Ключевые слова: философская антропология, социал-дарвинизм, марксизм, психоанализ, экзистенциализм
Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.
Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили через посредство работ О. Шпенглера, Ф. Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, характеризующееся или стремлением к воли, или довольствующимся аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.
Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части происхождения человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду (“Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”). |
Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусированана психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием перефлексируемой области ( инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения) и контролируемой в виде Я (индивидуального сознания) и Сверх-Я (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.
Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Яспер, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».
Экзистенциализм оказался сроден мировой литературе, особенно России, Франции. В Беларуси категориальные структуры экзистенциализма просматриваются в произведениях В. Быкова, А. Адамовича, И. Шамякина.
Проблема человека является одной из самых древних в философии, в то же время, она не потеряла актуальности и в наше время, оставаясь одним из фундаментальных вопросов современного гуманитарного знания. В рамках классической гуманитарной парадигмы сущность человека чаще всего определялась через категории универсальности и всеобщности. Так, у Аристотеля человек - это "общественное животное", у Т. Гоббса - "политическое существо", согласно К. Марксу "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" (К.Маркс Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. М., 1955. С. 3). Смещение интереса от всеобщих определений к эмпирическим аспектам исследования феномена "Homo sapiens" произошло на рубеже 19-20 вв. Новые науки о человеке, такие как этнография, социология, социальная и культурная антропология, психология, позволили перенести внимание исследователей на поиски определенного рода идентичностей: гендерной, этнической, социальной, культурной. Был поставлен под сомнение сам факт существования универсальной человеческой природы.
Своеобразная антропологическая переориентация привела к попыткам интерпретировать проблему человека в рамках социокультурного, феноменологического, экзистенциального и психоаналитического подходов. Так, в символической концепции философа неокантианца Э. Кассирера было показано значение особой среды существования человека - знаково-символической реальности, из различных частей которой: языка, мифа, искусства, религии и сплетается "запутанная ткань человеческого опыта". Э. Кассирер пишет: "Вместо того, чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal simbolicum (символическое животное)" (Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1988. С. 472).
В работах таких философов ХХ века как М. Мерло-Понти, Э. Мунье, Ж.-П. Сартр, Б. Вальденфельс и Г. Буркхардт была разработана концепция о проективном бытии субъекта в мире (бытии-с-другими). Анализируя отношения человека и мира, М. Мерло-Понти отмечает, что человеческий опыт возможен только будучи в мире, на точках пересечения опыта "моего" и опыта "других". Основу бытия человека создает его активная чувственность. Перцептивный опыт является типом первоначального опыта человека, в котором конституируется реальный мир в его специфичности, именно здесь порождаются смыслы, делающие возможным понимание человеком мира, других и себя самого. Феноменологическая традиция лежит в основе методов философской антропологии, в частности методов исследования человеческой телесности, где преодолевается дуалистическое противопоставление телесного и духовного, раскрывается история телесности.
Характерная для экзистенциальной философии тенденция рассматривать человеческое бытие как уникальное, несводимое к каким-либо всеобщим схемам и законам сложилась под влиянием работ таких авторов как М. Хайдеггер, М. Бубер, К. Ясперс. Человек для экзистенциалистов не является ни теоретическим объектом исследования, ни элементом класса наряду с другими элементами того или иного рода, - он есть то, чем решил быть. Его существование дано как возможность выхождения за пределы себя - к Богу, миру, свободе, самому себе. Сущностью человека является его способность обладать экзистенцией как возможностью самосозидания.
