Основные этапы развития налоговой системы в рф

Как было уже сказано, что система налогов на протяжении развития нашего государства менялась, и сейчас мы рассмотрим основные этапы совершенствования налоговой системы.

Первый этап – налоговая реформа 1930 года. В ходе этой реформы были унифицированы все многочисленные платежи (а их в то время было 80) и для государственных предприятий было установлено два основных платежа:

- налог с оборота;

- отчисления от прибыли.

Для кооперативных предприятий также было установлено два вида платежа:

- налог с оборота;

- подоходный налог с прибыли.

Эта реформа не затронула колхозы. Они уплачивали сельскохозяйственный налог, который в 1936 году был заменен на подоходный налог.

Второй этап – хозяйственная реформа 1965 года. Было проведено два Пленума ЦК КПСС (мартовский – по сельскому хозяйству и сентябрьский – по промышленности), рассмотревшие вопросы об основных элементах налоговой системы. В марте 1965 года был внедрен хозяйственный расчет в колхозах. Тогда же и образовалась налоговая система. Теперь она состояла из:

- налога с оборота;

- налога со зрелищ, введенного в 1942 году;

- подоходного налога с колхозников, с изменением порядка его исчисления;

- подоходного налога с кооперативных и общественных организаций.

Третий этап – вторая половина 70-х годов. В это время существенно меняется порядок исчисления и взимания существующих налоговых платежей. В 1975 году налоги со зрелищ преобразованы в налог от демонстрации кинофильмов. В 1977 году появились юридические и физические лица, и был введен подоходный налог с юридических и физических лиц, включая иностранных.

Таким образом, к концу 70-х годов сложилась новая система общегосударственных налогов с юридических лиц, которая состояла из:

- налога с оборота;

- налога с дохода от демонстрации кинофильмов;

- подоходного налога с колхозов;

- подоходного налога с кооперативных и общественных организаций;

- подоходного налога с иностранных юридических и физических лиц.

Кроме того, помимо общегосударственных налогов, юридические лица в то время уплачивали и местные налоги.

Четвертый этап – с 1992 года произведена реформа платежей в бюджет. Основным руководящим документом являлся Закон РФ от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в РФ», который кардинальным образом изменил все налоги, в том числе и налоги с юридических лиц. Впервые был осуществлен единый подход к налогообложению юридических лиц, независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы. С этой точки зрения система налогов стала унифицированной.

Основной формой платежей в государственную казну стал налог. По действующему законодательству РФ юридические лица уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням. Под системой налогов с юридических лиц следует понимать совокупность налогов, которые указанные субъекты обязаны уплачивать в силу Закона.

В систему налогов с юридических лиц включаются налоги:

- на добавленную стоимость;

- на прибыль предприятий;

- на имущество предприятий;

- на операции с ценными бумагами;

- акцизы.

Пятый этап – с принятием Налогового кодекса РФ (часть 1) от 16.07.98 с изм. и доп.//РГ 1999 15 июля; (часть 2) от 5.08.00 // РГ 2000 10 августа.

В систему налогов и сборов в РФ включены:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг);

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

Роль налогов с юридических лиц:

1) это основной источник формирования бюджетных и внебюджетных фондов;

2) контрольная роль. Государство, взимая налоги, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;

3) стимулирующая роль проявляется через налоговые льготы. Государство стимулирует развитие предпринимательства и фермерства.

8.ОРГАНИЗАЦИИ-ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ.

До 1992 г. виды налоговых платежей государственных пред­приятий и других хозяйственных организаций, основанных на не­государственных формах собственности (кооперативной, колхоз­ной, общественной), существенно различались между собой. Дохо­ды (прибыль) государственных предприятий в большей мере под­лежали централизованному перераспределению, изъятию по рас­поряжению органов государственного управления (министерств, ведомств) и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налоговых по форме своих платежей (налог с оборота), имели обязанность вно­сить в бюджет платежи, такой формы не имевшие (отчисления от прибыли, свободный остаток прибыли). Они отличались от нало­гов индивидуализированностью размеров для разных пред­приятий.

