Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Древнего Востока (Индия, Китай)

Для появления новой формы мировоззрения необходимы были ряд предпосылок, связанных с кризисом существовавшего тогда уровня развития религиозно-мифологического мировоззрения. Здесь возможно выделить, как минимум, четыре группы факторов: экономические, социокультурные, духовные и психологические, среди которых можно назвать следующие:

1. Возможности человека:

- выделение умственного труда;

- появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

- возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

- постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

- появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

2. Потребности человека: интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

Само рождение философии характеризовалось не только преемственностью прежних форм сознания, но и их решительным преодолением в процессе человеческой деятельности. Философия рождалась в ходе жарких споров ее сторонников с носителями отживших жизненных принципов, устаревших норм поведения и сомнительных способов объяснения явлений. В целом, возникновение философии явилось величайшим достижением духовной культуры общества, т. к. открыло путь к развитию научного знания и объяснения действительности.

Философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникает потребность в самостоятельном, объективном рассмотрении окружающего мира, не зависящем от изменчивых политических интересов и смены социальных отношений и господствующих в обществе устаревших форм мировоззрения.

Своеобразная форма философской мысли сложилась на древнем Востоке в Индии и Китае. В древнеиндийской религиозно-мистической мудрости зарождаются первые рефлексивные формы, свойственные рациональному знанию, философствованию. Они берут свое начало от ведической литературы, постепенно обретая собственный взгляд на миропорядок и жизнеустройство. Существовавшие ортодоксальные (миманса, веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика) на основе учения Вед и неортодоксальные (буддизм, джайнизм) школы стремились:

1. найти источник истинного знания;

2. осознать различия между вечным и невечным бытием;

3. разрабатывали идеи предназначения человека как части мироздания, выдвигая учения о моральном долге (Дхарма), переселении душ (Сансара), воздаяния за зло (Карма), а также, их спасении и чистом существовании (Нирвана).

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:XV — VI вв. до н. э. — ведический период;VI — И вв. до н. э. — эпический период; II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Однако философские искания Древней Индии носили в основном религиозный характер, как обретение пути преодоления тягот кастового строя и поиск индивидуального небесного спасения души.

Древнекитайская философская мысль ориентирована на поиск идеала служения обществу и обоснование роли государства. Уже в учении Конфуция характерными являются антропоцентризм и социальный гуманизм (проблемы человека, его возможностей и нравственного воспитания и поведения в обществе). Он излагает учение о благородном муже, о справедливом государственном устройстве, оперируя категориями Жень (долг, служение, скромность) и Ли (почитание старших) разработав конфуцианскую этику служения. В свою очередь, Лао-Цзы искал вечный путь возникновения и исчезновения всего существующего на основе закона гармонии (Дао) как универсального нравственного состояния жизни, принципы непротивления природному естеству, считая относительным понятие добра и зла. На позициях безоговорочного подлинения государству и обществу стояла и школа лигистов (государственников).

В целом древневосточная философия отличается религиозно-мистическим или социальным морально-нравственным содержанием спасения, служения и долга. В ней сокрыт огромный антропо-социоцентрический вектор развития восточных цивилизаций, который уже в этот период стал оформляться в конфуцианско-даосистский и индо-буддистский типы восточных цивилизаций.

Наши рекомендации