Компаративистский подход к проблеме диалога «Запад – Восток»
Ряд исследователей (Нортрон, Сорокин) предприняли попытку установить закономерности, лежащие в основе возникновения тех или иных типов культуры. Он выделил 2 типа культуры- восточную и западную. Восточная К. - харак-о интуитивное, непосредственное восприятие мира; такой тип создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и импрессионистским искусством, популярны концепции "переселения душ", В подходе к объяснению соц. явлений лежит семейственность(семья возвышается над индивидом). Западная К. - харак-н интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций. -создает технические цивилизации с их концепциями равенства людей, одинаковых норм, развитой этикой и демократией.
С древних времен различают Восточную и Западную цивилизации. Исследования историков показали, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность населения и др факторы. Системы рисового орошения, которые требуют снабжение водой из одного центра, во многим стимулировали развитие азиатского способа производства, для которого характерно единоначалие и общественный характер работ, иерархия соц привилегий, а в дух сфере - ориентация на подчинение личностного сознания мировому абсолюту - Богу, Небу, Солнцу, и его наместнику на земле - императору или феодалу, господину. На развитие и особенности цив влияло и содержание религ и фил учений, которые, в свою очередь, определялись образом жизни и технологиями произ отношений. В Китае - буддизм и конфуцианство, в Индии - брахманизм и буддизм, философия йоги. Япония - буддизм, синтоизм. Восток - это так называемые традиционные общества (сюда же включаю Египет, Вавилон, исламскую культуру), и традиционные культуры, ориентированные на воспроизводство сложившихся соц структур, стабилизацию образа жизни. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В дух сфере - религ-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно- волевая установка на созерцательность и безмятежность. ОТсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный, характерен подход "одно в одном" или "все во всем". ОТрицание индивидуалистского начала и ориентация на коллективность, установка на адаптацию индивида к среде, а не изменению среды. Мистерия, интуитивизм, буддийская и исламская религиозные традиции, общинность, особый тип государственности, отсутствие равенства и свободы по общему закону. Формирование человека как послушного и добродетельного. Циклическое время.
Западная цивилизация развивалась по меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она активно изменялась под воздействием науки, искусства, культуры. Теперь под Западом понимается техногенная цивилизация, сложившаяся первоначально в Европе в 15-17 вв. и распространившаяся в дальнейшем на Сев Америку, Австралию. Сейчас причисляют и Японию. Характерно безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, которое приводит к ускоряющимся прогрессивным изменениям техники и технологической базы общ и связанных с этим наук, непрерывное изменение и обновление той искусственно созданной человеком среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастанием динамики общ отношений, их быстрое изменение и трансформация. В культуре доминирует научная рациональность, христианская традиция, в том числе протестантизм, появление которого и ознаменовало формирование нового общ, просветительство, представительная демократическая власть, приоритет индивидуалистского начала перед коллективистским, развитие НТР. Время линейное и поступательное. Эта форма распространяет свое влияние постепенно на весь мир, в том числе и на восточные цивилизации, не только Японию, но и др.
Анаксагор материалист
Анаксимен натурфилософ материалист
Аристотель материалист (?), дуалист
Бэкон Фрэнсис материалист
Вебер субъективный идеалист
Декарт Рене дуалист, рационалист
Демокрит материалист
Гегель объективный идеализм
Гераклит натурфилософ материалист
Зенон идеалист
Кант Иммануил нем. Класс. идеализм, агностицизм
Ницше Фридрих иррационализм
Парменид идеалист
Платон объективный идеализм (основатель)
Сократ идеалист
Фалес натурфилософ материалист
Фейербах метафиз материализм
Фома Аквинский томизм, умеренный реалист
Хайдеггер экзистенциализм
Эпикур материалист
Юм матер-ий эмпиризм, сенсуалист
Ясперс экзистенциализм
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
ГИЛОЗОИЗМ - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощющению, восриятию.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состояний.
ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог ) - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира ( первотолчок ), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог ( греч. dialegomai - беседую ). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.
ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не свободимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.
ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, " мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся первоначалом всего. 2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно.
ИНДИВИД - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от совокупости, массы.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования.
КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительпости определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем человека,об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, вовторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.
ПОКОЙ - состояние двихения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.
ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей : преобразования природы и общества.
РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение, признающее разум ( мышление ) источником познания и критерием его истинности.
СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.
СУБъЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию ( размышление ) сознания о своих актах и о данном в них содержаннии выявить предельные характеристики человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ ( от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость ) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие ( т. е. природа и общество ), так и мышление человека, процесс познания.