ТЕМА 5. «Правовое регулирование целевых государственных и муниципальных денежных фондов»

Введение

1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов. Система государственных и муниципальных доходов.

2. Неналоговые государственные и муниципальные доходы.

3. Понятие и система государственных расходов.

4. Понятие и правовые принципы финансирования государственных расходов.

5. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.

6.Правовой режим государственных внебюджетных фондов.

Их виды, порядок формирования и использования

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений финансовой деятельности Российского государства является аккумуляция денежных средств в своем распоряжении. Эта аккумуляция осуществляется с помощью различных платежей, представляющих собой государственные доходы.

Под системой доходов федерального бюджета РФ понимают совокупность включаемых в него доходов, которой свойственны внутренние единства и дифференциация на отдельные группы и виды.

Вместе с тем, классификация доходов федерального бюджета РФ углубляет и конкретизирует систему государственных доходов в целом, имеет вместе с общими основаниями и свои основания для группировок доходов (например, по видам бюджетов, по порядку включения доходов в бюджет и др.).

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ.

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результа­те оно располагает своими, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают муниципальные образова­ния. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и уп­равление которыми осуществляют органы местного самоуправ­ления.

В процессе формирования государственных и муниципальных доходов в распоряжение соответствующих органов привлекается часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, основанного на различных формах собст­венности — частной, государственной, муниципальной и др. (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Помимо этого, государство и муниципальные образования используют для формирования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. По материальному содержанию структура государственных и муниципальных доходов - это совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально- экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государст­венные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюд­жетные целевые государственные фонды. Муниципальные (мест­ные) доходы поступают соответственно в муниципальные денеж­ные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муници­пальных предприятий.

В состав государственных доходов включаются: бюджеты различных уровней государственного управления; внебюджетные целевые государственные фонды; госкредит; финансовые ресурсы государственных предприятий.

Основополагающими для формирования состава государс­твенных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст.8, 35).

К числу актов общего значения относится, в частности Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., установивший основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей. С 1 января 1999 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ (часть 1), за исключением некоторых статей, в том числе тех, которые закрепляют новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс. Урегулировано привлечение государственными и муниципальными образованиями заемных средств, определены источники финансовых ресурсов, используе­мые для инвестиций, в том числе предприятиями и т.д.

Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуп­равления по формированию соответствующих финансовых ресур­сов и их источников определены в законах РФ: «Об основах бюд­жетных прав...», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Кроме того, о разграничении полномочий по вопросам финансово-бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами заклю­чаются федеративные договоры.

Наряду с этим действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

В соответствии с названными законодательными актами дейст­вующая в РФ система государственных и местных доходов базиру­ется на принципе единства. Оно выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных до­ходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъек­тами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законо­дательством предусмотрено и распределение доходов по уров­ням — федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федера­ции и муниципальных образований. В связи с этим правовую осно­ву образования государственных и местных доходов, помимо зако­нодательства РФ, составляют и правовые акты субъектов Федера­ции, а также органов местного самоуправления. Исходной основой всех этих нормативных актов служит Конституция РФ.

Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

Система государственных и муниципальных доходов это совокупность различных видов денежных платежей (поступлений) в собственность государства и муниципальных образований, основанная на единых основных правовых принципах ее формирования и функционирования, и имеющая свою объективно обусловленную структуру;

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее су­щественные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-эконо­мическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.

В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

По социально-экономическому признаку выделяются пос­тупления:

- от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в резуль­тате производственной деятельности государственных предприятий; а также от использования имущества и природных ресурсов государства;

- от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

- от совместных и иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

- от личных доходов граждан в виде налогов и сборов, а так­же платежей добровольного характера.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

— федеральные;

— доходы субъектов Федерации;

— местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муни­ципальных образований можно выделить налоговые и неналого­вые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обя­зательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Но более разнообразными по формам и методам взимания являются, однако, неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными.

По методам аккумуляции среди доходов государства выделя­ются обязательные и добровольные платежи и поступления.

Основная часть доходов поступает в распоряжение госу­дарства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины, штрафы и т.п.

Обязательные неналоговые пла­тежи в основном взимаются в связи с предоставлением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, или право на за­нятие определенной деятельностью (пошлины, сборы), иные из них носят штрафной характер.

На добровольной основе в государственные и мест­ные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования по­жертвований и т.д.

С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им времен­но и подлежат возврату.

К финансовым ресурсам государства и муниципальных образо­ваний, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.

Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Тем не менее, им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве или муниципальном образовании при недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включе­нию ее в обслуживание потребностей общества.

Если принять во внимание порядок образования и использова­ния государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114,115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирова­ния намеченных программ. Однако некоторые платежи могут со­ставлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответ­ствии с Законом РФ «О плате за землю» от 10 октября 1991 г. хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные с землепользованием.

Вместе с тем в 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды различного целе­вого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них предусмотрено зачисление специ­ально определенных видов платежей. Впоследствии некоторые фе­деральные внебюджетные фонды (дорожный, экологический и др.) были преобразованы в бюджетные целевые фонды при сохра­нении своих особых источников доходов.

Таким образом, понятие государственных и муниципальных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охваты­вая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных и муниципальных фондов, а также доходы государственных и му­ниципальных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т.е. подлежащих зачислению в бюджетную систему, и государст­венные, муниципальные внебюджетные фонды.

Наши рекомендации