Философия пифагорейцев
Вслед за милетской школой в Древней Греции начинают возникать и другие философские школы, важнейшей из которых стала школа Пифагора(вторая половина VI – начало в V в. до н.э.). По своим политическим взглядам он был идеологом аристократии и вел борьбу с представителями рабовладельческой демократии в греческих городах-полисах.
Основой всех вещей, считал Пифагор, является число, числа – сущность вещей. Вся Вселенная представляет собой гармонию чисел и их отношений. Пифагорейцы считали, что числа наделены особыми мистическими свойствами: свойствами одних чисел является справедливость, других – душа и ум, третьих – удача и т.п. Душа также является числом, которое приводит в движение самое себя. Душа бессмертна и переселяется из одного человека в другого.
Пифагорейцы впервые высказали мысль о количественной закономерности развития мира, Вселенной, пытались открыть наличие противоположностей, указывая на такие из них, как предельное и беспредельное, четное и нечетное, покой и движение, свет и тьма, мужское и женское и т.п.
Этическое учение пифагорейцев предполагало такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством её очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага.
Пифагорейское учение о праве основывалось на мысли о том, что «весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Затем следует подчиняться пророкам, правителям, родителям, старшим и, наконец, законам. «Человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует», отсюда «нет зла большего, чем безвластие (анархия) ».
Наконец, следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Поиск подобного рода нацелен на обнаружение законов, что является одной из сложнейших научных задач.
Философия Демокрита.
Демокрит (ок. 460 – 370 гг .до н.э. Известен как ученый-энциклопедист, крупнейший представитель атомистического направления в философии.
Основа его философских размышлений – атомистическая теория мироздания, истоки которой относятся к древневосточной философии. Она была систематизирована Демокритом в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное количество миров, одни миры возникают, другие исчезают. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Атомы не только неделимы, но и неизменны, не имеют внутри себя никакого движения, они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Атомы различаются по четырем признакам: форме, величине, порядку и положению.
Атомы бывают разной формы, т.е. могут быть шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и т.п. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Атомы находятся в движении и, сталкиваясь между собой, изменяют направление движения. Одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.
Любая вещь, по мнению Демокрита, имеет свою причину ( как результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческой деятельности. Причина является необходимостью, в силу чего случайные события исключаются, случайность – следствие невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость.
Душа человека также имеет атомарное строение, атомы души самые малые и шарообразные. Подобная конструкция души позволяет ей воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие нечто наподобие внешней оболочки вещи и потому дающие представление о предмете в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов с помощью ума, мышления. Демокрит разграничивал чувственное познание (познание «по мнению») и познание разумное (познание «по истине»). Познание «по мнению» неоднородно: есть цвет, запах, звук, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств. Вне органов чувств их нет, поэтому знание этих качеств, по Демокриту, – «темное». Однако без органов чувств, баз познания «по мнению» было бы невозможным и познание «по истине».
Заслугой Демокрита в его учении о познании является то, что он заложил основы концепции вторичных качеств, которая и до сегодняшнего дня имеет важное значение для выяснения сущности мироустройства и познавательных способностей человека.
Философия Сократа
Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, поскольку сам Сократ ничего не писал, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату – воспитанию личности.
Сократ полагал, что философия должна исследовать то, что дано непосредственно, а непосредственно нам даны только мы сами. Таким образом, предметом философии должна быть не природа, а человек. По мнению Сократа, знание того, из чего состоят вещи, ещё не дает нам знания о вещах. Он ставил перед собой задачу выяснения объективного значения тех понятий и слов, на которые люди опираются в своих рассуждениях. Например, если рассуждать о справедливости, то необходимо сначала определить, что есть справедливость как таковая независимо от того, что думают о ней различные люди.
В своих беседах он предлагал рассуждать не о вещах самих по себе, но исследовать этические категории (справедливость, мудрость, дружба, храбрость, прекрасное) сами по себе. Обычно люди могли указать только на поступки или явления, которые обладают качествами справедливости или красоты, но не могли объяснить, что есть эти качества сами по себе вне связи с определенными поступками или явлениями.
Сократ разработал метод получения общеобязательных знаний – диалог. Ученики Сократа считали, что быть в диалоге с Сократом означало держать «экзамен души», подвести итог жизни, выдержать моральный экзамен. Это было связано ещё и с тем, что в своих беседах философ использовал иронию, чтобы разрушить предвзятое отношение к тому или иному мнению. Главной целью своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению и умению находить в себе глубинное духовное начало.
Давая человеку практическую ориентацию в жизни, Сократ считал, что надо руководствоваться совестью, справедливостью и гражданским долгом. Этика философа базировалась на представлении, что разум и нравственность в своей основе тождественны, а счастье – это осознанная добродетель.
Добродетель делает душу благой и совершенной, достичь же добродетели можно только с помощью познания. Порок – этой отсутствие знаний, т.е. невежество. Сократ считал, что никто не грешит сознательно, а только по невежеству. Добро так прекрасно, что если человек знает, что есть добро, то он никогда не совершит зла. Этика Сократа получила наименование рационалистической (лат. ratio – «счет», «мера»).
Философия Платона
Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признаётся в качестве первичного по отношению к миру вещей.
Материальное бытие создается Творцом – демиургом по модели создания человеком конкретной вещи. Этим демиургом является разум, который и формирует материальный мир из хаоса, бесформенного движения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».
Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Само познание есть созерцание разумом вечных сущностей, оно включает два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо ещё до рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознаёт свои знания. В процессе развития человека она вспоминает те знания, которыми обладает изначально. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики – беседа.
Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна, что доказывается следующим образом. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то её существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души.
Простые сущности не разрушаются, душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.