До 90-х гг. основными платежами государственных предпри­ятий были установленные в результате реформы 1930 г. налог с оборота и отчисления от прибыли. Последние преобразовались затем в разные формы: плату за фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, отчисления от прибыли в новом вари­анте. При этом налог с оборота распространялся и на негосударст­венные предприятия, а в отношении государственных предпри­ятий он признавался налогом лишь по форме, но не по существу. Колхозно-кооперативные и общественные предприятия уплачива­ли также соответствующие подоходные налоги.

Однако уже в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г. содержалась ориентация на переход к налогообложению прибыли этих предприятий (ст. 17). Предполагалось сочетать его с другими обязательными платежами в бюджет.

И лишь в 1992 г. была проведена реформа платежей в бюджет всех предприятий и других организаций. В системе этих платежей перестали учитываться особенности форм собственности платель­щиков. С этой точки зрения она стала унифицированной. Основ­ной формой платежей в государственную казну стал налог. Круг налогоплательщиков-организаций значительно расширился. В него вошли также банки, страховые и другие коммерческие ор­ганизации. Но и некоммерческие организации, в том числе бюд­жетные, стали налогоплательщиками при наличии у них объекта налогообложения.

По действующему российскому законодательству организации уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.

Рассматривая правовой статус организаций в качестве налогоплательщиков, следует заметить, что в законодательстве встреча­ется выражение «юридическое лицо», которое применяется как обобщенное, относящееся к организациям различных видов и пра­вовых форм. Причем под этим термином законодательство нередко имеет в виду и организации, не являющиеся юридическими липа­ми (филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие от­дельный баланс и расчетный счет). В таком расширенном толкова­нии, например, говорится о юридическом лице в нормах Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., как утративших в 1999 г. силу, так и продол­жающих действовать. Однако Налоговый кодекс России (часть первая) применяет в качестве обобщающего уже другой термин, а именно «организации» (ст. 19).

В качестве налогоплательщиков могут выступать как коммер­ческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие орга­низации, в отличие от некоммерческих, основной целью своей де­ятельности имеют извлечение прибыли. Особо среди коммерчес­ких организаций выделяются субъекты малого предприниматель­ства, которым оказывается государственная поддержка в разви­тии их деятельности, распространяющаяся и на область налогооб­ложения в форме предоставления налоговых льгот, отсрочек и рас­срочек по уплате налогов. Субъектам малого предпринимательст­ва предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения.

Итак, к плательщикам налогов, входящим в группу организа­ций, относятся:

а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имею­щие согласно российскому законодательству статус юридического лица, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями;

б) международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на российской терри­тории;

в) компании, фирмы, любые другие организации, образован­ные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в России предпринимательскую деятель­ность через постоянные представительства (или - иностранные юридические липа);

г) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций при условии, что они имеют отдельный баланс и расчетный счет. Не являясь юридическими лицами, филиалы на­деляются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и дейст­вуют на основании утвержденного им положения.

Уточненный перечень налогоплательщиков-организаций со­держится в законах по каждому налогу.

9. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ С ОРГАНИЗАЦИЙ (часть примеров)

А) НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) является разновиднос­тью налога с оборота. Он стал взиматься в России с принятием Закона РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стои­мость», действовавшего в основной своей части до 1 января 2001 г.; с этой даты вступила в силу часть вторая Налогового ко­декса РФ, гл. 21 которого регулирует взимание НДС в настоящее время.

По своей природе НДС является косвенным налогом. Юри­дический и фактический налогоплательщик при его взимании не совпадают. Фактически уплачивают налог потребители това­ров (работ, услуг), так как он включается в цену последних. Юридическими налогоплательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, вносящие налог в бюд­жет.

Наименование НДС определено тем, что он уплачивается с той части стоимости, которая добавляется при каждой стадии реали­зации товаров (работ, услуг). Согласно НК РФ налог на добавлен­ную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях реализации товаров (работ, услуг), а также при осуществлении иных опера­ций, составляющих объект налогообложения, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг), иных операций, составляющих объект налогообложения, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) в связи с деятельностью на территории Российской Федера­ции — организации и индивидуальные предприниматели, при­знаваемые таковыми согласно ст. 11 НК РФ, а именно россий­ские и иностранные юридические лица, международные органи­зации, филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций, физические лица, зареги­стрированные в установленном порядке и осуществляющие пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, частные охранники, частные нотариусы и частные детек­тивы;

2) в связи с перемещением товаров через таможенную грани­цу — лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в соответ­ствии с Таможенным кодексом РФ.

Объекты налогообложения подразделяются на четыре вида:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результа­тов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предо­ставлении отступного или новации, а также передача имущест­венных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, ока­зание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не при­нимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисле­ния) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственно­го потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налогообложение добавленной стоимости имеет место толь­ко при реализации на территории России. Реализация товаров (работ, услуг) за пределами России объектом обложения НДС не является. В этой связи, принципиальным является во­прос об определении места реализации. Местом реализации то­варов признается территория РФ, если товар находится на тер­ритории России (не отгружается и не транспортируется) или товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на территории России.

В отношении места реализации работ (услуг) на территории России можно выделить следующие правила:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находя­щимся на территории РФ;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находя­щимся на территории РФ;

3) услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туриз­ма, отдыха и спорта;

4) покупатель или исполнитель работ (услуг) осуществляет де­ятельность на территории РФ.

Налоговая база для налога на добавленную стоимость высту­пает в качестве стоимости товаров, работ, услуг, исчисленной ис­ходя из свободных цен по сделке. Цена определяется без включе­ния в нее НДС и налога с продаж, но с учетом акцизов для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья. Дан­ное правило определения налоговой базы общее, однако, следует учитывать особенности определения цены согласно статье 40 НК РФ, а также особенности определения налоговой базы по не­которым хозяйственным операциям и ввозе товаров на таможен­ную территорию. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает спе­циальный порядок определения налоговой базы в отношении договоров под уступку денежного требования или уступки требо­вания (цессии), договоров комиссии и т.д.

Налоговый период установлен в двух временных сроках, по ис­течении которых определяется налоговая база НДС и исчисляет­ся его сумма. Обычным налоговым периодом является календар­ный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров, работ, услуг, не превышающими один миллион рублей, налоговый период равен одному кварталу.

Ставки налога на добавленную стоимость подразделяются на виды.

Порядок исчисления налога представляет собой определение суммы налога, которая может быть представлена как соответствую­щая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода, и умень­шается при этом на сумму налоговых вычетов. Налоговым вычетам подлежат различные суммы налога, предусмотренные ст. 171 НК РФ, например, суммы, исчисленные налогоплательщиком с авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров. Приме­нение налоговых вычетов производится на основании специальных документов - счетов-фактур и налоговых деклараций.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет регламентированы ст. 174 НК РФ. Уплата НДС за истекший налоговый период осу­ществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истек­шим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию России налог уплачивается в соответствии с таможен­ным законодательством. Однако, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога по операциям реализации това­ров (работ, услуг) или передачи товаров для собственных нужд, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику с учетом особенностей налогового законода­тельства.

Немаловажное значение имеет для порядка уплаты налога мо­мент реализации товаров (работ, услуг). Момент зависит от не­скольких факторов, но прежде всего от учетной политики нало­гоплательщика. Если налогоплательщик закрепил возникнове­ние обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявле­нию покупателю расчетных документов, то моментом реализации товаров (работ, услуг) является: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) или день оплаты товаров (работ, услуг). Если нало­гоплательщик утвердил в учетной политике для целей налогооб­ложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, то датой реализации высту­пает день оплаты товаров (работ, услуг).

По налогу на добавленную стоимость установлен очень широ­кий круг льгот. Их можно классифицировать по двум основани­ям: по кругу налогоплательщиков и по объектам налогообложе­ния. Так, в отношении налогоплательщиков действует освобож­дение от исполнения обязанностей по уплате НДС. Например, ор­ганизации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предше­ствующих последовательных календарных месяца сумма выруч­ки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Что касается льгот по объекту налогообложения, то здесь за­конодатель выделяет операции, не подлежащие налогообложе­нию, и операции, подлежащие налогообложению по льготным ставкам 0% и 10%. Так, освобождаются от налогообложения ме­дицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися част­ной медицинской практикой, за исключением косметических, ве­теринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

К медицинским услугам, освобождаемым от налогообложения, относятся услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обя­зательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ; услуги по сбору у населения крови, оказы­ваемые по договорам со стационарными лечебными учреждения­ми и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицин­ской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным. Зако­нодатель предусмотрел освобождение от налогообложения и дру­гие виды операций по реализации товаров, работ, услуг.

Применительно к льготным налоговым ставкам законодатель выделяет строго определенные товары, работы и услуги. Так, со­гласно ст. 164 НК РФ по ставке 0% облагаются работы, выполняе­мые в космическом пространстве; операции по реализации драго­ценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; реализация товаров, предназначенных для официального использования иностранными дипломатически­ми и приравненными к ним представительствами и др. По ставке 10% производится налогообложение следующих товаров: яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, кровати детские, коляски для детей, игрушки, подгузники и др.

Контроль за уплатой НДС возложен на налоговые органы, а в некоторых случаях - на таможенные органы.

Б) АКЦИЗЫ относятся к числу наиболее распространенных нало­гов, они закреплены в налоговых системах почти всех государств и долгое время являлись одним из основных источников государ­ственных доходов. На современном этапе в промышленно разви­тых государствах доля акцизных налогов в доходах бюджета су­щественно снизилась.

Слово «акцизы» произошло от латинского глагола accidere - резать, кроить и, по всей видимости, этимологически восходит к старинным понятиям подати, оброка.

Акцизы - это один из самых древних налогов, например, на Руси спиртные напитки подвергались акцизному обложению еще в X—XI в. К началу XX в. в России акцизы обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов, функционировало специальное ак­цизное ведомство, осуществляющее надзор за плантациями таба­ка, контроль за его хранением и продажей. После Октябрьской революции акцизное налогообложение существовало недолго, до налоговой реформы 1930 г., и было возобновлено в нашей стране с 1992 г., с принятием Закона РФ от 6 декабря 1991 г. «Об ак­цизах», который с многочисленными изменениями и допол­нениями действовал до 1 января 2001 г. В настоящее время взи­мание акцизов регулируется гл. 22 части второй Налогового кодекса РФ.

Акцизы - это косвенный налог, по некоторым характеристи­кам он близок к налогу на добавленную стоимость (несовпадение фактического и юридического плательщиков, применение зачет­ной системы исчисления и уплаты, специального порядка возвра­та переплаченных в бюджет сумм и некоторые другие), при этом акцизы отличаются от НДС (акцизами облагаются лишь некото­рые, специально перечисленные в законе товары, каждый товар имеет индивидуальную ставку, которая применяется либо к ко­личеству товара (весу, объему), либо ко всей его стоимости).

В потребительской корзине общества существует ряд товаров, производство и реализация которых при низкой себестоимости приносит очень высокий уровень прибыли благодаря стабильно­му и массовому спросу на них: алкогольная и табачная продук­ция, ювелирные изделия, автомобили, бензин и некоторые дру­гие. Установление акцизов на такие товары обеспечивает решение целого ряда задач.

Во-первых, государство изымает получаемую производителя­ми сверхприбыль, снижая рентабельность таких производств с необоснованно высокого до среднего уровня, сложившегося в экономике страны.

Во-вторых, акцизы все в большей мере использу­ются для устранения негативных последствий, возникающих в обществе при потреблении или использовании определенных групп товаров. Например, во Франции и США в несколько раз были увеличены акцизы на табак, что позволило получить сред­ства на государственную медицинскую программу по борьбе с ку­рением. В странах Европейского Союза установлена регрессивная шкала акцизных ставок на сигареты: ставка уменьшается по мере увеличения цены сигарет. Предполагается, что в результате этого увеличится спрос на более дорогие, следовательно, более качест­венные и менее вредные для здоровья потребителей сигареты. Такая же схема действует и в отношении бензина: акциз на эко­логически более чистый бензин ниже, чем на бензин с содержа­нием свинца.

В Российской Федерации в качестве подакцизных выделяют: подакцизные товары (спирт и спиртосодержащая продукция, ал­когольная и табачная продукция, пиво, ювелирные изделия, дизельное топливо, автомобильный бензин и моторные масла) и по­дакцизное минеральное сырье (природный газ). Перечень подакцизной продукции содержится в ст. 181 НК РФ, является исчерпывающим и может быть изменен только путем внесения законодательных изменений в НК РФ.

Объектом налогообложения являются перечисленные в гл. 22 НК РФ операции с подакцизными товарами или подакцизным минеральным сырьем:

- реализация произведенных подакцизных товаров,

- реализация с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у ее производителя,

- передача на территории РФ подакцизных товаров, кото­рые были произведены для собственных нужд,

- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ,

- реализация природного газа за пределы территории РФ и т.д.

Перечень содержит описание 19 операций с подакцизной про­дукцией, при совершении которых возникает обязанность исчис­лить и уплатить акцизы.

Плательщиками акцизов являются организации, индивиду­альные предприниматели, а также лица, перемещающие подак­цизные товары через таможенную границу России. Перечислен­ные лица признаются налогоплательщиками только в том случае, если они совершают облагаемые акцизами операции с подакциз­ными товарами или подакцизным минеральным сырьем.

Ставки акцизовобладают рядом особенностей.

Налоговая база определяется по-разному в зависимости от вида применяемых ставок. По подакцизным товарам, в отноше­нии которых установлены твердые (специфические) ставки, нало­говая база равна объему реализованных товаров в натуральном выражении (например, общее количество штук реализованных в налоговом периоде сигар). По подакцизной продукции, в отноше­нии которой установлены адвалорные ставки, налоговая база оп­ределяется как стоимость соответствующего товара или мине­рального сырья. По подакцизным товарам, в отношении которых закреплены комбинированные ставки, определяемая налоговая база состоит из двух частей: количество реализованных подакциз­ных товаров и их общая стоимость.

Налоговый период, т.е. период, по истечении которого нало­гоплательщик обязан определить налоговую базу и исчислить размер акцизного налога, равен одному календарному месяцу.

Налог исчисляется как произведение соответствующей став­ки и налоговой базы (для подакцизных товаров, в отношении ко­торых закреплены специфические ставки) или как соответствую­щая ставке процентная доля налоговой базы (в случае, если ставки адвалорные).

По подакцизным товарам, на которые распространяются ком­бинированные ставки, налог исчисляется следующим образом: определяется размер акциза, соответствующий объему реализо­ванных товаров, затем рассчитывается размер акциза исходя из стоимости реализованных товаров, после чего полученные пока­затели суммируются.

Исчисленные суммы акциза включаются в цену товара и должны быть указаны отдельно в первичных учетных докумен­тах, счетах-фактурах и других расчетных документах. Таким об­разом осуществляется предъявление акциза покупателю. Оно обязательно во всех случаях реализации или передачи подакциз­ной продукции, за исключением реализации подакцизных това­ров населению по розничным ценам (на ярлыках, ценниках, чеках сумма акциза, как и сумма НДС, не выделяется).

Предъявление акциза позволяет продавцу подакцизного това­ра отнести уплаченные суммы акциза к своим расходам при ис­числении налога на прибыль организаций. А покупателю - уменьшить подлежащую уплате в бюджет сумму акциза на сумму, предъявленную ему продавцом, если покупатель приобре­тал подакцизные товары в качестве сырья для производства дру­гих подакцизных товаров (следовательно, при реализации произ­веденной подакцизной продукции он также обязан исчислить и уплатить акциз, но имеет право его уменьшить).

