Понятие и виды государственных целевых денежных фондов

Появление целевых денежных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходов. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество целевых фондов постоянно менялось: одни возникали, другие ликвидировались.

Наличие в составе финансовой системы в качестве самостоятельного звена государственных целевых внебюджетных фондов, а также выделение в бюджетной системе государственных целевых бюджетных фондов обусловлено необходимостью эффективного перераспределения публичных финансовых ресурсов в рамках их изыскания для финансирования отдельных отраслей народного хозяйства или для выполнения государством социально-значимых задач (например, пенсионное обеспечение).

Зарубежный опыт финансовой деятельности показывает, что даже при наличии сильного централизованного бюджета существует необходимость в обособлении части финансовых ресурсов для решения определенных задач. В то же время, следует признать, что в зарубежных странах если и происходит такое обособление финансовых средств, то в весьма ограниченном количестве, в строгом соответствии с законодательством и при достаточно низком уровне налоговых изъятий в эти фонды.

Государственные целевые денежные фонды представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках социального и экономического развития страны.

Государственные целевые денежные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, а также для финансирования отдельных программ экономического развития. Для данных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

В науке выделяют следующие особенности данных фондов: 1) создаются только на основании нормативно-правового акта (закона, постановления и др.); 2) формируются компетентным, уполномоченным органом; 3) образуются с заранее установленной целью; 4) полежат государственному финансовому контролю; являются институтом финансовой системы [Грачева Е.Ю. Понятие, виды и значение государственных и муниципальных денежных фондов // Финансовое право: учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. – 3–е изд. – М., 2005. – С. 241]. Выделение специфических (характерных) черт целевых денежных фондов позволяет некоторым авторам рассматривать их в нескольких аспектах: в экономическом аспекте целевой фонд денежных средств представляет один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных групп населения; в материальном аспекте целевой фонд денежных средств – это денежные средства государства или муниципальных образований, имеющие целевое назначение, собственные доходные источники и строго обозначенные направления расходов; в юридическом аспекте целевые денежные фонды имеют финансово-правовой статус [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 365].

Государственные целевые денежные фонды классифицируются по различным основаниям.

По правовому положению целевые денежные фонды делятся на республиканские и местные. Первые находятся в распоряжении центральных органов управления; вторые – в распоряжении органов местного управления и самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств целевые денежные фонды подразделяются на: фонды социального назначения и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

В зависимости от сроков создания различаю целевые фонды, создаваемые на постоянной основе (как правило, это государственные целевые бюджетные фонды, так как они образуются в составе бюджета, который принимается на год, и при возобновлении в последующем бюджетных правоотношений целевые бюджетные фонды не всегда создаются вновь) и временные (обычно к ним относятся государственные целевые внебюджетные фонды, так как они создаются на длительный срок для финансирования важных государственных направлений).

Реформирование системы государственных финансов в 90-е года ХХ века в Беларуси связано с появлением системы целевых денежных фондов. Создание их продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера.

Основы финансово-правового статуса целевых денежных фондов закреплены в БК, который подразделяет их на государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды.

В настоящее время в Республике Беларусь система государственных целевых денежных фондов представлена как совокупность следующих фондов:

- специальных фондов, аккумулированных в бюджетах различных уровней (бюджетные фонды);

- образуемые за пределами бюджетной системы (внебюджетные фонды).

Наши рекомендации