Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии
Вопросы по ФИЛОСОФИИ
1.Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии.
2.Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Древнего Востока (Индия, Китай).
3.Основные черты и школы античной философии: натурфилософский, классический и эллинистический периоды.
4.Место средневековой философии в духовной культуре общества.
5.Философия эпохи Возрождения и ее основные черты.
6.Философия Нового времени и ее основные особенности. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения. Механицизм как способ объяснения мира.
7.Общая характеристика и особенность немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах).
8.Марксистская философия. Разработка Марксом и Энгельсом концепции материалистической диалектики и материалистического понимания истории.
9.Иррационализм как направление философской мысли второй половины ХIХ века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
10.Общая характеристика западноевропейской философии ХХ века и основные ее направления (экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, постмодернизм и др.).
11.Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современный смысл.
12.Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский, и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).
13.Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.
14.Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи.
15.Философский смысл понятий движения, пространства, времени. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.
16.Развитие как философская проблема. Диалектика как философская теория развития. Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира.
17.Понятие природы. Природные предпосылки (географ., биол., демографич.) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.
18.Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
19.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни и предназначение человека. Идеал всесторонне развитого человека.
20.Сознание и его сущность. Феномен бессознательного. Сознание и язык. Проблема моделирования мышления.
21.Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.
22.Проблема познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.
23.Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.
24.Научное познание и его специфические признаки. Возможности и границы науки. Этика науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы.
25.Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.
26.Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития.
27.Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
28.Понятие общественного прогресса и его критериев. Критика «религии прогресса».
29.Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.
30.Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.
31.Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком.
32.Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций. Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации. Поиски новой модели социокультурного развития человечества.
33.Проблема будущего в духовной культуре человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение. Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием людей.
34.Сущность современной научно-технической революции. Ускорение «ритмов истории» и проблема «пределов роста». Возможные сценарии будущего. Модели катастроф и поиски путей решения глобальных проблем.
35.Современные глобализационные процессы: направленность и характер.
Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии.
Мировоззрение – это синтез представлений человека об окружающем мире (бытии), связанный с системой отношений «человек – мир», уделяющая внимание месту и роле человека в нем.
На основе мировоззрения людей формируются мифология, религия, литература, искусство, но только философия изучает его научно, выделяя в нем структуру, объективное содержание, формы проявления и т. д. Таким образом, мировоззрение представляет определенный взгляд общества на мир, который формируется исторически и находится в процессе постоянного изменения по мере развития научного знания.
Существуют три исторических типа теоретического мировоззрения – мифология, религия и философия.
1. Мифология (от греч. «mythos» – устное «сказание», «предание» или «пересказ» и «logos» – «слово», «понятие», «учение») – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозных верований, различных видов искусств и философских представлений об окружающем человека мире, обществе и самом человеке соединенных с вымыслом.
Мифология – это нерасчлененное фантастические представления о мире, в котором содержатся зачатки научных знаний о нем. Мифология существует в форме мифов, легенд, сказок, былин, эпосов и т. д. Мифу присуще чувственно-образное мышление. Мифы очень хорошо соотносятся с литератуно-художественным и поэтическим повествованием. Мифология имеет персонифицированный антропоморфный характер.
٭Антропоморфизм – это наделение предметов природы, живых существ, а также общественных явлений человеческими качествами. Причем, животные (медведь, волк, тигр, лев, дракон) – это «люди в другой шкуре» которым присущи человеческие мотивы поведения. Для мифа характерен символизм – т. е. любой миф, согласно Шеллингу, выступает как форма осмысления природных явлений в виде символов.
Роль мифов: 1. осуществляет связь поколений, способствуя сохранению коллективной памяти народа о своем прошлом и передаче социального опыта бытия в мире. 2. закреплила общепринятые нормы поведения в обществе, способствуя развитию морали. 3. консолидация крупных этнических общностей. В них сохранились сведения о культуре и быте людей в прошлом.
Миф активно проник в религию, литературу (Властелин колец), искусство, политику, рекламу.
2. Религия (от лат. «religio» от «re» – повтор и «ligio» – общественное установление – «повторное общественное установление») – это миропонимание, связанное с удвоением мира и поклонением потусторонним силам (духам, богам или Богу).
Сущность: 1. вера в сверхъестественное (духи, души предков, боги и единый Бог). 2. Соответствующее поведение и специфическое действие связанное с поклонением потусторонним силам – душам, духам, богам или Богу – культ. 3. Наличие «догматов веры», т. е. недоказуемых логически суждений. 4. В религии выделяются земная (материальная), в которой протекает жизнь человека и природы и духовная (потусторонняя), как место обители богов или Бога.