Данная система расчетных взаимоотношений позволяет пере­ложить фактическую уплату акцизов на последнего покупателя, который приобретает товар не для производства других подакциз­ных товаров, а для потребления. Поэтому акцизы часто называют налогом на потребление.

Сроки у платы акцизов закрепляются ст. 204 НК РФ, они раз­личаются в зависимости от вида реализуемой подакцизной про­дукции и даты ее реализации: акциз должен быть уплачен в те­чение от 1 до 3 месяцев, следующих за налоговым периодом.

Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую деклара­цию установленной формы.

Главой 22 НК РФ закрепляются специальные меры налогового контроля в отношении производства и реализации на территории нашего государства нефтепродуктов, а также алкогольной и та­бачной продукции.

Так, в целях усиления контроля за своевременностью и полно­той уплаты налогов, а также за легальностью произ­водства и реализации на территории РФ табака, табачной и алко­гольной продукции, они подлежат обязательной маркировке специальными акцизными марками. Маркировка предполагает приобретение и нанесение на табак и табачную продукцию акциз­ных марок, а на алкогольную продукцию - акцизных марок и региональных специальных марок. Порядок изготовления марок и маркировки подакцизной продукции определяется Правитель­ством РФ.

Ответственность за маркировку возложена на производителей подакцизных товаров. Для них покупка акцизных и региональ­ных специальных марок является формой авансового платежа по акцизам. Стоимость акцизных марок (или ставка авансового пла­тежа) устанавливается Правительством РФ, она не должна пре­вышать 1% от ставки акциза на алкогольную продукцию с объ­емной долей этилового спирта свыше 25% (на 2002 г. эта ставка установлена в размере 98 руб. 78 коп. за 1 л).

В этих же целях в отношении алкогольной продукции с 1 ян­варя 2001 г. введен специальный налоговый режим - режим на­логового склада. Он представляет собой комплекс мер и меро­приятий налогового контроля со стороны налоговых органов в отношении алкогольной продукции, производимой на террито­рии РФ. То есть алкогольная продукция с момента окончания ее производства до момента отгрузки покупателю находится под по­стоянным контролем сотрудников налоговых органов. Режим на­логового склада распространяется на территорию и помещения, в которых алкогольная продукция производится, а также на специ­ализированные помещения, в которых она хранится до отгрузки покупателю - они называются акцизные склады. Акцизные склады могут быть учреждены только с разрешения территори­альных органов Министерства финансов РФ. Порядок их учреждения и функционирования определяется Правительст­вом РФ.

Налоговый кодекс, закрепляя правовое регулирование взи­мания акцизов.

В) ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ установлен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вто­рую Налогового кодекса Российской Федерации и другие акты за­конодательства Российской Федерации». Регулирующие его нормы включены в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, вошед­шую в раздел IX Кодекса (Региональные налоги).

Названный налог, помимо того, что является региональным, отличается другой особенностью — целевым характером. Он за­креплен в качестве одного из источников целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов, находящихся в ве­дении субъектов Российской Федерации (ст. 3 упомянутого Феде­рального закона).

Налогоплательщиками выступают физические лица и орга­низации, на которых в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации зарегистрированы транспортные средства, при­знаваемые НК РФ объектом налогообложения.

К объектам налогообложения НК РФ относит: автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты, вертолеты; теп­лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистри­рованные в установленном порядке в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложе­ния..

Налоговая база для разных видов транспортных средств опре­деляется по-разному: в отношении транспортных средств, имею­щих двигатели, как мощность последнего в лошадиных силах, в отношении несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - в регистровых тоннах, в от­ношении других - как единица транспортного средства.

Налоговый период установлен в календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, исходя из ставок закрепленных в НК РФ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ТЕМА 1. ВВОДНАЯ.

Наши рекомендации