Порядок регистрации коммерческого банка
Коммерческие банки в Украине создаются с разрешения Национального банка Украины путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков. В соответствии со ст. 15 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» юридические лица без их регистрации в НБУ и получение банковской лицензии не имеют право употреблять в своих наименованиях термин «банк» и производные от него словосочетание. Использование в наименовании банка слов «Украина», «центральный», «национальный», «государственный» и производных от них возможно лишь при согласии НБУ.
Основателями, акционерами и участниками (пайщиками) банка могут быть отечественные и иностранные юридические и физические лица за исключением объединений граждан, религиозных и благотворительных организаций, а также юридических лиц, в которых банк имеет существенное участие, а также юридические лица, относительно которых невозможно установить их владельцев и источники средств, за счет которых они осуществляют взносы к уставному капиталу или покупают акции[1].
В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О предпринимательстве» при создании банка не допускается участие военнослужащих и должностных лиц органов суда, прокуратуры, госбезопасности, внутренних дел, госарбитражу, госнотариата|, а также должностных лиц органов государственной власти и управления.
Участники (акционеры) могут приобретать существенное участие в банке при условии получения письменного разрешения НБУ, при этом они должны иметь безукоризненную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое состояние в соответствии с требованиями НБУ.
Уставный капитал банка независимо от организационно-правовой| формы деятельности согласно ст. 32 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» формируется за счет собственных средств основателей, акционеров, участников из подтвержденных источников и только в денежной форме. Запрещается использование для формирования уставного капитала бюджетных средств за исключением государственных банков, уставный капитал которых формируется за счет расходов бюджета.
Взносы для формирования уставного капитала резиденты осуществляют исключительно в гривнах, а нерезиденты — в гривнах или в свободно конвертированной валюте. Перечисление уставного капитала в национальную валюту осуществляется за официальным курсом гривни к соответствующей иностранной валюте на день заключения учредительного договора.
Размер уставного капитала определяется основателями банка, но не может быть меньше законодательно установленных требований и требований НБУ. Национальный банк Украины имеет право устанавливать для отдельных банков в зависимости от их специализации дифференцирован минимальный уставный капитал, но не ниже размеров, предусмотренных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».
Согласно ст. 31 данного Закона минимальный уровень уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше:
· 1 млн евро — для местных кооперативных банков;
· 3 млн евро — для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории одной области;
· 5 млн евро — для банков, которые осуществляют свою деятельность на территории всей Украины.
Для формирования уставного капитала в территориальном управлении НБУ за местом создания коммерческого банка в недельный срок с момента представления необходимого для регистрации пакета документов открывается накопительный счет, на который каждый основатель вносит определенную учредительными документами долю уставного капитала. Основанием для открытия такого счета является:
· заявление на открытие счета за подписью одного из основателей, которому общими собраниями поручено оформление документов из организации общества (кроме государственных банков);
· документы для государственной регистрации банка.
Средства на накопительный счет для формирования уставного капитала юридические лица могут вкладывать только через переведение из их текущих счетов. Физические лица могут формировать собственную частицу в уставном капитале как через безналичное переведение из своих текущих и вкладных счетов, так и непосредственно наличностью. Средства в размере подписного капитала должны быть аккумулированные на накопительном счете не позже, чем за 15 рабочих дней до окончания срока рассмотрения документов.
Для регистрации уполномочено на осуществление этой процедуры лицо подает к территориальному управлению НБУ за местом создания банка такие документы:
1) заявление о регистрации банка;
2) учредительный договор (кроме государственного и кооперативного банков);
3) устав банка;
4) решение о создании банка;
5) бизнес-план;
6) информацию о финансовом состоянии участников;
7) документы, которые подтверждают деловую репутацию участников, которые будут иметь существенное участие в банке;
8) бухгалтерскую и финансовую отчетность участников;
9) сведения о количественном составе органов управления и контроля банка;
10) копию платежного документа о внесении платы за регистрацию;
11) копии отчета о проведении открытой подписки на акции;
12) сведения о профессиональной пригодности и деловой репутации руководящих лиц банка;
13) нотариально заверены копии учредительных документов акционеров (участников) банка;
14) документ, который удостоверяет наличие помещения для размещения банка;
15) копии платежных документов об осуществлении участниками банка уплаты взносов к уставному капиталу.
