Понятие культуры и экологической культуры
Слово “культура” (от лат “возделывание почвы”), ее “культивирование”, то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. Культура - вся совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. В таком понимании культуры действительно отражаются все ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы.
Культура – это система идеальных образов, ценностей. Под ценностью подразумевается не каждая вещь, предмет, явление, обладающие для человека определенной значимостью, но некая “вещь”, имеющая для человека абсолютную смысложизненную значимость (счастье, добро), недостижимую в полной мере в реальной жизни и поэтому представленную в мире культуры в символической форме. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. В какой культурной сфере воспитывается индивид, таков и его образ жизни, таковы его установки и цели. Человек - не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное "пространство", в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует. Человек как носитель культуры понимается в очень широком социальном контексте, во всем богатстве своих общественных отношений, в единстве с созданным им материальным и духовным общественным миром. Культура - это слагаемые человеческой деятельности, благодаря которому происходят развитие, саморазвитие человека как общественного субъекта. Можно сказать, что в своей основе культура - это саморазвитие человека как общественного существа.
Культура есть выражение и обнаружение деятельной природы человека. И в этом смысле культура выступает мерой развития самого человека. Каков человек, такова и культура общества, Человек выступает фактически в роли Общественного человека, олицетворяющего собой все Человеческое Общество. История общества превращается в историю человеческой деятельности, в историю культуры. Орудия труда и научные трактаты, парламент и моральные нормы, шедевры живописи и космические станции, - все это создано человеком, все это мир чел. культуры.
Функции культуры, которые заключаются в том, чтобы научить жить людей в обществе, оказывается весьма сложно отделить от самой общественной жизни - от науки, производства, политики. Культура общества находится в тесной зависимости от того, что человек как сознательное существо думает о себе, о своих желаниях и целях. Культура оказывается не просто производством полезных для человека и, следовательно, для общества вещей, но и реализацией человеком своего собственного предназначения в мире как он его (это предназначение) понимает.
Разделяют культуру материальную и духовную. Материальная К. - совокупность материальных благ, средств и форм их пр-ва, а также способов овладения ими. Духовная К. - совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии(ф. , право, религия) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.
Из определений культуры следует что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материальное “тело культуры” лишается динамики, движения, жизни. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека - субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Биологически же человеку дается только организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому будет не преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.
Диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы заключается: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлётворения потребностей людей и самого производства. Речь идет, прежде всего, о материальном обеспечении развития общества и его культуры. Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине прошлого века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели, угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества. Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими.
Экология (от греч okos — дом, жилище и logos — наука) – наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. Её интересует эволюция экосистем и биосферы в целом.
Понятие "экологическая культура" обычно используется в двух значениях. Во-первых, как знания и опыт людей, закрепленные в общественном мнении (экологическая культура народа, региона, социальной группы), во-вторых, как характерис тика индивида (экологическая культура личности). В первом и во втором случаях экологическая культура выступает в виде совокупности духовных ценностей и норм, т.е. как составная часть духовной культуры.Экологическая культура — это не просто сумма знаний о взаимодействии человека и окружающей среды, а осознанно применяемая на практике экологическая деятельность людей. У каждой личности ориентиры экологического поведения формируются, во-первых, из научного экологического знания, усвоенного чаще всего через интерпретацию в средствах массовой информации, и, во-вторых, из личного, индивидуального опыта повседневной жизни. Этим определяется противоречивое содержание экологической культуры как синтеза научного знания и практического опыта, находящихся нередко в состоянии внутреннего конфликта.
Эколог-ое мышление находит свое выражение в различных выдвигаемых вариантах переориентации технологии и производства. Принципы соц. экологии находят свое выражение и в экологической экономике, которая принимает в расчет расходы не только на освоение, но и на охрану и восстановление экосферы, подчеркивает важность не только критериев и прибыльности и производительности, но и экологически обоснованности технических нововведений, экологического контроля над планированием промышленности и природопользования. Развитие соц. экологии послужило мощным импульсом выдвижения перед человеком новых ценностей - сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения к живому и т.д. Тенденции к экологической переориентации этики обнаруживается в различных этических концепциях: - учение А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, - этика природы американского эколога Леопольда, - космическая этика Циолковского, - этика любви к жизни, разработанная советским биологом Филатовым и др.
Культура и цивилизация
Три подхода к определению цивилизации:
1 Понятие цивилизации означает достижения человечества, кот. обеспечивают его прогресс, восхождение от животного состояния, затем от стадии дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни.
2 Цивилизация обозначает некую устойчивую социокультурную общность людей или стран, сохраняющую свое своеобразие, уникальность на больших отрезках исторического времени несмотря на изменения, которым она подвергается.
3 По типам цивилизационного развития. В истории человечества выделяют два типа: цивилизация традиционного типа и цивилизация техногенного типа. Различия между ними в технологиях производства, управления и т.п.
1. Цивилизация есть совокупность материальных и духовных достижений общества.В истории фил мысли цив фигурирует в контексте всемирно-исторического процесса. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие “культура” характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие (“цивилизация” характеризует социальное бытие самой культуры.
Фр просв называли цивилизованным общ, если оно основано на разуме и справедливости. подчеркивая важность факторов , обеспечивающих общ гармонию.
Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура". Французские философы - просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие "Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
Шпенглер полагал, что каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. В концепции Шпенглера цивилизация - это определенная заключительная стадия любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие "массы".
Марксизм: становление цив в историческом аспекте связано с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с угл разделения труда, появлением законов, выр сущво классовых отношений. Цив есть та ступень общ развития, на которой разделение труда, вытекающее из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот в прежнем обществе.Понятием цив охватывается природа и уровень развития мат и дух культуры, результаты соц-культурной деятельности общ, его роль в решении глобальных проблем человечества. В настоящее время цив понимают как нечто единое, стоящее вне рамок соц систем.
История общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа единства - технологический способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества.
Марксизм: Анализируя переход от первобытности к цивилизации, можно выделить ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого—появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. и. Понятие цивилизации настораживает своей неопределенностью и многозначностью’, в него часто вкладывается самое различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный— характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное “тело” общества в противоположность культуре как началу духовному.
2. В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной философии (в том числе у А. Тойнби) понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени (цивилизация Древнего Египта или Вавилона, арабская цивилизация и т. д.), или как фиксация определенного уровня технологического развития.
Теория круговорота локальных цивилизаций. Шпенглер. Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. нет ничего общечеловеческого, в тч и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Развивает учение данилевского. Он рисует образы 8 существовавших на земле культур: египетской, вавилонской, индийской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магический (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Во введении к ``Закату Европы'' говорит, что из названных культур продолжает существование только западноевропейская, которая вступила в фазу завершения и упадка, заката. Рассуждает о продолжительности культур и темпах их развития. Культуры суть организмЫ. Она зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа. Она расцветает на почве ограниченной местности, к которой и остается привязанной, подобно растению. Культура умирает после того, как душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук, таким образом вновь возвратиться в первичную душевную стихию. Когда культура умирает, ее кровь свертывается и становится похожей на засохшее дерево. Это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусств, народ превращается в безликую массу, массовая культура, политика, спорт. Цивилизация идет за культурой как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, никакие революции и классы дело не спасут.
Тойнби. Дает характеристику 21 независимой цивилизации, при этом говорит, что более детальный анализ может уменьшить их число. Остальные - побочные, недоразвитые. Нельзя сравнивать экономические и др системы в современных странах. Единство истории - ложная посылка о линейности развития. каждая цив проходит этапы возникновения, роста, надлома и распада. Сейчас сохранилось 5 цив: китайская, индийская, исламская, западная и русская. Говорит о прерывистом потоке чел жизни, который прерывается от одной цив к другой. Цив приходится отвечать на вызовы природно и соц среды,. в ответах на вызовы проявляется их стабильность и жизнеспособность. Цивилизация развивается благодаря порыву, который ведет их от вызова к новому вызову. Проблема вз личности и общ в центре любой цив. Человек есть существо социальное, и общ жизнь есть необходимое условие его формирования как личности. Развитие осущ благодаря порывам гениев, преодол инертность и враждебность соц окружения. Тогда развитие общ есть дело творческих личностей. Распад общ - вертикальный (на мелкие общества и гос) и горизонтальный (классы и соц группы). Тут кроется и объяснение классовой борьбы. В этом случае поток соц жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе бога, который он реализует.выступает за вселенскую церковь. духовное совершенствование чел, это и есть жизнетворный центр сохранения цивилизации.