

1. по добавленной стоимости производственный метод;

2. по расходам (метод конечного использования);

3. по доходам (распределительный метод).

При расчёте ВВП производственным методом суммируются добавленные стоимости, произведённые на каждом предприятии, а затем суммируются добавленные стоимости по отраслям производства. При этом, как мы видели выше, из стоимости продаж вычитается промежуточный продукт, то есть стоимость использованных предметов труда. Производственный метод называют также методом определения ВВП по добавленной стоимости.

Подсчёт ВВП методом конечного использования - это, по существу, определение ВВП по расходам. ВВП используется членами общества лишь тогда, когда осуществлены расходы на приобретение товаров и услуг. В принципе все расходы можно сгруппировать в зависимости от того, кто их осуществляет, - домашние хозяйства, предприятия, государство, иностранцы.

· Поэтому все расходы в экономике делятся на 4 группы:

o потребительские расходы домашних хозяйств (С),

o инвестиционные расходы предприятий (I),

o государственные расходы (G),

o расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).

Разница между этими частям ВВП определяется тем, кто покупает. Например, автомобиль, приобретённый вашей семьёй, включается в состав потребительских расходов (С), но автомобиль, приобретённый предприятием, включается в состав его инвестиционных расходов (I). Исключение составляют расходы на приобретение жилья. Они включаются в инвестиционные расходы, независимо от того, кто приобретает жильё - домашние хозяйства, предприятия или муниципалитет (государство). Впоследствии, в этой же теме, анализируя состав совокупного спроса, мы более подробно рассмотрим каждую группу расходов.
Таким образом, ВВП по расходам можно представить следующим образом:

GDP = C + I + G + NX

Определение ВВП по доходам, то есть распределительным методом, осуществляется путём суммирования всех видов первичных доходов.

· Первичные доходы включают в себя:

o заработную плату наёмных работников;

o доход самостоятельно занятых;

o прибыль предприятий (в ней выделяются дивиденды, нераспределённая прибыль, налоги на прибыль);

o процент;

o рентные доходы.

К ним добавляются две величины, которые не являются доходами. Это амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги (налоги минус субсидии).
Из рассмотренных методов определения валового национального продукта в наибольшей степени используются производственный метод и метод конечного использования.

Уровень цен и его измерение

В рыночной экономике значение цен трудно переоценить. Рыночный хозяйственный механизм - это механизм распределения ресурсов через колебания цен. Объёмы всех товаров и услуг измеряются в ценах. Определение уровня цен в экономике поэтому имеет особое значение. Изменения уровня цен необходимо знать в частности и потому, что при определении масштабов ВВП в данном году мы должны знать не только номинальный объём ВВП, но и реальный объём ВВП. При определении темпов инфляции также необходимо измерять уровень цен и сравнивать их по периодам.

· В макроэкономическом анализе используются разнообразные показатели уровня цен в экономике, важнейшими из которых являются следующие:

o индекс цен потребительских товаров (CPI, Consumer Price Index)

o индекс цен производителей (PPI, Producer Price Index),

o дефлятор ВВП (GDP deflator).

Индекс цен - это отношение совокупности цен определённого набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.

Совокупный спрос

В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение.

Совокупный спрос (AD) - это объём товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определённом уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.

Важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).

AD = C + I + G + NX

Так же, как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэконромике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.

Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Напомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода. На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.

· Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:

o эффект богатства,

o эффект процентной ставки,

o эффект импортных закупок.

Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.

Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. При снижении уровня цен вы сможете купить большее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. Это относится и к другим активам, - акциям и облигациям, недвижимости. Их покупательная способность изменяется в противоположном направлении по мере изменения уровня цен, поэтому имеет место обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса.

Эффект богатства: макроэкономические проблемы и показатели. совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru покупательная способность богатства макроэкономические проблемы и показатели. совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru

Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведёт к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса.

