Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.
14. Кредитно-банковская система Российской Федерации: характеристика основных звеньев, регулирование, правовая база
Банковская система – это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений, отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции и специализированных компаний, обеспечивающих деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, организации по аудиту банков, дилерские компании по работе с ценными бумагами банков, фирмы, обеспечивающие банки оборудованием, информацией, кадрами.
Банковская система в качестве составной органической части входит в экономическую систему страны. Поэтому деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ.
Банковская система – это включенная в экономику страны совокупность всех кредитных организаций, каждой из которых отведена своя особая функция. Они проводят свой перечень операций, удовлетворяя потребность общества в банковских услугах и продуктах.
Банковская система является формой организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившейся исторически и закрепленной законодательством. Она имеет национальные черты, формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.
Банковская система функционирует на базе законов и соответствующих нормативных актов, образующих в совокупности инфраструктуру, закрепляющую и регулирующую её. В целом она отражает основные, фундаментальные направления развития общества.
Банковскую систему можно представить в виде следующих блоков и их элементов:
1. Фундаментальный блок:
Банк как денежно кредитный институт.
Правила банковской деятельности.
2. Организационный блок:
Виды банков и небанковских кредитных организаций.
Основы банковской деятельности.
Организационная основа банковской деятельности.
Банковская инфраструктура.
3. Регулирующий блок:
Государственное регулирование банковской деятельности.
Банковское законодательство.
Нормативные положения Центрального банка.
Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности.
Элементами банковской системы являются: банки и небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковское законодательство. Банки и небанковские кредитные организации являются основными элементами банковской системы, так как они непосредственно осуществляют банковские операции и оказываются банковские услуги. Они могут иметь различные права и обязанности и, соответственно, осуществлять операции и оказывать услуги только в пределах разрешенных полномочий, что образует структуру и, в рамках единой структуры, различные уровни банковской системы.
Блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает следующими признаками:
1. Она не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. Она включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям.
2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними.
3. Взаимозаменяемость частей системы. Ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной — появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и оказывать банковские услуги.
4. Система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Внутри нее постоянно возникают новые связи.
5. Банковская система является системой «закрытого» типа. Так как, несмотря на обмен информацией между банками, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.
6. Обладает характером саморегулирующейся, т. е. саморегулируемой системой. Изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к автоматическому изменению банковской политики.
7. Банковская система является управляемой. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо органу исполнительной власти. Коммерческие банки работают в соответствии с общим и специальным банковским законодательством, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который контролирует деятельность кредитных институтов.
Основные принципы организации банковской системы, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, предполагают не только наличие двух уровней, но и принцип универсальности банков.
Если взглянуть на структуру банковской системы, то кредитные организации, представленные на втором уровне системы, могут быть разделены на 3 категории:
- банки;
- небанковские кредитные организации;
- филиалы представительств иностранных банков.
Все банковские структуры могут также быть представлены следующими разновидностями:
- частные банки;
- банки с государственным участием;
- банки с участием иностранного капитала.
Небанковские кредитные организации можно разделить на:
- небанковские кредитно-депозитные организации;
- расчетные небанковские кредитные организации;
- небанковские кредитные организации инкассации.
Суть принципа универсальности структуры банковской системы состоит в предоставлении всем коммерческим банкам на территории страны универсальных функциональных возможностей, а именно разрешение на осуществление долгосрочных инвестиционных или краткосрочных коммерческих операций, разрешенных законодательством или предусмотренных банковскими лицензиями. При этом как такового разграничения банков по видам совершаемых операций в законодательстве не предусмотрено.
В условиях современного общества банковская система России постоянно развивается и изменяется, усложняется ее структура. Это обусловлено развитием финансовых и товарных рынков, появлением новых инструментов и методов обслуживания клиентов, новых видов финансово-кредитных учреждений.
ТИПЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Международная практика знает несколько типов банковских систем:
- распределительную централизованную;
- рыночную;
- систему переходного периода.
Распределительная (централизованная) банковская система существует в условиях командно-административной экономики и характеризуется государственной монополией на банковское дело. В стране функционирует один или несколько государственных банков с множеством отделений на местах. Государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления. Банковская деятельность регулируется нормативно-правовыми документами.
Банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.