Значение религии: 1. разграничила понятие «материальный»(реальный) и идеальный(«духовный» мир), что исторически привело к постановке вопроса о соотношении «материального» и «духовного» и их первичности, как основе для формирования философии. 2. способствовала развитию духовных качеств человеческой личности, сформировав понятие «вера» как способ не только познания Бога, но и закрепления в обществе милосердия и взаимопомощи. 3. исходит из представления о том, что действия человека носят осознанный характер.
3.Философия (древнегреч. «philo» – «любовь» и «sofia» – «мудрости», т. е. «любовь к мудрости» (Пифагор, Платон). Становление философии как формы мировоззрения произошло в VI–V в. до н. э. в трех центрах древнего мира – Китае, Индии и Древней Греции.
Значение философии: 1. поиск фундаментальных оснований бытия, рассматривая явления окружающей действительности в целом. 2. стремление постичь суть вещей и явлений и смыл человеческого существования с позиции разума. 3. Нацелена на свободный поиск истины и использование рациональных доказательств. 4. Философское мышление критично.
Проблемное поле философии охватывает систему разнообразных отношений человека к миру.
٭Философия – есть форма духовной деятельности, направленной на производство фундаментальных идей о характере взаимосвязи человека с природой и обществом, служащих основой его самоопределения и самореализации.
Цель философии – формирование критически мыслящих личностей способных к творческому «прочтению» природной и социальной действительности, к постановке и анализу смысложизненных вопросов и к поиску самостоятельного ответа на важнейшие проблемы человеческого бытия.
Философии занимает заметное место в системе культуры. Платон считал, что наличие философии отличает культурное общество от варварского. Жизнь человека и человеческого общества определяется культурой. По существу, культура – это способ бытия или существования человека и общества.
1. Культура обеспечивает преобразовательную (созидательную или разрушительную) направленность деятельности людей. Философия стремится осмыслить эту ситуацию, разработать и предложить пути выхода из создавшейся ситуации.
2. Культура проявляет себя как совокупность жизненных смыслов, определяющих развитие человека и общества, которое закреплено в символах, языке привычках, обычаях ритуалах, традициях, что закрепляется в форме универсалий.
٭Универсалии – это категории культуры, аккумулирующие исторически накопленный данной культурой социальный опыт своего бытия.
Обращаясь к символам культуры, философия выявляет и объясняет представленные в них основания бытия конкретного социума и истолковывает гуманистический смысл деятельности индивида или какого-либо сообщества людей.
3. Культуры, есть проявление самосознания народа. Через философию можно приобщится к ценностным ориентирам данного общества. Но, философия не останавливается на анализе ценностей. Философия способна создавать такие интеллектуальные структуры, которые работали в прошлом и могут стать основой будущих культурных и цивилизационных оснований и взлетов человеческой мысли.
4. Культура, будучи проявлением прошлого состояния в развития общества, формирует настоящее и закладывает основы будущего. Философы разрабатывают ценностно-мировоззренческие основания последующего развития культуры и на этой базе создают различные сценарии развертывания событий, реализация которых связывается с теми или иными конкретными условиями жизнедеятельности общества. Философия стремится обосновать будущие пути развития социума (построение философских моделей будущего). Общество, не стремящееся познать будущее, является нежизнеспособным.
Функции философии:
1. Мировоззренческая – это разработка рациональной системы взглядов на мир, дающая возможность разумного понимания происходящих в нем процессов и определения роли и места человека в нем.
2. Антропологическая функция нацелена на познание сути личностного начала в человеке через обогащение сознания историческим опытом решения смысложизненных проблем, формированием навыков критического мышления, культивирование творческого и ответственного отношения к действительности.
3. Аксиологическая функция связана с исследованием критериев оценки явлений и событий, критическим анализом укорененных в культуре ценностей и созданием новых ценностей на основе этического и эстетического осмысления действительности.
4. Гносеологическая функция призвана выявить закономерности познавательной деятельности людей по раскрытию основных закономерностей развития окружающего мира.
5. Методологическая. Философия разрабатывает общие (универсальные) критерии, принципы и методы научного познания мира для всех конкретных наук.
٭Метод – это совокупность способов и приемов исследовательской работы.
Важнейшими для философии являются: Метод доказательства, обобщения знаний, индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).
6. Прогностическая, которая заключается в том, что познавая мир, философия разрабатывает модели и сценарии его будущих состояний и направления развития отдельных сфер бытия – природы, общества, человека, культуры и т. д.
Таким образом, философия играет большую роль в развитии общества, его культуры, что и находит выражение в ее функциях