Восходящая к "философии жизни" традиция рассматривать человека как "несостоявшееся животное" нашла свое отражение в теории психоанализа. Соотношение биологического, "природного" и культурного начал в человеке наиболее полно раскрывается в известном афоризме З. Фрейда "Культура есть насилие над природой". Утверждение З. Фрейда о том, что в основании цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, и потому свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, легло в основу его теории человека. Исследуя неврозы, Фрейд пришел к выводу о том, что причины их возникновения лежат не только в индивидуальных паталогиях, но и в организации современного общества, которое подавляет влечения и потребности человека. Концепция человека, выдвинутая Фрейдом, разворачивается как история превращения человекообразного животного в человека посредством фундаментальной трансформации его природы. "Прежнее развитие человека кажется мне не требующим другого объяснения, чем развитие животных, и то, что наблюдается у небольшой части людей в качестве постоянного стремления к дальнейшему усовершенствованию, становится легко понятным как последствие того, вытеснения влечений, на котором построено самое ценное в человеческой культуре" (По ту сторону принципа удовольствия/З.Фрейд Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.: Просвещение, 1990. – С.408). Несдерживаемый принцип удовольствия ведет к конфликту с природным и человеческим окружением, в котором происходит травматическое осознание того, что полное и безболезненное удовлетворение всех его потребностей невозможно. С упрочением принципа реальности человеческое существование изменяется: человек приобретает умение "испытывать" реальность, развивает функции разума, такие как внимание, память и способность к суждениям. Фактически человек – это существо, одновременно обитающее в двух мирах: в мире организованного Я, стремящегося к тому, что полезно, и в мире бессознательного, которое управляет принципом удовольствия, охватывает более древние, первичные процессы.
Если марксистская философия исходила от рассмотрения человека через призму общественных отношений, то фрейдизм наоборот переходит от анализа влечений индивида к трактовке общественных тенденций. Современный философ Г.Маркузе осуществил органичный синтез идей марксизма и фрейдизма. Согласно его идеям именно свободная многомерная личность может изменить социальный порядок, созданный господством человека над природой и человека над человеком, радикально пересмотрев самовосприятие и мироотношение. В отличие от Фрейда Маркузе считал, что конфликт между цивилизацией и инстинктами не безысходен, а репрессивность принадлежит только специфически исторической организации человеческого существования.
Вопрос3. Личность, ее духовные основания и общество.
Ключевые слова: философия воспитания, философия образования, социализация, методика, методология, выдающаяся личность, патриотизм.
Категория «человек» отражает родовые признаки людей, связанные с их биосоциальной сущностью. Категория «индивид» указывает на индивидуальное начало в человеке и проистекающие отсюда понятия жизни и смерти, смысла жизни, творчества, свободы, прав и обязанностей, социализации. Категория «личность» фиксирует в индивиде способность к самоорганизации, самовыражению.
В философии человека как личности выделяют два вида знаний: личностное, или интуитивно-наглядное знание, возникшее в недрах мифологического творчества, и надличностное, или абстрактно-теоретическое знание. Как мы выяснили, миф личностен в отличии от теоретического знания как надличностного, лишенного «авторского лица» и напоминающего таблицу умножения. Миф насыщен эмоциональностью, картинностью, живописностью. Он олицетворяет, обоготворяет, почитает или ненавидит. В мифах представлен огромный спектр чувствований, переживаний, потребностей. Миф намного сильнее разума в понимании «Я», взятого не как непостижимая абстракция – точка, а в непрерывном обрамлении бездонной толщи бессознательного, скрытого под покровом сознания. Разум же (высшая ступень мышления в понятиях, сознание вообще) имеет преимущество в понимании «Ты», то есть в строгой логике изучения объективного мира. Данное сопоставление мифа и разума заставляет признать, во-первых, их взаимную дополнительность, а, во-вторых, необходимость перехода от Мифа к Логосу (логически упорядоченным понятиям; духовному смыслу) и обратно как в индивидуальном, так в историческом плане.
Если философия, как отмечалось – это любовь к мудрости, а любовь понимается как страстное, эмоциональное состояние погруженности во внутренний мир другой личности, то такая философия есть, во-первых, интуитивное, во-вторых, синтетичное знание этой личности (а не ее формальное расчленение на «субъект» и «объект»), в-третьих, афористичное или метафоричное постижение ее душевно-духовной глубины (Н. Бердяев). Телом и его органами чувств мы воспринимаем мир «физический», или «эмпирический». Этот мир изучает наука и технология. Душа, как показано выше, это личностное, сверхчувственное знание и переживание, то есть «неметрическое», образующее мир «вне-эмпирический», или «метафизический». Его изучают философия и психология, но изучают не теоретическим, но духовным сознанием, а именно: любовью, влечениями сердца, интуитивным разумом, «мыслеобразами» мифологии, в которых идея (мысль) является образной, а образ – идейным.
Дух – это третий мир: «над»- или «сверх-эмпирический», за пределами как чувственного, так и сверхчувственного познания. В этом мире, изучаемом теоретическим мышлением, религией и теософией, открывается, например, такая Высшая Реальность, как Вечность, в которой слиты в каждом ее мгновении прошлое, настоящее и будущее. О таком слиянии в своем музыкальном творчестве писал В. Моцарт: «я называю интуицией то мгновение, когда мне слышна сразу вся еще не сочиненная мною симфония, навязанная мне извне …».
Выдающиеся личности играют значительную роль в динамике социальных процессов, в решении инновационных задач. Для того, чтобы потенциал личности раскрылся в полную силу необходима социальная работа, связанная с эффективным воспитанием, патриотическим воспитанием, образованием. соответственно выделенным аспектам можем выделить философию воспитания, философию образования, методологию идеологической работы.
Философия воспитания базируется на достижениях физиологии высшей нервной деятельности, психологии, педагогики, этики, эстетики, риторики, грамматологии. Существуют различные методологии воспитательного процесса. Наиболее известны игровая, виртуальная, имитационная, интерактивная, трудовая. Важную роль играют конкретные методики, в рамках которых формируются требования и ожидаемый результат.
Философия образования охватывает значительный период социализации личности. В ней сочетаются задачи обучения, воспитания, самоорганизации, самообучения, формирования лидерских качеств, стабилизационного сознания, патриотизма, профориентационной нацеленности. Достаточно много места отводится соблюдению равных прав и возможностей, социальной справедливости, раскрытию творческих задатков. Инновационная стратегия, либерализация предполагают развитие у студентов предпринимательской культуры, инициативности, решительности в достижении поставленных целей.
Методология идеологической работы сконцентрирована на освоении студентами, руководителями форм и методов формирования стабилизационного сознания, умения работать с людьми в режиме обратной связи.
История Беларуси представлена многими выдающимися личностями. Одни из них занимались духовным Просвещением как Е.Полоцкая, другие государственными делами как Л.Сапега. Были художники, композиторы, поэты, писатели. В современной Беларуси много выдающихся ученых, спортсменов, педагогов, инженеров, руководителей предприятий, крестьян, народных умельцев, строителей, архитекторов, врачей, социальных работников.
ТЕМА 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. |
(Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены А.И.Лойко - вопрос 2, Н.Н.Жоголь - вопрос 3, Э.А.Фонотовой - вопрос 1).
Вопрос 1. Философские проблемы анализа сознания.
Ключевые слова: сознание, психоанализ, бессознательное, психология, мышление, язык, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному миру. Сознание – чрезвычайно сложный и таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии, нейрофизиологии, кибернетики, информатики. Каждая из этих наук исследует определенные, конкретные свойства сознания. Философия же в стремлении к всеохатыващему единству реальности по отношению к частным наукам выполняет интеграционную функцию в целостном видении проблемы сознания. Так, философское осмысление сущности, специфики сознания, его функций в сочетании с математическим моделированием, знаниями общей теории систем, информатики, компьютерных технологий заложило научную основу в создании искусственного интеллекта, виртуальной реальности.
Исторически в философии сложилось несколько традиций, анализирующих проблему сознания. В классической философии основными стратегиями исследования являются субстанциональная и функциональная; в постклассической - экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая.
Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания, выступающее в качестве формообразующего начала, гарантирующего единство и упорядоченность бытия. Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума.
Функциональная концепция анализа сознания, представленная воззрениями французских материалистов XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеция и других рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека. Она не только развила учение античных мыслителей Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара о зависимости сознания от тела человека и от воздействия на него окружающих вещей, но и заложила основы для марксистского понимания сознания как продукта социально-исторического развития человека, возникающего в результате активного преобразования людьми действительности.