Платон делит души на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть или вожделение. Обладатели души разумной – это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души, и поэтому главная их функция – управлять государством. Души, в которых преобладают страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество. Вожделенный тип души стремиться к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами, – крестьяне, торговцы, ремесленники.
Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения. Формой идеального государства может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение Платон отдает монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а личный интерес. Чтобы избежать этого, Платон предлагает правильно организовать воспитание граждан. Философы должны пройти длинный путь обучения мудрости, прежде чем стать правителями. Чтобы сформировать у воинов мужество и волю, избежать конфликтов на почве зависти и ревности, необходимо для этого слоя ввести общность имущества, жен и детей. Крестьяне, ремесленники и торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.
Философия Платона оказала огромное влияние на все последующее развитие философского знания и нашла свое продолжение в философских взглядах его ученика Аристотеля.
Философия Аристотеля
Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него. Он известен также как воспитатель великого полководца Александра Македонского.
Основные положения учения Аристотеля состоят в следующем.
Его работы начинаются с критики натурфилософов и Платона. Натурфилософов он критикует за то, что они, говоря о возникновении всех вещей из первоначал, не дают объяснения причины этого возникновения. Остаётся, таким образом, открытым вопрос: почему из первоначала порождаются именно эти вещи, а не другие.
Платона Аристотель критикует за то, что тот своим учением об идеях удваивает мир, а это ничего не дает для познания вещей, поскольку в реальности нам приходится познавать сами вещи, а не их идеи. Следовательно, идеи бесполезны для понимания вещей. Введенный Платоном принцип иерархии идей, по Аристотелю, приводит к умножению сущностей. Если существует реальный человек, должна существовать и идея этого человека. Между человеком и его идеей существует общность, которой соответствует ещё одна идея. Но между человеком, его идеей и идеей общности человека и его идеи тоже существует общность, которой будет соответствовать уже третья идея. И так до бесконечности, что, по мнению Аристотеля, нелепо. Этот аргумент называется «третий человек».
Учение Аристотеля о четырёх причинах было призвано объяснить, что обусловливает существование отдельной вещи и определяет её своеобразие. Это учение можно проиллюстрировать на примере глиняного кувшина. Для того, чтобы он существовал, должна иметься глина, т.е. материя, которая будет материальной причиной вещи. Глина, чтобы получить свойства кувшина, должна быть соответственно оформлена, т.е. соединена с формой, которая является формальной причиной вещи. Но потребуется ещё и движущая сила, преобразующая глину в кувшин, т.е. деятельность гончара – источник процесса, или действующая причина. Наконец, должна существовать цель, ради которой создается кувшин, или конечная причина.
Эти четыре причины присущи любой вещи, в том числе и не созданной руками человека. В этом случае вещи обладают указанными принципами сами по себе, таким образом, конечная и действующая причины находятся внутри самих вещей.
В дальнейшем Аристотель объединяет второй, третий и четвертый принципы в категорию формы и представляет вещь в качестве единства материи и формы. Развивая учение оформе и материи, Аристотель утверждает, что всякая вещь имеет самостоятельное бытие, которое возможно лишь в единстве материи и формы. Форма выражает сущность предмета, то, что делает эту вещь именно этой вещью, а не иной. Она выражает то общее, что есть в предметах данного рода. Формы существуют всегда, они вечны.
Материя – это то, что придаёт неповторимость каждому предмету. Она также вечна и лишь переходит из одного состояния в другое под воздействием формы. В природе любая материя так или иначе оформлена, но в основе всего существует так называемая первая материя, которая совершенно бесформенна, поэтому не воспринимается органами чувств. О первой материи можно лишь мыслить, но она вполне реальна. Все возможные формы потенциально присутствуют в первоматерии. Поэтому ни одна форма не может реализоваться в совершенном виде, так как остальные присутствующие в первоматерии формы мешают ей и искажают её. Именно поэтому все конкретные материальные вещи несовершенны.
Учение о форме и материи Аристотель тесно связывает с учением о возможности и действительности. Материя – это всегда возможность формы. Форма – это действительность материи. Аристотель приводит следующий пример. Если взять медный шар, то медь – это лишь возможность шаровидности. Но по отношению к тем физическим элементам, из которых состоит медь, она является формой, а элементы – материей. Таким образом, всякая вещь как единство формы и материи может явиться материей для иной, более сложной формы. Учение о действительности и возможности имело большое значение для философии. Оно показало, что если что-то возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не «из ничего».
Аристотель считал основной характеристикой мира в целом – движение. Через понятие движения он решал вопрос о происхождении мира. Возникновение – это всегда движение. Откуда могло бы происходить движение, если бы мира не было? Следовательно, мир не возникал, он вечен. Но должна быть причина движения в мире. Этой вечной причиной, по Аристотелю, является «Перводвигатель». Он нематериален, это форма форм, или Бог. Перводвигатель неподвижен, потому что всякое движение конечно и логически требует конца.
Человек является духовным созданием, но при этом обладает и чертами, свойственными животному. Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Как форма господствует над материей, так, соответственно, и душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют три вида души:
1) растительная душа, которой обладают растения, способные размножаться и осуществлять обмен веществ;
2) чувственная душа, которой наделены животные, отличающаяся от растительной тем, что имеет способность воспринимать формы с помощью ощущений;
3) разумная душа, присущая человеку, которая, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».
Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству».
Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым Аристотель относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относятся, поэтому они предназначены к повиновению свободным членам общества.
Философ выделил шесть форм государства. Три из них он считал правильными: аристократию, монархию и политию, и три – неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Наилучшей из правильных форм государства является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.
Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философской мысли, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетия, продолжая и сегодня оставаться достаточно актуальной.