При повышении уровня цен в экономике повышается спрос на деньги. Дело в том, что при более высоком уровне цен потребителям требуется больше денег для потребительских расходов, чтобы сохранить потребление хотя бы на прежнем уровне. В свою очередь предпринимателям также требуется большее количество денег для приобретения факторов производства. При неизменном предложении денег и более высоком спросе на них увеличивается цена денег, то есть ставка процента растет. При более высокой ставке процента сокращаются возможности для финансирования инвестиций, которые, как правило, финансируются за счёт банковских кредитов. Объём инвестиционных расходов снижается, это ведёт к уменьшению совокупного спроса.

Эффект процентной ставки: макроэкономические проблемы и показатели. совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru

· L - спрос на деньги

· r - ставка процента

Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса.

При повышении цен на отечественную продукцию и при неизменных ценах на импортные товары последние становятся относительно дешевле. Всё это ведёт к тому, что спрос на импортные товары растёт, а спрос на нашу экспортную продукцию падает. В результате состояние нашего внешнеторгового баланса ухудшается, то есть чистый экспорт, как разница между экспортом и импортом, уменьшается, что ведёт к сокращению совокупного спроса.

Эффект импортных закупок: макроэкономические проблемы и показатели. совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru

Таким образом, мы объяснили, почему величина совокупного спроса меняется в противоположном направлении при изменении уровня цен. Уровень цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного спроса. И этот факт отражён на кривой совокупного спроса перемещением вдоль кривой AD, в частности, от точки А к точке В.
Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов. совокупного спроса. Для простоты анализа эти факторы образуют 4 группы, которые соответствуют 4 частям совокупного спроса. Это факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт. Большинство неценовых факторов совокупного спроса приведены в табл. 8.

Таблица 8. Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD)
I Инзменения потребительских расходов (С)
Благосостояние потребителей (доход)
Ожидания потребителей
Задолженности потребителей
Налоги
II Изменения ивистиционных расходов (I)
Ставка процента
Ожидаемые прибыли от инвестиций
Налоги на предприятия
Изменения в технологии
Избыточные мощности
III Изменение государственных расходов (G)
Содержание государственного аппарата
Оборона
Здравоохранение
Образование
Социальное страхование
Проценты по государственному долгу
IV Изменения расходов на чистый экспорт (NX)
Ноциональный доход в других странах - торговых партнерах
Курс национальной валюты

Совокупное предложение

Второй определяющей частью в модели AD-AS является совокупное предложение. Также как и в случае с совокупным спросом мы определим сущность совокупного предложения, факторы, влияющие на его величину.

Совокупное предложение - это объём товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен.

Так же как на микроуровне существует прямая связь между ценой товара и величиной его предложения, так и в макроэкономике в принципе существует прямая зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Кривая совокупного предложения AS таким образом в принципе имеет нисходящий характер. Её форма отражает изменения издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объёма валового внутреннего продукта.

· Вместе с тем в макроэкономической теории на кривой совокупного предложения различают три отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:

o горизонтальный отрезок (кейнсианский),

o вертикальный отрезок (классический),

o промежуточный отрезок (восходящий).

На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения уровень цен остаётся неизменным даже при увеличении объёма национального производства. Это возможно в том случае, если ВВП значительно ниже потенциального объёма. Такая ситуация означает, что в экономике существует значительный уровень безработицы и недогрузки производственных мощностей. При росте масштабов ВВП уровень безработицы недогрузки мощностей сокращается. Но это сокращение не ведёт к росту уровня цен, бездействующие рабочая сила и оборудование вводятся в действие по существующим ценам, и издержки производства при этом не изменяются.

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения называют также кейнсианским, по имени крупнейшего английского экономиста ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он считал, что в принципе для капиталистической экономики характерно недоиспользование ресурсов, то есть безработица и недогрузка производственных мощностей. Такое положение в экономике характерно для горизонтального отрезка кривой совокупного предложения.