Экзистенциально – феноменологическая концепция сознания возникла в ХХ веке. Ее представители Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и другие рассматривали сознание как специфический вид бытия, возникающий в результате интериоризации – «вращивания» внешних воздействий во внешнее (мозг), которое трансформирует, преобразует внешнее во внутреннее – в сознание, выходящее за пределы внешнего и развивающегося по собственным законам. В нем творятся и «рождаются» исходные смыслы всех форм человеческой активности. Оно проявляет себя в творчестве, конструировании, «осмыслении» действительности, в прогнозировании, контроле и управлении поведением, в формировании мировоззренческого видения человеком мира и своего места в нем.
Характерной особенностью сознания, по их мнению, является интенциональность – направленность на предмет. Сознание для них всегда есть сознание О… Но их интересуют не столько сами предметы – являются ли они действительными или вымышленными - а отнесенность сознания к предмету, способы этого отношения, типы психологически-эмоциональных реакций сознания, по-разному «переживающего» различные предметы.
Акцентируя внимание на специфичности сознания, его активности в формировании жизненного мира индивидуального человека Э. Гуссерль подчеркивал, что сфера феноменологического исследования должна быть строго ограничена замкнутой в себе областью сознания. Внешний же мир должен быть вынесен за скобки философского осмысления. Целью философии должно стать изучение «чистого сознания», как продукта размышляющего и рефлексирующего, влияющего на существование индивида. Его идеи развили экзистенциалисты М.Хайдеггер, Ж.- П. Сартр, К.Ясперс, обратив внимание на то, что в зависимости от индивидуальных целей, которые каждый человек ставит перед собой меняется и сам «жизненный мир». Тезис экзистенциально-феноменологической концепции о том, что не сознание лежит за жизнью, а за сознанием лежит жизнь абсолютизирует специфичность сознания и сужает понимание многогранности и сущности сознания.
Психоаналитическая концепция сознания, предложенная З.Фрейдом, рассматривает сознание в единстве с бессознательным, генетически и функционально с ним связанным и оказывающим на него значительное влияние.
Интерес к исследованию соотношения сознательного и бессознательного проявился на ранних стадиях развития философии. Сократ рассказывал о своем личном демоне, который внушает ему некоторые мысли. Платон обратил внимание на то, что в человеке таится «какой-то страшный ,беззаконный вид желаний». Он подчеркивал, что разум может и должен осуществлять контроль над влечениями иррационального начала. Р.Декарт писало борьбе, происходящей между «низшей» частью души –«чувствующей» и «высшей» ее частью – «разумной» и полагал, что человек приобретает абсолютную власть над страстями посредством своей воли, Б.Спиноза считал, что власть разума над страстями не безусловна. И.Кант допускал существование в душе человека смутных представлений, которые доставляют беспокойство рассудку .Гегель писал о «бессознательном тайнике, в котором сохраняется мир бесконечно малых образов и представлений, без наличия в нем сознания » и о том, что эти образы и представления поднимаются на поверхность сознания, включаясь в житейский опыт.
З.Фрейд также включал в психику человека сознательное и бессознательное. В бессознательном он вычленял предсознание и собственно бессознательное, которые отделены от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой». Цензура выполняет две функции:
1. вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства и мысли,
2. оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.
Предсознание – та часть бессознательного, в которой в той или иной степени сохраняются следы сознательных восприятий, могущие стать сознанием. К бессознательному относятся инстинкты, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утерены, но не допупускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями – в обмолвках, описках, ослышках, в непроизвольном забывании имен, затеревании вещей, сновидениях, жестах, позах, неврозах и т.д.
З. Фрейд подчеркивал, что бессознательное обладает большой жизненной силой. Особое значение он придавал двум основным инстинктам: сексуальному, поддерживающему жизнь и деструктивному – разрушающему жизнь.
З. Фрейд предложил и модель личности, выделив в ней ИД (ОНО), ЭГО (Я) и СУПЕРЭГО (СВЕРХ-Я). ИД – глубинный слой бессознательных влечений и вытесненных чувств и мыслей. ЭГО - сфера сознательного, развивается из ИД и является посредником между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью – природой и социальными институтами. СУПЕРЭГО – развивается из ЭГО и является судьей и цензором. Оно производит сублимацию – перевод социально неодобренного в социально приемлемое.
В развитии личности и европейской культуры З.Фрейд определяющую роль отводил бессознательному, как фундаменту психики, а в нем – сексуальному началу, проявляющему себя в сублимированных формах, соответствующих нормативным установкам культуры. Его ученик К.Юнг считал неправомерным сводить все психические импульсы ИД к сексуальности. Он создает культурологическую концепцию, связанную с пониманием бессознательного как коллективного и безличного прежде всего, а уже потом как субъективного и индивидуализированного.
Коллективное бессознательное К.Юнг рассматривал как наследуемое общечеловеческое основание душевной жизни индивидов, в основе которого лежат архетипы – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие мышление и поведение человека. Архетипы, как обобщенный опыт наших предков, проявляют себя в символах, образах героев, мифах, фольклоре, традициях. Например, архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины (Мать, Дева Мария, Венера и т.д.). Такой подход к пониманию бессознательного приводит к пониманию сознания не только как природного, но и социального феномена.
Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения. Отражение - способность тел, явлений в процессе их взаимодействия изменять свое состояние и сохранять полученную информацию в зависимости от их внутренней природы и условий, в которых это взаимодействие осуществляется. Информация - одна из важнейших характеристик процесса отражения. Понятие информация трактуется по-разному: сообщение, сведение о чем-либо, «мера организации», «закодированное сообщение» и т.д.
Будучи всеобщим свойством, отражение усложняется и эволюционизирует с усложнением и эволюцией материальных систем. В неорганической природе оно выступает в форме пространственных перемещений, изменений физических или химических свойств и состояний объектов. Примером таких форм отражения являются отпечатки следов на песке, эоловые формы, возникающие в результате выветривания пород, химические реакции, полет меча и т.д. Особенностью отражения в неорганической природе является его пассивный характер. Неживое не различает факторов среды. В живой природе отражение приобретает активный характер. Активность отражения в живой природе проявляется в избирательной и целесообразной реакции живого на внешние воздействия. Исторически первой формой биологического отражения является раздражимость – способность живого организма избирательно реагировать на внешние воздействия. Раздражимость проявляет себя в форме таксисов - двигательных реакций живых организмов на какой-либо внешний раздражитель. Различают фототаксисы (реакции на свет), хемотаксисы (реакции на химические раздражители), термотаксисы (реакции на температуру), гидротаксисы (реакции на влажность) и т.д.
В процессе развития живых организмов происходит специализация клеток и тканей, формируется нервная система, высшая форма ее организации – мозг и появляется психическая форма отражения чувствительность – способность отражать среду в чувственных образах. Простейшим психическим процессом, отражающим в форме образов отдельные внешние свойства предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств являются ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вибрационные и т.д.). Но в окружающей действительности предметы и явления обладают целым комплексом внешних свойств. Для адекватного их отражения возникла более высокая форма отражения – восприятие. На основе ощущений и восприятий появилась более высокая форма психического отражения – представление – чувственно наглядный образ объектов, которые некогда действовали на субъект, вызывали в нем ощущения и восприятия, но в данный момент не действуют.
Психической формой отражения являются и эмоции (переживания, волнения). Эмоции отражают отношение субъекта к объекту, имеющему значение для удовлетворения его потребностей. В случае удовлетворения потребностей возникают положительные эмоции – интерес, радость. В случае неудовлетворения потребностей возникают отрицательные эмоции – страдание, горе, страх, гнев, отвращение, стыд, вина. Если объект не имеет отношения к потребностям субъекта, то он его не волнует.
С появлением человека, трудовой деятельности, использования им сил природы, развитием социальных связей происходит дальнейшее совершенствование мозга и возникает опосредованная форма отражения – мышление, проявляющееся в умении воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии. Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме существенные свойства предметов, явлений. Суждение – форма мышления, в которой отражаются отдельные отношения между предметами и их признаками. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из двух или более суждений заключается новое суждение. С прогрессирующим развитием общества содержание мышления углубляется, совершенствуется.
Психические формы отражения – образы, мысли отличаются от форм отражения в неорганической природе и от форм отражения биологических существ, не обладающих мозгом тем, что они приобретают вторичную идеальную форму существования, в которой в преобразованном виде представлена объективная реальность. Специфика идеального состоит в том, что образы, мысли не обладают реальными материальными свойствами предметов – температурой доменных печей, свойствами кислоты, площадью зданий и т.д. Они не обладают и свойствами нервных клеток мозга, на основе которых возникают. Образы и мысли существуют как бы в «чистом виде» Но как субъективная реальность, они не отделены от объективной реальности. Она является их источником, сами они – одна из форм ее свойства – отражения; их материальным носителем является мозг. Более того, идеальное не только «распредмечивает» процессы материального мира, но и «опредмечивает» т.е. материализует образы и мысли на основе «распредмеченных» законов материального мира через язык – материальную оболочку мысли – ее непосредственную действительность.
Способность отражать невидимое, сущностное, закономерное закреплялась и сохранялась в психической форме отражения – в памяти. В процессе трудовой деятельности память развивалась и результаты ее использовались в дальнейшем, что обусловило опережающий характер психического отражения и оно у человека стало носить целенаправленный, созидающий, творческий характер. Целеполагание – предвосхищение в мышлении результата деятельности. Оно предполагает волю – способность преодолевать трудности и препятствия.
Психическое отражение многогранно. Оно представлено как бессознательными формами, так и сознательными. К бессознательным формам относятся – действия, доведенные до автоматизма, сновидения, жесты, мимика, позы, описки, оговорки, архетипы и т.д. Сознание – высшая форма психического отражения. Оно включает в себя мышление, целеполагание, знания, волю, язык, ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, воображение - создание на основе имеющихся образов, понятий образа будущего;, внимание – сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте.
Но ощущения, восприятия, представления, память, внимание есть и у высших животных. Однако в отличие от человека они не носят осмысленного характера. У животных возникающие образы связаны с удовлетворением биологических потребностей, а в психике человека отражаются не только биологические потребности, но и социальные потребности, связанные с целеполаганием и творчеством. Человек может сознательно вызывать эмоциональные состояния, тренировать память. Язык высших животных проявляется в мимико-жестикулярных и звуковых средствах, что имеет место и у человека. Но в процессе трудовой деятельности у людей появилась потребность сказать что-то друг другу для обозначения вещей и складывающихся отношений между ними и возник язык человека, который носит понятийный характер.
Язык не мыслим вне своей материальной оболочки – знака, который выражается в потоке членораздельных звуков, слов, в рисунках, в чертежах, музыкальных звуках, фигурах, в письменной речи, в действиях и поступках. Слово, сочетает в себе не только звуковое обозначение отражаемых объектов, но и понятийное – смысловое, в котором отражается содержание существенных свойств предметов и отношений. Язык в своем содержании является общечеловеческим т.к. его источником для всех людей является объективная реальность. Единой для языка является и причина его возникновения – общественно-историческая трудовая деятельность. С изменением условий существования, познанием человеком окружающего мира содержание языка меняется. Оно углубляется, расширяется, появляются новые слова: интернет, нанотехнологии, информационные технологии и т.д. Но по форме выражения, по звучанию язык является народным, национальным, т.к. формируется в различных культурах. В процессе взаимодействия культур появляются интернациональные слова, понятные для большинства людей. Например, такие сова как газета, почта, галерея имеют итальянское происхождение.; бойкот, спорт, клуб – английского происхождения, алгебра – арабского и т.д.
Наряду с естественным языком существуют и искусственные языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это машинные языки, формализованные языки, в которых используются математические знаки и формулы, языки науки.
