Основные идеи философии Нового времени

1. Автономно мыслящий субъект.

2. Методическое сомнение.

3. Индуктивно-эмпирический метод.

4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция.

5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.

6. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.

Мыслители:

Фрэнсис Бэкон (1561—1626), англичанин. Индукция — от част­ного к общему.

Рене Декарт (1596—1650), французский математик, физик — картезианство, дуализ — Бог — причина всего, не более. Субстан­ция: материя — протяженность.

Томас Гоббс (1588—1679), англичанин. Природа — совокуп­ность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права дес­потическая власть лучше войны.

Барух Спиноза (1632—1677), нидерландец. Монизм: все проис­ходит из единой субстанции — материи либо духа.

Готфрид Лейбниц (1646—1716), немец. Мир происходит из мо­над — духовных элементов бытия.

В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (мышление, ра­циональное и т. п.), которые находятся в тесном единстве друг с другом.

Чувственное познаниеосуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осязания и другими, которые развивают­ся у человечества на протяжении всей истории, а не только био­логической эволюции. Как момент чувственно-предметной

деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех ос­новных взаимосвязанных формах — это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущенияпредставляют собой отражение в сознании чело­века отдельных сторон, свойств предметов и явлений мате­риального мира, а также внутренних состояний организма, непо­средственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вку­совые и обонятельные.

Восприятие— это целостный образ предмета, непосредствен­но данный в живом созерцании в совокупности всех своих сто­рон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и дви­жения.

Представление— это обобщенный чувственно-наглядный об­раз предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприя­тием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.

Для созерцания характерны отражение внешнего мира в на­глядной форме, наличие связи человека с реальной действитель­ностью, отражение внешних сторон и связей, освоения внутрен­них зависимостей на основе обобщения чувственных данных.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышле­нии. Мышление— это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на ос­нове чувственных данных ее закономерных связей и их выраже­нии в системе абстракций.

Человеческое мышление тесно связано с речью, а его резуль­таты фиксируются в языке как определенная знаковая система, которая может быть естественной или искусственной.

Мышление человека— не чисто природное его свойство, а вы­работанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутрен­не связаны с историей социальной жизни, обусловлены развити­ем труда, практики.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к ан­тичности, следует выделить два основных уровня мышления — рассудок и разум. Рассудок— это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифици­ровать, строго систематизировать факты.

Разум (диалектическое мышление)— высший уровень рацио­нального познания, для которого прежде всего характерны твор­ческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).

Новое время вслед за Возрождением продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи — расширение интеллектуального мира личности — выразился в философских системах английского мыслителя Ф. Бэкона и французского ученого и философа Р. Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука — высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового вре­мени: знание — сила (Ф. Бэкон). Знание, наука для Ф. Бэкона — мощные инструменты социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив тради­ционно сильную связь между философией и теологией.

Новый подход к природе: доказывал — «ни голая рука, ни пре­доставленный самому себе разум не имеют большой силы». Зна­ние и могущество человека совпадают, поскольку незнание при­чины затрудняет действие.

Тезис методологии Ф. Бэкона:природа побеждается только подчинением ей.

Истинное знание достигается познанием причин, среди кото­рых материальные, действующие, формальные и конечные.

Физика исследует материальные и действующие причины:

1) наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины;

2) теология занимается конечными причинами.

Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив вни­мание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась фор­мальным выведением одних положений из других.

У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) — человек, «я» как «мыслящая вещь» — «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая».

Доказательство могущества разума — в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинно­сти, в универсальном сомнении в старых истинах, опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самооче­видности.

Определенность философии в том, что «во всем должно сом­неваться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени ав­торитетов. Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможно­сти интеллекта. В центре внимания — проблемы познания. Уни­версальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом рас­ставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики идолов и строил новое здание на основе опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помо­щью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Обра­зец рационалистической методологии Р. Декарта математика — символ ясности и дедуктивной строгости.

Р. Декарт доказал возможности своей методологии через от­крытия в математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким обра­зом Бог создавал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос, зачем он это делает.

Наши рекомендации