Централизованная банковская система была построена в СССР и во многих других социалистических странах. В СССР она складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс.
Госбанк СССР помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных — сельскому хозяйству).
Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства).
Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.
Сберегательные кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных и других услуг.
Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты выполняли зачастую роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.
Основные функции банковской системы:
- обеспечивать функционирование и развитие экономики путем предоставления банковских кредитов и организации системы расчетов;
- посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям;
- аккумуляция временно свободных ресурсов в стране;
- кредитование производства, обращения товаров и потребностей физических лиц.
Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.
Банковская система России постоянно и достаточно успешно выполняет свои функции, обеспечивая расчеты между всеми звеньями экономики, перераспределяя временно свободные средства.
15. Центральный Банк России как основное звено национальной кредитно-банковской системы, основные функции, органы управления, структура. Особенности денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г. Главной его задачей в условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы страны, организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.
- защита и обеспечение устойчивости национальной валюты — рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам,
- развитие и укрепление банковской системы РФ,
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» он — орган государственного руководства, выполняющий роль «банка банков» и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов. ЦБ РФ — государственный банк, уполномоченный законом отражать и защищать интересы государства. Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка. Он выступает юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом как экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства.
ЦБ РФ в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства — Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление им. Это коллегиальный орган, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Первый назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов. Вторые работают на постоянной основе в Банке России.
ЦБ РФ имеет уставный капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
ЦБ РФ издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они не имеют обратной силы.
Отчетный период ЦБ РФ устанавливается с 1 января по
31 декабря каждого года. Структура баланса банка определяется Советом директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной Думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
ЦБ РФ перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль — в резервы и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
Функции ЦБРФ. Согласно закону ЦБ РФ разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основные направления экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления ее в соответствующие сферы экономики
Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением предельного уровня превышения ставок рефинансирования ЦБ РФ. Регулируя уровень процентных ставок, последний влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредитные ресурсы. Снижение ставки рефинансирования имеет важный информационный эффект для участников финансового рынка, т.к. определяет тенденцию стоимости кредитных ресурсов в условиях сокращения темпов инфляции, увеличения золотовалютных резервов, роста промышленного производства.
Согласно закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем, в том числе клиринговых, в Российской Федерации.
Общий срок безналичных расчетов не должен превышать 2 операционных дней в пределах субъекта РФ и 5 операционных дней в пределах РФ. Организация безналичных расчетов осуществляется: через расчетную сеть банка, непосредственные корреспондентские отношения между банками и систему внутрибанковских расчетов. Расчеты между банками проводятся РКЦ ЦБ РФ. Межбанковские корреспондентские отношения организуются также через сеть расчетных палат и клиринговые центры.
ЦБ РФ, являясь главным расчетным центром страны, определяющим порядок и формы расчетов в России, в том числе и между банками, должен создать высокоэффективную общегосударственную систему межбанковских расчетов, соответствующую мировым достижениям, которая предполагает наличие территориально распределенной инфраструктуры клиринговых центров, связанных между собой сетью электронного обмена финансовыми документами, охватывающей все российские банки.
ЦБ РФ разрабатывает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
Основными из них являются правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. Они же предусматривают и осуществление контрольных функций за своевременным возвратом предоставленных средств и их расходом по целевому назначению.
При организации налично-денежного обращения важно соблюдение правил ведения кассовых операций, которые содержат порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках, расчеты лимитов оборотных касс, условия инкассации сверхлимитной денежной наличности.
Правила бухгалтерского учета включают требования к эмиссионным, расчетным, кредитным и кассовым операциям по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков. ЦБ РФ согласно закону имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности и соответствующие разъяснения. Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации он вправе запрашивать и получать информацию у федеральных органов исполнительной власти.
Банк публикует свою статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.
ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций: выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.
Основными сферами регулирования банковской деятельности ЦБ РФ выступают лицензирование и регистрация банков и кредитных учреждений, а также установление экономических нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности.
Лицензирование банковской деятельности ЦБ РФ означает, что банковская деятельность признается законной лишь при наличии специальной лицензии, выдаваемой ЦБ РФ. Это требование обусловлено защитой интересов вкладчиков средств, аккумулированных в банках и составляющих основной ресурс для их активных операций.
Правила лицензирования предусматривают обязательность представления учредителями банковских учреждений в ЦБ РФ соответствующих документов, после рассмотрения которых в течение определенного периода времени (не более 6 месяцев) принимается соответствующее решение. Лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами, после чего ЦБ РФ регистрирует их в книге государственной регистрации. При несоблюдении банком или кредитным учреждением установленных требований к деятельности и состоянию учета Банк России имеет право отозвать лицензию.
ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, включающий в себя систему мер, с помощью которых государство через него обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы и финансовых рынков в целом. Это производится с целью своевременного выявления и предотвращения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и других кредиторов, и отрицательно влияющих на стабильность банков.
ЦБ РФ устанавливает экономические нормативы для банков и кредитных учреждений. Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создании системы безопасности на случай возникновения убытков. Система экономических нормативов направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы. В законе приводится подробный перечень таких нормативов, даются их определения и характеристики.
Содержание обязательных нормативов уточняется в Инструкции ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» № 110-И от 16 января 2004 г., а также последующими изменениями и дополнениями к ней.
Нормативы позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношения с активами. Контроль их соблюдением возлагается на главные управления (национальные банки) ЦБ РФ по месту нахождения корреспондентского счета кредитной организации. Он осуществляется на основании месячных балансов кредитных организаций.
Регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами— важная функция ЦБ РФ. Продажа облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых определяют ЦБ РФ и Министерство финансов. Она производится предприятиям, организациям, учреждениям и населению, коммерческим банкам и собственно ЦБ РФ.
ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами, осуществляет валютный контроль. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. с изменениями и дополнениями и федеральными законами ЦБ РФ выдает лицензии кредитным учреждениям на право осуществления валютных операций, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций. Кроме того, он определяет:
- режим в отношении иностранной валюты — сферу и порядок обращения ее и ценных бумаг в иностранной валюте,
- правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте,
- порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг российскими резидентами,
- условия открытия для российских резидентов счетов в иностранной валюте в банках за пределами России.
В отношении валюты Российской Федерации (рублей) он определяет:
порядок приобретения и использования рублей нерезидентами на территории РФ;
правила проведения нерезидентами операций с рублями и рублевыми ценными бумагами;
порядок вывоза и пересылки из России рублей и рублевых ценных бумаг резидентами и нерезидентами (совместно с Минфином и Федеральной таможенной службой);
- порядок вывоза и пересылки в Россию рублей и рублевых ценных бумаг резидентами и нерезидентами.
ЦБ РФ наряду с Правительством РФ является органом валютного контроля, которому подотчетны агенты валютного контроля в лице уполномоченных коммерческих банков. Закон также определяет, что ЦБ РФ:
- представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками других стран, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;
- выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации;
- имеет право открывать свои представительства в иностранных государствах;
- устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
ЦБ РФ составляет платежный баланс страны для осуществления контроля состояния внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов. Он отражает соотношение платежей и поступлений в страну иностранной валюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса, что имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам и оказывает воздействие на него.
Все вышеперечисленные функции ЦБ РФ тесно взаимосвязаны. Для их осуществления он проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам.
В соответствии с законом для выполнения возложенных на него функций ЦБ РФ предоставлено право осуществлять следующие операции:
- предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
- покупка и продажа чеков, векселей, имеющих товарное происхождение, на срок не более 6 месяцев;
- покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, а также облигаций, депозитных сертификатов, иностранной валюты и денежных документов в иностранной валюте;
- покупка, хранение и продажа драгоценных металлов и иных валютных ценностей;
- открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях в России и за границей;
- ведение расчетных, кассовых и депозитных операций;
- выдача гарантий и поручительств;
- выставление чеков и векселей в любой валюте;
- осуществление операций на комиссионной основе.
Обеспечением для кредитов ЦБ РФ могут быть золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, выступающих обеспечением, определяются Советом директоров.
Законом предусмотрено осуществление ЦБ РФ операций по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных и внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих самого банка и других лиц. Вместе с тем закон запрещает ЦБ РФ, если не считать некоторых специально оговоренных исключений, осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами; приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций; осуществлять операции с недвижимостью; заниматься торговой и производственной деятельностью. Он не имеет права выдавать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетны