Основания для одностороннего расторжения договора о реализации туристского продукта
Заказчик (турист) имеет право отказаться от договора на реализацию туристского продукта, так же как и от любого другого договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей). При этом он вправе потребовать документального подтверждения фактических затрат туристической фирмы на день отказа от договора и должен оплачивать лишь фактически понесенные туроператором (турагентом) затраты.
Согласно п.1 ст.29 Закона о защите прав потребителей турист вправе в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
К существенным нарушениям туроператором условий договора о реализации туристского продукта относятся (ст. 17.4 Закона о туристской деятельности):
неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;
наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения (ст. 14 Закона о туристской деятельности).
Последствия одностороннего расторжения договора о реализации туристского продукта по инициативе туриста и по инициативе туристской компании
Если договор о реализации туристского продукта в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств расторгается:
ДО начала путешествия - туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта,
ПОСЛЕ начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Ответственность турагента и туроператора перед туристом за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта по Закону «О защите прав потребителей»
?
Виды договоров, заключаемых при реализации турпродукта: агентский договор, договор купли-продажи, договор поручения, особенности их применения при реализации туристского продукта, отличия.
По агентскому договору одна сторона (агент, в нашем случае -турагент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала, - в нашем случае туроператор) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом (в нашем случае - туристом) от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В первом случае договор строится по модели комиссии, во втором - по модели поручения.
По договору розничной купли-продажи туристского продукта туроператор (турагент), осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже этого продукта в розницу, обязуется передать покупателю данный продукт, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью .
В соответствии со ст. 971 ч. 1 ГК РФ «по договору поручения одна сторона /поверенный/ обязуется совершить от имени и за счет другой стороны /доверителя/ определенные юридические действия».
Предметом договора поручения является совершение одним лицом от имени другого определенных юридических действий - сделок, где стороной становится представляемый, а не представитель, поскольку последний совершает эти сделки от имени представляемого, а не от своего, информируя об этом третьих лиц.
В туристских отношениях данный вид договора проявляется в качестве поручения со стороны туроператора в отношении турагента о совершении сделок с туристами.