По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения. На этом отрезке повышение цен ведёт к росту масштабов производства и совокупного предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов. И если совокупный спрос продолжает расти, то совокупное предложение будет увеличиваться в том случае, если будут найдены дополнительные ресурсы. Спрос на ресурсы растёт и цены на ресурсы повышаются, что ведёт к повышению издержек производства. Производители будут наращивать масштабы производства только в том случае, если цены на их продукцию также увеличиваются, чтобы компенсировать затраты более дорогих ресурсов. Всё это объясняет тот факт, что с увеличением уровня цен совокупное предложение на промежуточном отрезке также увеличивается. Рост издержек производства лежит в основе прямой зависимости между уровнем цен и величиной совокупного предложения.

На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения уровень цен в экономике увеличивается, но при этом величина совокупного предложения остаётся неизменной. ВВП достиг уровня полной занятости. Экономика не способна обеспечить дополнительные ресурсы. Они исчерпаны, поэтому при повышении совокупного спроса происходит только повышение цен без увеличения масштабов совокупного предложения. Имеет место инфляция без экономического роста.

Таким образом, мы установили связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Графически изменение совокупного предложения под воздействием роста цен изображается перемещением по кривой совокупного предложения вправо и вверх.

Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного предложения. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совокупного предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки производства.

· К важнейшим их неценовых факторов совокупного предложения относятся:

o изменение цен на ресурсы;

o изменение производительности;

o изменение правовых норм.

Графически воздействие неценовых факторов на совокупное предложение изображается сдвигом кривой совокупного предложения влево или вправо

C

где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.

С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.

GDP = MPG x G

где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.

Вторым главным компонентом госбюджета, который используется государством для воздействия на совокупный спрос и ВВП, выступают налоги. Они помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии налоговой политики государства на экономические процессы. В этой своей функции налоги играют либо стимулирующую, либо ограничительную, либо контролирующую рол

· Например, к данной функции относятся:

o предоставление государством налоговых льгот предприятиям малого бизнеса (в первые годы их деятельности),

o снижение (или снятие) налогов при приобретении новой техники,

o установление более высоких налогов на сверхприбыль.

Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства - в другие). Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.

· По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:

o прогрессивный налог,

o пропорциональный налог,

o регрессивный налог.

Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).

Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.

При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.

Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.

При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.

Оно вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли, например. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.

Таким образом, прогрессивное налогообложение, перераспределяющее доходы, связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство, а пропорциональное и регрессивное - в большей степени с косвенными налогами (такими, как акцизные сборы, налоги на продажи, налог на добавленную стоимость, НДС).

Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок - размера налога на единицу налогообложения.

· В случав завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают:

o подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,

o деформирование и торможение процесса производства,

o снижение трудовой активности,

o рост теневой экономики,

o массовая практика уклонения от налогов,

o сокращение поступлений в госбюджет.

Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система России 1990-х годов, когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.

Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера

макроэкономические проблемы и показатели. совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru

Значение налоговой ставки Х0 таково, что при нем поступления от налогов в госбюджет достигают своей максимальной величины Умах. Так что государству целесообразно установить налоговую ставку на уровне Х0 - не больше и не меньше. Однако, теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается. Правда, практика свидетельствует о том, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, которые превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны - ведь они подрывают интерес предприятий к наращиванию производства.
Таким образом, кривая Лаффера показывает, что не всегда повышение ставки ведет к росту доходов государства. Поэтому в своей налоговой политике правительство должно в первую очередь позаботиться не только о росте налоговых ставок, но и заинтересовать производителя в развитии производства.

Сущность и функции денег

Деньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары.

Деньги появились в глубокой древности в результате обмена товарами. Поначалу обмен был случайным. С развитием общественного разделения труда, производства и обмена выделился один товар (как всеобщий эквивалент), который и стал играть роль денег. Следовательно, деньги имеют товарное происхождение. В основе обмена товаров с помощью денег лежит стоимость, то есть общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в нем.
Роль всеобщего эквивалента долгое время выполняли благородные металлы, золото и серебро, а со второй половины 19-го века - только золото. В ходе своей исторической эволюции деньги стали выступать в различных формах - металлических, бумажных, кредитных и, наконец, в новой современной форме электронных денег.
Бумажные деньги появились в ходе длительного процесса. Изначально их выпуск был связан с естественным стиранием металлических монет и преднамеренной их порчей государственной властью. Впоследствии бумажные деньги в качестве денежных знаков стали широко использоваться государством для покрытия своих расходов (бюджетных дефицитов). Причина обесценения бумажных денег заключалась в том, что их количество не регулировалось и не ограничивалось реальными потребностями товарооборота.
Кредитные деньги возникли в период развитого капитализма. Они стали обслуживать не только обмен товаров, но и функционирование (движение) капитала.
Сущность денег находит свое непосредственное выражение в выполняемых пяти функциях.

1. Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложения).
2. В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Участие денег в обмене составляет лишь момент обращения (оно мимолетно). Поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.
3. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.
4. Как средство накопления и сбережения деньги, будучи всеобщим эквивалентом, становятся воплощением общественного накопления. Для этой функция деньги должны сохранять свою стоимость хотя бы в течение определенного периода. Накопление и сбережение денежных средств как капитала стало условием расширенного воспроизводства и экономического роста. Накопленную сумму можно употребить на инвестиции (то есть ее капитализировать). Предприниматель любой эпохи заинтересован в использовании накопленных средств в качестве капитала, приносящего прибыль. Это же относится и к личным сбережениям. Чтобы деньги не обесценивались, широко практикуется их накопление в виде золота, иностранкой валюты, недвижимости, ценных бумаг.
5. В функции мировых денег (то есть в качестве международных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как покупательное средство деньги используются при покупке товаров с их оплатой наличными.

· Таким образом, деньги воплощают в себе часть общественного богатства, переносимую из одной страны в другую.

o Для расчетов между странами ныне применяется система резервных валют и валютных клирингов. Резервные валюты представлены теми национальными денежными единицами, которые выполняют роль мировых денег (например, доллар США, марка Германии, иена Японии). Для безналичных расчетов между странами на основе взаимного зачета требований используются валютные клиринги.

o В качестве мировых денег выступают и расчетные денежные единицы - например, учрежденные Международным валютным фондом (МВФ) специальные права заимствования (СДР) иди ЭКЮ - региональная расчетная единица в Европейском экономическом союзе. В 1999 году в ЕС была введена новая денежная единица - евро, переход на которую осуществлен до 2002 года. Стоимость расчетных единиц исчисляется на основе корзины валют как их средневзвешенная величина.

В современной рыночной экономике функции денег претерпели видоизменения Товарно-денежные отношения приобрели всеобщий и глобальный характер. Таким образом, все без исключения товары, услуги, природные и интеллектуальные ресурсы, а также труд и способности людей оцениваются сегодня в денежной форме.

Требуемая резервная норма

Способность банков создавать депозитные деньги используется для управления денежной массой в стране и для влияния на деловую активность. С помощью денежного мультипликатора можно рассчитать общую сумму денежной массы при изменении нормы обязательных резервов. Для того чтобы определить максимальное количество денег на текущем счету, которое может быть создано банковской системой на основе любого данного количества избыточных резервов, следует просто умножить избыточные резервы на денежный мультипликатор:

максимальное увеличение денег на текущих счетах = избыточные резервы х денежный мультипликатор

Прибыль банков складывается как разница между доходами (от учетно-ссудных операций, инвестиций в ценные бумаги, расчетных и забалансовых операций) и расходами (по депозитам, полученным кредитам, операционным и административным издержкам).

Для стабильности кредитно-банковской системы первостепенное значение имеет проблема ликвидности - то есть, способности банков своевременно и в полном объеме покрывать свои обязательства перед кредиторами. Для этого активы и пассивы банков должны быть четко сбалансированы, что обеспечивает соблюдение оптимального соотношения между ними.

Цены текущего года

Индекс цен для данного года = --------------------------------- х 100

Цены базового года

За базу (учитываются, как правило, цены определенного набора товаров) обычно берут цены предыдущего (базового) года, для которого их уровень принимается за 100. Индекс означает, что данное отношение умножается на 100.

Темпы инфляции для данного года соответственно показывает уравнение:

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации