Лекция 9-10. Финансовые услуги банка

К финансовым услугам имеющим кредитную природу относятся: лизинг, факторинг, форфейтинг, дисконтные операции с векселями.

В консолидированной отчетности банков второго уровня все эти операции отражаются по статье «кредиты выданные клиентам».

Лизинговые операции. «Лизинг» в переводе с английского означает «сдача в аренду, внаем». Под лизингом понимается сдача в аренду предметов длительного пользования (здания, машины, оборудование, автомобили и др.).

В настоящее время лизинговые операции в Казахстане не получили массового распространения, однако, перспективы их ближайшего стремительного развития не вызывают сомнения.

Лизинг выполняет несколько функций. Во-первых, он является формой вложения средств в основные фонды, т.е. финансированием. Лизингополучатель имеет возможность пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации собственных средств и привлечения заемных средств. Он освобождается от оплаты стоимости имущества единовременно. Во-вторых, это одна из наиболее прогрессивных форм материально-технического обеспечения производства новым оборудованием, передовой техникой.

В лизинговой сделке участвуют 3 субъекта, взаимоотношения которых оформляются договором:

· первый субъект-это собственник имущества (лизингодатель);

· второй субъект-пользователь имуществом (лизингополучатель);

· третий субъект-продавец имущества (поставщик).

Их взаимоотношения строятся по следующей схеме: будущий лизингополучатель обращается к лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его участии в сделке, т.е. он должен купить необходимое имущество для лизингополучателя у поставщика(продавца имущества) с последующей его передачей лизингополучателю в аренду на условиях оплаты. Коммерческие банки участвуют в этой сделке как собственники имущества, т.е. они получают имущество в собственность и передают в лизинг лизингополучателю, тем самым оказывая ему финансовую услугу. По существу они предоставляют кредит этого имущества (машин, оборудования и т,д.), т.е. возникают кредитные отношения. Здесь налицо все принципы кредитования: срочность, платность и возвратность. По истечении срока договора лизингополучатель возвращает имущество его собственнику и оплачивает услугу- вносит арендную плату. По форме этот кредит не денежный, а производительный, товарный кредит в основные фонды.

Виды лизинга различны:

1. Оперативный лизинг предоставляется на более короткое время. Объектом его являются машины и оборудование с высокими темпами морального износа.

2. Финансовый лизинг предоставляется на более продолжительный срок, совпадающий со сроком амортизации машин и оборудования. В нем предусматривается возможность покупки арендованного имущества лизингополучателем.

3. Лизинг по остаточной стоимости применяется на уже бывшее в эксплуатации оборудование, поэтому объект лизинга оценивается не в первоначальной стоимости, а по остаточной стоимости.

Для развития лизингового бизнеса создаются специальные лизинговые компании, которые выступают как лизингодатели. Основной источник средств для закупки машин и оборудования у них – банковские кредиты

По сравнению с создаваемыми лизинговыми компаниями коммерческие банки обладают тем важным преимуществом, что они уже являются организационно-оформленными, для проведения лизинговой операции они создают специальные отделы или группы. Проведение лизинговой операции выгодно: она высокорентабельна, с низким риском, имеет реальное материальное обеспечение.

Следующим сравнительно новым видом активных операций коммерческих банков, является факторинг. Факторинг – переуступка клиентом неоплаченных долговых требований (счет-фактур и векселей), возникающих перед поставщиком за товары и услуги, факторинговой компании или банку со всеми последствиями (с риском). Смысл факторинга в том, что банки скупают у своих клиентов платежные документы (их дебиторскую задолженность) с получением процентов за услугу. Такая сделка оформляется договором, в котором указана сумма купленной задолженности и определенный процент. Этот процент указывает, какая часть суммы дебиторской задолженности хозоргана будет отдана банку в уплату за услугу.

1) Впервые банки факторинговые услуги оказывали клиентам в 1990 году. Им занимались в частности системы Промстройбанка СССР. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для хозорганов, часто испытывающих финансовые затруднения.

В операции факторинга входит 3 участника:

Фактор, первоначальный кредитор (клиент фактора) и должник, получающий от клиента товары с отсрочкой платежа. Иными словами, участниками данной операции является поставщик, факторинговая компания и покупатель. Поставщик продает свои долговые требования факторинговой компании или банку, занимающимся факторинговой операцией, которые оплачивают, как правило, 80% стоимости счет-фактур поставщику за минусом комиссионных платежей за оказанные услуги. Остальная часть стоимости будет оплачена после произведения платежей должником. При этом факторинговая компания или банк ведут всю бухгалтерию, берут на себя инкассацию требований, весь риск, связанный с полным и своевременным поступлением платежей. Расходы поставщика состоят из комиссионных платежей за ведение бухгалтерии и факторского сбора, складывающегося из процентов за предоставленный аванс и прибыли факторинговой компании или банка.

Форфейтинговые операции.Форфейтинг – приобретение банком платежных обязательств, обычно представляемых в форме векселей, без права обратного требования к продавцу. Данная операция – одна из наиболее распространенных в мировой практике форм краткосрочных и среднесрочных кредитов внешнеторговых сделок, в основном связанных с поставкой машин и оборудования.

Возникновение операций «а-форфе» относится к периоду существенных изменений в структуре и коньюктуре международной торговли в конце 50-х – начале 60-х годов, когда условия реализации машин и оборудования постепенно из рынка продавца превратились в рынок покупателя. Таким образом в начале 60-х годов возник феномен «форфейтингового кредитования» как один из путей удовлетворения возросших потребностей в международном кредите.

Продавцом форфетируемых платежных обязательств обычно выступает экспортер, принявший векселя в оплату стоимости поставленных товаров, таким образом продавец освобождается от всех рисков, связанных с получением платежа по переданным векселям. Покупатель (форфейтор), приобретая платежные обязательства, отказывается от своего права предъявлять обратные требования к любому из предшествующих владельцев обязательств, служащих предметом сделки. В передаточной записи на векселе указываются оговорки типа «без оборота на меня», «без права обратного требования». Таким образом, покупатель берет на себя все риски, связанные с оплатой приобретаемых обязательств.

Для форфейтора важное значение имеет получение дополнительного обеспечения по выданным кредитам, кроме обязательств должника. Таким дополнительным обеспечением является банковская гарантия или аваль- обязательство уплатить по наступлении определенного срока сумм в случае неплатежа со стороны основного должника.

Форфетируемые долговые обязательства приобретаются на дисконтной основе, т.е. путем их учета. Дисконтирование производится по фиксированной учетной ставке по средствам авансового взимания процента за весь период пользования кредитом. Таким образом, экспортер немедленно получает наличную сумму, равную номиналу выписанных векселей за минусом размера дисконта. Векселя выписываются в СКВ, как правило в USD или EURO.

Следующая активная операция коммерческого банка – это дисконтные операции с векселями или учет векселей банками.

Учет векселей состоит в том, что векселедержатель передает векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа по ним и получает за это вексельную сумму, уменьшенную на определенный процент. Этот процент называют учетным процентом, или дисконтом.

Дисконтные операции с векселями и выдача ссуд под залог векселей будут нами рассмотрены в следующей главе.

Присутствие в арсенале банков лизинговых, факторинговых, форфейтинговых и учетных операций связано, в первую очередь, с стремлением банков оказать своим клиентам максимально полный спектр финансовых услуг и расширить свое влияние на выбранных секторах рынка.

Наши рекомендации