Заявление о регистрации банка подается за подписью лица, уполномоченного учредительными собраниями (собраниями участников) заключать соглашения и осуществлять другие действия от имени основателей или председателя наблюдательного совета.
Учредительный договор должен содержать информацию о виду общества и мету его деятельности; о составе основателей и лице, уполномоченном подписывать документы и осуществлять другие действия от, их имени; о размере, порядке и сроке формирования уставного капитала; о порядке распределения прибыли и покрытия убытков банка. Kpоме| того, что настоящий документ должен предусматривать ответственность сторон за взятые на себя обязательства и порядок решения споров, что между ними возникают, а также порядок внесения изменений к учредительным документам и порядок реорганизации и ликвидации банка.
Учредительный договор подписывается основателями банка. При этом, если основателем является юридическое лицо, то подпись руководителя субъекта ведения хозяйства удостоверяется печатью. Подпись физического лица — основателя банка удостоверяется нотариально.
Устав банка должен отвечать требованиям Законов Украины «О банках и банковской деятельности», «О хозяйственных обществах», других Законов Украины и нормативно правовых актов НБУ. В уставе определяются:
· полное и сокращено наименование банка, его местонахождения;
· организационно-правовая форма банка;
· виды деятельности, которые должно намерение осуществлять банк на основании лицензии НБУ;
· положение об органах управления банком, их структуру, порядок образования, полномочий и порядок принятия решений;
· размер и порядок формирования уставного капитала банка, виды акций, их нарицательная стоимость, количество и форма выпуска;
· размер и порядок образования резервов и других общих фондов банка;
· порядок распределения прибылей и покрытия убытков;
· положение о внутреннем и внешнем аудите;
· положение об органах внутреннего аудита банка;
· порядок внесения изменений и дополнений к уставу;
· порядок реорганизации и ликвидации банка.
Устав коммерческого банка может содержать и другие положения, которые не противореччат действующему законодательству Украины. Устав подписывается председателем правления банка и утверждается учредительными собраниями (собраниями участников). Устав государственного банка утверждается постановлением Кабинета Министров Украины.
Решение о создании банка подается в виде протокола учредительных собраний, который должен содержать также решение о принятии устава, избрания членов органов управления банка и органов контроля, назначения председателя правления, главного бухгалтера и лица, уполномоченного от имени основателей отвечать за регистрацию банка. Протокол подписывается председателем и секретарем собраний. Для государственного банка документом, который удостоверяет решение о создании банка, является соответствующее постановление Кабинета Министров Украины.
Бизнес-план должен содержать экономическое обоснование видов деятельности, которые банк планирует осуществлять на ближайший год, и включает расчетный баланс, расчет доходов, расходов и прибыли на конец каждого финансового года деятельности. Кроме этого, в бизнес-плане должна быть разработана стратегия деятельности банка на ближайшие три года.
Информация о финансовом состоянии участников в виде выводов аудиторской фирмы (аудитора) должна отображать наличие у них свободных собственных средств в размере, который обеспечивал бы выполнение их обязательств относительно формирования уставного капитала банка. Юридическое или физическое лицо, которое намеревается приобрести существенное участие в банке, обязано получить письменное разрешение НБУ. Kpоме| того, что юридические лица должны предоставить НБУ информацию о членах совета директоров и лиц, которые имеют существенное участие в деятельности этого юридического лица.
Документы, которые подтверждают деловую репутацию участников, подаются юридическими и физическими лицами-участниками с существенным участием в банке. Это, прежде всего, должны быть:
· анкета;
· справка из банка, который предоставил кредит, о состоянии выполнения обязательств относительно его погашения.
Юридические лица подают сообщение об отсутствии задолженности перед бюджетом и справку о наличии средств для оплаты взноса в уставный капитал банка, а физические лица — справку об отсутствии судимости.
Бухгалтерская и финансовая отчетность подается всеми основателями — юридическими и физическими лицами, которые будут иметь существенное участие в уставном капитале банка. При этом юридические лица подают отчетность за последние четыре квартала. Физические лица, взнос которых к уставному капиталу превышает 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, подают справки Государственной налоговой администрации Украины о доходах за последний отчетный год или другие документы, которые подтверждают источник поступления средств.
Сведения о количественном составе органов управления и контроля должны содержать информацию о количественном составе наблюдательного совета, правления (советы директоров) и ревизионной комиссии вновь создаваемого банка. Для государственного банка — это информация о количественном составе наблюдательного совета, правления банка и ревизионной комиссии.
Плата за регистрацию банка и изменений и дополнений к его учредительным документам, за регистрацию филиалов банка и изменений и дополнений к их положениям вносится платежным поручением на специальный счет в Операционном управлении Национального банка Украины в установленном им размере. Копия платежного поручения добавляется к пакету документов.
Копия отчета о проведении открытой подnucкu| на акции подается банками, которые создаются в форме акционерного общества открытого типа. Отчет имеет установленную Министерством финансов Украины стандартную форму и регистрируется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. К нему добавляется перечень акционеров банка, в котором указываются:
· наименование юридического лица (фамилия, имя и отчество для физического лица);
· местонахождение юридического лица (адрес для физического лица);
· платежные реквизиты юридического лица (паспортные данные для физического лица);
· количество акций, на которые она подписалась;
· общая стоимость акций;
· частица в уставном капитале банка.
Сведения о руководящих лицах должны содержать информацию о профессиональной пригодности и деловой репутации председателя, его заместителей, членов исполнительного и наблюдательного органов, главного бухгалтера и его заместителей.
Назначение и освобождение из этих должностей является функцией наблюдательного совета банка (наблюдательного совета государственного банка) при условии полного соответствия кандидатур требованиям Национального банка Украины:
· наличие высшего экономического, юридического образования или образования в отрасли управления в зависимости от должности;
· стаж работы в банковской системе за соответствующей профессией не менее трех лет;
· наличие предыдущего опыта руководящей работы в банке (для председателя правления (советы директоров) и главного бухгалтера);
· безукоризненная деловая репутация.
Информация о профессиональной пригодности и деловой репутации подается в виде:
· выдержке из трудовой книжки, которая удостоверяется в установленном порядке территориальным управлением (ТУ) НБУ за местонахождением банка;
· копии диплома о высшем образовании;
· три рекомендаций лиц, которые работают в банковской системе и кандидатуры которых согласованно из НБУ и его территориальным управлением. Одна из рекомендаций обязательно должна быть с предыдущего места работы лица, которое выдвигается на руководящую должность во вновь создаваемом банке;
· справки банков, в которых получены кредиты, о состоянии выполнения обязательств относительно их возвращения;
· справки органов внутренних дел об отсутствии судимости;
· анкеты, заполненные и подписанные кандидатами.
Председатель правления (советы директоров) и главный бухгалтер заступают на должность по получении письменного согласия на это Национального банка Украины.
Учредительные документы предоставляются основателями — юридическими лицами, которые по организационной форме деятельности являются акционерными или паевыми обществами. Это должны быть нотариально засвидетельствованные копии уставов, учредительных договоров и протоколов учредительных собраний (собраний участников).
Наличие помещения подтверждается предоставлением соглашения о передаче помещения в собственность или договора аренды на срок не менее пяти лет.
Пакет документов передается на рассмотрение в территориальное управление НБУ по месту создания коммерческого банка, где должны быть подготовлены выводы относительно финансового состояния, платежеспособности, репутации участников; наличию помещения, пригодного для размещения банка; профессиональной пригодности и репутации руководящих лиц будущего банка; деловой репутации участников, которые будут иметь существенное участие.
Выводы ТУ НБУ вместе с пакетом документов передаются в центральный аппарат НБУ, где рассматриваются генеральным департаментом банковского надзора, а в случае необходимости — и другими департаментами.
Окончательное решение о возможности создания коммерческого банка с национальным капиталом принимает Комиссия по вопросам надзора и регуляции деятельности банков. Для банков, которые создаются с участием иностранного капитала, такое решение утвеждается Правлением| НБУ. Регистрация банка осуществляется через внесение соответствующей записи в Государственный реестр банков в трехмесячный срок с момента получения документов Национальным банком Украины. Зарегистрированный банк получает решение о государственной регистрации, после чего средства из накопительного счета перечисляются на открытый вновь созданному коммерческому банку корреспондентский счет в НБУ.
В случае отказа в регистрации банка средства, которые аккумулированы на накопительном счете, возвращаются участникам.
Процедура регистрации банков с иностранным капиталом имеет некоторые особенности.
Во-первых, для создания такого банка основатели должны получить предыдущее разрешение НБУ. 3 этой целью в НБУ подаются соответствующее ходатайство и другие необходимы документы. Разрешение предоставляется при условии удовлетворительной деловой репутации основателей и наличия у них необходимых средств для основания банка и разрешения иностранного контролирующего органа на участие в создании банка в Украине. Если банком принято решение о продаже акций банка на международных рынках через андеррайтинг, в НБУ подается также соглашение с андеррайтером| и информация о его деловой репутации.
Андеррайтер - (underwriter) торговец ценными бумагами, который размещает выпуск (эмиссию) ценных бумаг на основании договоренности с эмитентом. Фактически андеррайтер приобретает ценные бумаги у эмитента (организации, которая выпускает ценные бумаги) и перепродает их инвесторам.
Во-вторых, в НБУ подается значительно более широкий пакет документов, чем для регистрации банков с 100-процентным национальным капиталом. Kpоме| перечисленных выше, еще и такие:
· решение уполномоченного органа Иностранного инвестора об участии в банке в Украине (нотариально засвидетельствована за местом выдачи копия);
· письменное согласие контролирующего органа государства, резидентом которого является иностранный инвестор, на участие в банке в Украине;
· вытянул из торгового (банковского) реестра страны, где иностранный инвестор официально зарегистрирован (нотариально засвидетельствованный за местом выдачи);
· вывод иностранной аудиторской организации о финансовом состоянии иностранного инвестора на конец последнего полного календарного года (нотариально засвидетельствована за местом выдачи копия).
Иностранные граждане для участия в создании отечественного банка должны подать в НБУ письменное согласие на такое участие контролирующего органа государства, резидентом которого они являются, а также анкету, которая бы подтверждала отсутствие судимости.
Все отмеченные документы подаются языком оригинала с нотариально засвидетельствованными переводами украинским языком и должны быть нотариально засвидетельствованы за местом их выдачи и легализуются в консульских учреждениях Украины.
Взносы в уставный капитал такого банка могут осуществляться нерезидентами в иностранной валюте на накопительный счет, открытый в НБУ.
В-четвертых, окончательное решение о регистрации банка с участием иностранного капитала принимается Правлением НБУ.
Коммерческие банки могут создавать свои филиалы, представительства и другие отдельные подразделения как на территории Украины, так и за ее пределами. Филиалы и представительства банка являются его обособленными подразделениями, расположенными вне пределов банка, которые функционируют на основании положений о филиале или представительстве. В отличие от представительств, которые финансируются банком и действуют от его имени без права выполнять банковские операции, филиалы выполняют все или некоторые операции на основании разрешения, предоставленного банком. Банк может выделить филиал на отдельный баланс, а может отображать ее операции на собственном балансе. Представительствам открываются текущие счета в территориальных управлениях НБУ по месту их создания.
Филиалы банка открываются по согласованию с ТУ НБУ по местонахождению филиала на основании таких документов:
· ходатайство банка об открытии филиала с указанием местонахождения и основных видов деятельности;
· решение наблюдательного совета банка об открытии филиала;
· положение о филиале, утвержденное наблюдательным советом;
· письменное разрешение банка на осуществление филиалом операций;
· сведения о руководителе и главном бухгалтере филиала;
· согласие территориального управления НБУ по местонахождени. банка на открытие филиала;
· копии устава банка, зарегистрированного Национальным банком Украины;
· документ, который подтверждает наличие помещения, в котором будет располагаться филиал банка;
· копия платежного документа о внесении платы за регистрацию филиала.
Согласие ТУ НБУ по местонахождению главного банка на открытие филиала предоставляется при условии соответствия уставного капитала банка установленным требованиям, сроку деятельности банка не менее 1 года, наличия прибыли, деятельности безубыточности в течение полугодия, соблюдения экономических нормативов и требований по формированию резервов.
Филиалы банка могут располагаться как в помещениях, которые являются собственностью банка, так и в арендованных. Наличие помещения для расположения банка должно быть подтверждено документом о праве собственности на него или договором аренды с владельцем на срок не менее пяти лет.
Территориальное управление по месту расположения филиала коммерческого банка дает согласие на ее открытие при условиях:
1. наличию помещения, пригодного для размещения филиала;
2. наличию профессионально пригодных первых руководящих лиц филиала банка;
3. обеспечение филиала квалифицированными кадрами;
4. отсутствию финансовых и правовых проблем, которые могли бы привести к негативным последствиям для клиентов или потенциальных клиентов в случае открытия филиала.
Региональное управление НБУ при условии позитивного решения вопроса относительно создания филиала банка в данном регионе посылает к Национальному банку Украины положение о филиале, сообщает полное и сокращенное название филиала банка, данные о корреспондентском счету, местонахождения, телефона, фамилии руководителя и главного бухгалтера филиала.
Представительство коммерческого банка открывается по согласованию из ТУ НБУ за местом расположения представительства на основании тех же документов, что и для открытия филиала. Вместо разрешения на проведение операций предоставляются поручение руководству представительства осуществлять представительские функции от имени банка в соответствии с положением. После согласования открытия представительства ТУ НБУ посылают к Национальному банку Украины положение о представительстве и сообщают его название, ведомости о текущем счету, местонахождения, телефона, фамилия руководителя представительства.
Регистрация филиалов и представительств банков осуществляется национальным банком Украины внесениям соответствующей информации в Государственный реестр банков.
Банки могут открывать безбалансовые отделения, которые выполняют отдельные банковские операции в пределах его лицензии. Операции отделений отображаются на балансе банка или его филиала в зависимости от подчиненности. Руководитель отделения действует на основании доверенности банка.
До создания дочерних банков, филиалов или представительств отечественных банков на территории других государств ставятся те же требования, чтобы и при открытии их в Украине, при условии получения разрешения НБУ на осуществление инвестиций за границу. Регистрация проводится согласно требованиям страны, в которой отечественный банк открывает дочерний банк, филиал или представительство. Копию документа, который удостоверяет регистрацию соответствующего банковского учреждения на территории другого государства, банк должен в месячный срок подать в НБУ.
В случае открытия представительств иностранных банков в Украине, кроме ходатайства о регистрации, положении о представительстве и поручении руководителям на осуществление представительских функций, в НБУ подаются выдержка из банковского (торгового) реестра о регистрации банка и свидетельстве о регистрации представительства Министерством внешнеэкономических связей Украины. Все документы оформляются языком оригинала с нотариально засвидетельствованными переводами. Kpоме| того, они должны быть нотариально засвидетельствованными за местом их выдачи и легализуемые в консульских учреждениях Украины.
Регистрация банковских объединений осуществляется Национальным банком Украины путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков при условии соблюдения установленных требований относительно их создания.
Все отечественные банковские учреждения, включая филиалы и представительства, обязанные сообщать Национальному банку Украины о внесении изменений и дополнений в учредительные документы, положения о филиале, представительство и другие документы, которые подтверждают их регистрацию.