Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза)
Диалектика – это такая теория, согласно которой нечто, в частности человеческое мышление, проходит (претерпевает) в своём развитии три стадии; тезис, антитезис, синтез. Выдвигается какая-то идея – тезис. Тезис, как правило, вызовет противоположение антитезис (оппозиция). Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится какое-то решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки тезиса и антитезиса, признавая, однако их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это синтез. Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады. Таково гегелевское понимание закона отрицания отрицания. Именно Гегель придал диалектике научный характер и сформулировал основные законы диалектики.
Закон отрицания отрицания раскрывает преемственность и направленность развития через необратимую смену старого новым. Существует две точки зрения на содержание категории «отрицание». Метафизическое (в данном случае одностороннее, упрощённое) «отрицание» акцентирует основное внимание на исчезновении старого и практически игнорирует процессы сохранения и создания нового. Таким образом, метафизическое отрицание исходит из того, что отрицать означает отвергнуть, уничтожить.
Диалектическое отрицание – это такой переход от старого качества к новому, при котором определённые элементы старого качества переходят в изменённом виде в новое качество. Диалектическое отрицание – это не полное уничтожение предмета, а его преобразование в новый предмет с сохранением и изменением некоторых черт старого качества. Это такое отрицание, которое выступает условием дальнейшего развития.
Таким образом, отрицание может быть двояким. Например, возьмём жёлудь и разотрём его в порошок. Способность жёлудя превратиться в росток уничтожена.
Способ отрицания, присущий развитию иной. Посадим жёлудь в землю. При соответствующей температуре и влажности появятся маленькие корешки и зелёный росток. Этому будет способствовать материал внутри жёлудя. Причём этот материал войдёт в состав ростка, существенно преобразившись. Другая часть жёлудя (оболочка) сгнивает, отпадает и никаким образом в состав ростка не входит. И вообще, в растении есть нечто новое, чего в жёлуде не существовало.
Таким образом, в этом процессе выделяются два момента:
1) отбрасывание;
2) сохранение.
Выросшее растение образует на себе новые жёлуди, которые похожи на изначальный, но это уже другие жёлуди.
Возникает третий момент – присоединение.
Эти моменты условны, их может быть больше.
Диалектическое отрицание включает в себя три существенных момента:
1) разрушение, преодоление старого;
2) сохранение элементов старого (преемственность);
3) конструирование, создание нового.
Мы выяснили суть метафизического и диалектического понимания отрицания. Теперь рассмотрим, что же представляет собой двойное отрицание.
«Отрицание отрицания» фиксирует тот факт, что процесс развития начинается с отрицания старого, которое в свою очередь через определённое время отрицается другим, новым.
Графически этот закон можно представить в виде спирали. Было бы конечно неправильным представлять историю точно выписывающей, подобно фигуристу, заданные правильные спиральные фигуры. Образ спирали лишь удачно схватывает общее направление развития. Возврат к уже пройденному является неполным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий. Повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.
Значение закона отрицания отрицания:
1.Указывает на определённую направленность саморазвития предмета.
2. Способствует прогнозированию в развитии процессов и явлений.
3. Обосновывает повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий.
4. Способствует сохранению преемственности в развитии, предостерегает от нигилистического отбрасывания старого.
Категории диалектики
Прежде чем перейти к анализу конкретных категорий диалектики, следует дать определение категорий. Категории – понятия, отражающие существенные стороны действительности и обладающие сравнительно большой степенью общности. Философские категории – понятия предельной степени общности.
В практической деятельности офицеру чаще всего приходиться пользоваться категориями диалектики. Их ещё называют парными (соотносительными) категориями. Так называемые парные категории представляют собой как бы продолжение и конкретизацию основных законов диалектики. К парным категориям диалектики относятся:
1) единичное, особенное и общее;
2) причина и следствие;
3) необходимость и случайность;
4) возможность и действительность;
5) содержание и форма;
6) сущность и явление.
Рассмотрим эти парные категории.
1. Единичное - специфически неповторимые признаки, объективно присущие отдельному предмету, явлению, составляющие уникальную качественную и количественную определённость.
Всякий отдельный предмет содержит в себе единичное, присущее только ему, и общее свойственное всем предметам и явлениям данного рода или вида. Так, например, ЗРК С- 400 «Триумф» обладает уникальными характеристиками. Он способен поражать все типы пилотируемых и беспилотных воздушных целей на дальности до 400 км, а также баллистические ракеты с дальностью пуска до 3500 км, гиперзвуковые и другие современные и перспективные средства воздушного нападения.