Ценю вас. Я ценю ваше восприятие. Я хочу вас понять.
И когда я убеждаюсь, что мы воспринимаем что-то по-разному, я говорю:
– Вот это да! Вы видите это иначе! Помогите и мне увидеть то, что видите вы.
Если два человека имеют одно и то же мнение, один из них не нужен. Мне совершенно
Не интересно общаться с тем, кто тоже видит только старуху. Я не хочу разговаривать,
Общаться с тем, кто во всем со мной соглашается. Я хочу общаться с вами, потому что вы
Видите это иначе. И я ценю это различие.
Таким образом, я не только расширяю свой кругозор, я и вас укрепляю в вашем
Мнении. Я предоставляю вам психологический кислород. Я снимаю ногу с педали тормоза и
Нейтрализую ту негативную энергию, которую вы могли бы направить на защиту своей
Позиции. Я создаю условия для синергии.
Важность такого отношения к различиям хорошо проиллюстрирована в часто
цитируемой сказке "Школа зверей", педагога Р.Х. Ривза:
"Однажды животные решили совершить что-то грандиозное в духе "нового времени" и
Открыли школу. Они решили, что в число предметов войдут бег, лазанье по деревьям,
Плавание и полеты. Для простоты организации все животные занимались по общей
Программе. Утка превосходно – даже лучше преподавателя – плавала и получала отличные
Оценки за полеты, но здорово отставала в беге. Из-за этого ей пришлось часто оставаться в
Школе после уроков и даже бросить плавание для того, чтобы практиковаться в беге. Так
Продолжалось до тех пор, пока ужины перепончатые лапки не износились до такой степени,
Что даже по плаванию она скатилась на уровень посредственных отметок. Но школа
Допускала такие отметки, и по этому поводу никто, кроме самой утки, не переживал. Вначале
Кролик был отличником по бегу, но затем с ним случился нервный срыв от перевозбуждения,
Связанного с обучением плаванию.
Белка отлично лазала по деревьям, до тех пор пока ее не постигло жестокое
Разочарование, когда преподаватель полетов потребовал от нее взлететь с земли вверх, в то
Время как она привыкла летать с верхушки дерева вниз. Кроме того, от переутомления у нее
Начались судороги и она схватила тройку по лазанью и двойку по бегу.
Орел оказался трудным ребенком и нуждался в соответствующем строгом обращении.
На занятиях по лазанью он быстрее всех достигал вершины дерева, отстаивая при этом право
Пользоваться собственным методом.
В конце года какой-то ненормальный угорь, великолепно плававший, а также
Бегающий, лазающий по деревьям и немного летающий, оказался лучшим учеником – и
Именно ему поручили выступить с прощальной речью на выпускном вечере. Луговые
Собачки от обучения в школе воздержались и потребовали возврата уплаченных ими
Налогов, так как администрация школы не включила в программу прорывания нор и
Подземных ходов. Они отдали своих детишек на обучение к барсуку, а затем вместе с
хомяками и сусликами открыли преуспевающую частную школу".
АНАЛИЗ СИЛОВОГО ПОЛЯ
Во взаимозависимой ситуации синергия особенно могущественна при противостоянии
Негативным силам, препятствующим развитию и переменам.
Социолог Курт Левин создал модель "Анализа силового поля", в которой всякое
Текущее состояние деятельности или бытия рассматривается как некое балансирование
Между движущими силами, стимулирующими развитие, и сдерживающими силами,
Развитию препятствующими.
Движущие силы обычно бывают позитивными, разумными, логичными, осознанными и
Экономическими. Напротив, сдерживающие силы чаще всего бывают негативными,
Эмоциональными, нелогичными, неосознанными и социально-психологическими. И те и
Другие силы вполне реальны, и их следует учитывать, имея дело с переменами.
Представьте себе, что в вашей семье существует определенный "климат" –
Определенный уровень позитивного или негативного взаимодействия, определенный уровень
Защищенности или незащищенности при выражении чувств или озабоченности,
Определенный уровень уважительности или неуважительности в общении между членами
Семьи.
Вы можете захотеть изменить этот уровень. Вы можете захотеть создать климат более
Позитивный, более уважительный, более открытый и более доверительный. Причины,
Которые мотивируют вас на это, представляют собой движущие силы, направленные на
Повышение уровня.