Доходы региональных (местных) бюджетов
Доходы региональных (местных) бюджетовформируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт свидетельствует о том, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет – 3% в ВНП, то в Норвегии – 15%, в Швеции – 31%.
Налоги являются главным источником доходов региональных (местных) бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов – от 30 до 70%.
Различают три основные группы местных налогов (рисунок 3.1).
Местные прямые и косвенные налоги, применяемые практически во всех странах. Широко распространенными прямыми местными налогами являются поимущественные, промысловые, поземельные и налоги на автомобили, а в ряде стран — на жителей и на профессию (Франция).
В рамках прямого налогообложения соотношение налогов на прибыль и доходы и различных налогов на собственность отличается большим разнообразием: в скандинавских странах 80 – 90% всех налоговых поступлений приходится на обложение доходов и прибыли: в Бельгии, Германии, Австрии аналогичный показатель также превышает 50%. В других странах основная часть налоговых поступлений региональных органов власти образуется за счет различных форм налогообложения собственности. Так, в Ирландии это единственный вид местных налогов; в Нидерландах на них приходится 2/3 всех налоговых доходов; в Японии 48% всех налоговых доходов составляет налог на жилые помещения и 21% налог на недвижимость.
Рисунок 3.1 – Основные группы местных налогов
К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества и газа. В Западной Европе в системах местного налогообложения в целом преобладают прямые налоги: на долю налогов с дохода, прибыли и собственности приходится в среднем 70 – 75% общих налоговых поступлений. Доля налоговых поступлений от налогообложения на потребление составляет 3 – 4 %, прочих налогов 20 – 25%. В Великобритании местное косвенное налогообложение, по существу, отсутствует. В Японии на долю прямых налогов приходится 85%, на долю косвенных – 15 %.
Вторую группу местных налогов можно назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общегосударственным налогам, закрепленных за вышестоящими бюджетами, или как отчисления от них (к примеру, в Италии – к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Наиболее часто такие надбавки устанавливаются к подоходному, земельному налогам, налогу на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов власти. Размер надбавок устанавливают региональные органы власти. Например, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет; 42,5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами.
Прочие местные налоги составляют особую группу местных налогов. Хотя ставки прочих налогов, как правило, невелики, для муниципалитетов это источник доходов имеет немаловажное значение. Это налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспортными средствами, на выдачу лицензий, на игорный бизнес (Испания), на оформление сделок с недвижимостью, на уличные витрины, рекламу, на развлечение (фестивали, спортивные соревнования), на вывоз мусора, на потребление электроэнергии, на коммунальные общественный транспорт и др.
Особое место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов. Неналоговые доходы занимают скромное место в общих доходах местных бюджетов. Их удельный вес колеблется в различных странах от 10 до 30% общих доходов.
Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах местных бюджетов в разных странах составляет 20 – 40%. Субсидии служат особой формой связи – финансовой и экономической – между отдельными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления.
По своей экономической сущности субсидии близки к налоговым источникам, т.к. в их основе лежат налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и переданные в порядке перераспределения доходов в местные бюджеты. Субсидии вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения.
Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов.
Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов. Во Франции и Великобритании преобладают дотации, в США, Италии, Германии, Японии – субвенции.
Постоянная нехватка собственных доходов для финансирования текущей деятельности, с одной стороны, и необходимость обеспечить денежными средствами мероприятия в области экономической и социальной инфрастуктуры, с другой стороны, вынуждают местные органы широко использовать и такой механизм финансирования, как займы. Наибольшее распространение получили местные долгосрочные займы – закладные листы и муниципальные облигационные займы. Срок действия закладных листов 10 – 15 лет. Выплата процентов по ним обеспечивается всей суммой налогов и доходов местных властей. Эти займы наиболее стабильны и пользуются наибольшим спросом. Муниципальные облигационные займы выпускаются на срок от 10 до 16 лет, но чаще всего – на 40 – 60 лет. Основной формой краткосрочных займов являются боны. Они выпускаются на срок до года, а в некоторых странах – до 4-х лет.