Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях

Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор­динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но­сит открытый характер для изменений и дополнений.

Главным принципом диалектики является принцип развития, суть которого заключается в следующем: все без исключения предметы и явления действительности находятся в вечном движении, возникно­вении и уничтожении, то есть в развитии.

Развитие представляет собой направленное необратимое измене­ние. Содержание процесса развития, его предмет, условия, движущие силы, характер, направленность могут быть осмыслены на основании данных естествознания, биотической эволюции (см. схему).

Предметом биотического развития, его элементарной ячейкой яв­ляется популяция, которая развивается при внутренней детерминации, во взаимодействии внутреннего и внешнего в конкретных условиях.

Формой развития живого является биогеоценоз — совокупность однородных природных явлений (атмосферы, растений, почвы и т.д.), которые имеют свою специфику взаимодействия слагающих ком­понентов.


Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях - student2.ru

Проблема развития в ее философском измерении включает в себя вопрос источника и движущей силы. Источником развития является внутренняя противоречивость явления. Понятие движущей силы не тождественно понятию источника. Источник — это непосредственная, «делающая» причина развития, процесс, из которого вытекает какой-то результат. Движущая сила отражает особый класс причин, опосредо­ванно воздействующих на процесс, связанных с побуждением « делать».

Источником развития в живой природе является борьба за суще­ствование, которая представляет собой многообразие противоре­чий: между особями вида и средой, межвидовые и внутривидовые про­тиворечия.

Движущей силой, факторами эволюции выступают мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Пос­ледний представляет собой отбор способности, обеспечивающей вы­живание популяции, вида.

Следует также учитывать, что любое развитие, в том числе био­тическая эволюция, основывается на вероятностном детерминизме,




диалектике необходимого и случайного. Случайность вносит в эволю­ционный процесс неопределенность, делает его неустойчивым, порож­дает новые возможности развития органических форм. Главным гене­ратором случайности в живом является мутационный процесс. Однако фактором, вносящим определенность в эволюцию, является естествен­ный отбор. В результате естественного отбора осуществляется диалек­тическое превращение случайного в необходимое, возможного в дей­ствительное.

Развитие осуществляется путем постепенного количественного и скачкообразного качественного изменения. На биотическом уровне такой характер развития реализуется в микро- и макроэволюции, в результате которых происходит дивергенция, конвергенция, образо­вание подвидов, видов, классов.

Внутренняя противоречивость развития проявляется в его на­правленности, в единстве прогрессивной, восходящей ветви и ре­грессивной, нисходящей ветви развития. Направленность развития осуществляется посредством механизма диалектического отрицания, существенным моментом которого является преемственность, удер­жание в новом качестве всего положительного и жизнеспособного от предыдущих этапов развития.

В живом направленность объективируется посредством запрета на многие комбинации в развитии вида и посредством сохранения вари­антов, имеющих шансы выжить.

Процесс развития можно определить как связанную последователь­ность направленных, необратимых количественных и качественных изменений и входящих в них диалектических отрицаний, вызванных противоречиями системы.

В процессе развития философской мысли оформились две концеп­ции развития: метафизическая и диалектическая. Термин «метафизика» имеет свою историю происхождения. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н.э.) озаглавил таким термином трактаты Аристотеля, которые поместил в собрании сочинений после «Физи­ки». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия. До XVIII века метафизикой называли философствование по поводу выходящих за пре­делы опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали применять в смысле антидиалектического способа мышления. Мета­физика — метод, тяготеющий к построению однозначной статичной кар­тины мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение объективной реальности построением априорных, абстрактных схем.

Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэто­му ведет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или толь-

178 •» Философия медицины ^ Раздел III •» Глава 8

ко к непрерывной, эволюционной или только к прерывистой, скач­кообразной формам.

Метафизика проявляется и в методологической ориентации совре­менной науки. Она ориентирует на исследование явлений без учета их материального единства, развития, без учета системы отношений каж­дого явления с другими. Базируясь на метафизическом методе мыш­ления, современный креационизм пытается доказать невозможность объяснения биогенеза, эволюции живого законами природы. Виды синтеза, которые обосновываются дарвинистами, по мнению сторон­ников креационизма, не могут осуществляться самопроизвольно. На­ука способна фиксировать лишь процессы функционирования струк­тур. Но почему они функционируют определенным образом, и где формируются правила, согласно которым функционирует живой орга­низм, - ответы на эти вопросы наука оставляет за скобками. Эти пра­вила формируются на уровне Логоса, цель и правила эволюции дают­ся Творцом. Творец как фактор номер I вместе с законом химии, энергии мог обеспечить возникновение живого из неживого.

В современных исторических условиях диалектика нередко отвер­гается, ее представляют как образец донаучного мышления, как част­ный случай метода проб и ошибок, как туманную эмпирическую, опи­сательную и догматическую теорию.

Сторонники такого отношения к диалектике упускают из виду тот факт, что диалектика — это строгая, обоснованная форма категориаль­ного развития мысли, форма логически корректного и доказательного диалога. Диалектика есть форма мышления, отражающая реальную динамику бытия, ритм живой действительности.

Исследователь истории науки Л. Грэхэм обоснованно утверждает, что диалектико-материалистический подход претендует на превосходство над существующими и конкурирующими с ним универсальными система­ми мышления. Такая позиция подтверждается созданием синергетики.

Наши рекомендации