Язык человека организует знания, хранит их, обеспечивает общение, передачу информации, способствует регулированию отношений между людьми. С языком появляется и речь. Речь – процесс обмена мыслями, чувствами, целеполаганиями. Речь и язык – необходимые условия формирования сознания и его развития
Существенным элементом сознания является самосознание. Самосознание – это сознание, обращенное на самого себя, что означает возникновение сознания «я» как особого образования, позволяющего обнаружить и себя и другого и взглянуть на себя «со стороны».
В структуре самосознания можно выделить самочувствие и самопознание. Самочувствие – состояние человека, характеризующее его жизненный тонус и проявляющееся в настроении, органических ощущениях сытости, голода, жажды и т.д. Самопознание – осознание человеком своих знаний, мотивов, целей, идеалов, возможностей, поступков, нравственного облика, способность быть самокритичным критически оценивать действительность, контролировать себя и совершенствоваться.
Сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Сознание – это свойственная лишь человеку высшая форма отражения действительности, возникшая в процессе его общественно-исторического развития и проявляющаяся в целесообразной творческой деятельности, направленной на преобразование мира и совершенствования себя.
Сознание как социальное явление существует в форме общественного сознания и индивидуального. Общественное сознание - совокупный, типичный для той или иной ступени развития общества продукт духовной деятельности людей. Оно включает в себя совокупность чувств, понятий, идей, теорий социальных групп, общественного развития. Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Оно выполняет важные социальные функции: регулятивную, познавательную, идеологическую, информативную, аксиологическую. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется как в отставании, так и в опережении в сознании людей того, что можно считать адекватным отражением потребностей общественного бытия. Отставание объясняется прочностью традиций духовной жизни, необходимостью для большинства людей иметь время для восприятия и осознания новых явлений. Опережение свидетельствует о способности людей предвидеть перспективы развития природных и общественных явлений. Оно выражается в возникновении прогрессивных общественных идей, гипотез, научных открытий.
Общественное сознание имеет сложную структуру. В нем выделяют: 1)общественную психологию и общественную идеологию и 2) обыденное сознание и научно-теоретическое мышление. Общественная психология и обыденное сознание относятся к чувственно-эмпирическому уровню общественного сознания. Общественная психология – совокупность социальных чувств, настроений, эмоций, представлений и понятий, а также предрассудков, иллюзий, традиций, формирующихся в социальных группах под непосредственным влиянием общественного бытия. Обыденное сознание – совокупность элементов различных уровней общественного сознания, которые необходимы людям в их повседневной практической жизни - в трудовой деятельности и в быту. К ним относятся представления людей о силах, действующих в природе и обществе, житейские нравственные нормы, обычаи, традиции.
Абстрактно-теоретический уровень сознания составляют идеология и научное мышление. Идеология – система идей, служащая в качестве теоретического обоснования политических, правовых, эстетических, этических интересов социальных групп. Научное мышление – это систематизированное, проверенное и подтвержденное практикой познание закономерностей природы и общества. Общественное сознание существует в формах политического сознания, правового сознания, морального сознания, эстетического сознания, религиозного сознания, философского сознания.
Индивидуальное сознание – реальный и неповторимый духовный мир человека. Индивидуальное сознание, как и общественное сознание, является отражением общественного бытия, но отражением ограниченным возможностями индивидуального бытия Индивид вмещает в себя лишь часть общественного сознания в зависимости от его способностей, интересов, возможностей и т.д.
Общественное и индивидуальное сознания неразрывно связаны между собой.
Общественное сознание – продукт духовного творчества многих поколений людей. Но его развитие в огромной степени зависит от вклада выдающихся личностей в духовную культуру общества в виде философских учений, научных открытий, политических, этических, эстетических теорий и идей, произведений искусства и т.д. Так развитие науки связано с именами М.Ломоносова, И.Ньютона, Ч.Дарвина, А.Энштейна и др. Итальянское искусство представлено творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др. Философия Древней Греции прославлена именами Фалеса, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Левкиппа, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.