Типы систем многообразны.

Материальные системы (материальные объекты) (системы химических элементов.

Идеальные системы — продукт мыслительной деятельности человека.

Простые и сложные.

Статичные — характеризуются относительной устойчивостью, (солнечная система)

Динамические системы — свойственны структурные изменения (это живой организм, современное общество)

Закрытые системы — изолированные от внешней среды (Солнечная система)

Открытые системы — взаимодействуют с внешней средой (человек) — динамические системы.

· Качественные и количественные характеристики вещей. Скачок, понятие меры.

Совокупность свойств предмета образует его Качество. Качественная определённость первоначально фиксируется органами чувств в форме восприятия. В результате работы мышления (абстрагирования) категория Качества представляет собой совокупность (систему) свойств, указывающую на то, чем данная вещь является.

Исчезновение некоторых свойств не ведёт к исчезновению самой вещи, исчезновение качества означает исчезновение самой вещи как качественной определённости. Объект всегда содержит в себе и Количественную определённость. Количество — это определённость вещи, характеризующая её со стороны мощности множеств или интенсивности свойств, (мощность множества — один, много, мало) могут выражаться числом (метром, Кг ит.д.). Качественные и количественные характеристики неразрывно связаны друг с другом, Нет качества без количества, как нет количества без качества, (так цвет световых лучей (качество) связан в количеством т.е.длиной электромагнитных волн.

Количественные характеристики могут переходить в новое качество путем СКАЧКА. Скачок может быть быстрым или медленным (эволюция).

Мера — есть единство количества и качества, тот интервал изменения количества, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определённость. При нарушении меры вещь теряет свои качественные и количественные характеристики, превращаясь в нечто другое, (красный луч света имеет длину волны от 760до 620нанометра т.е.0.00000000] метра. Если длина (мера) становится меньше 620 нм, красный луч превращается в оранжевый, имеющий другие качественные и количественные характеристики.




· Изменение, развитие, прогресс.

В мире происходят постоянные изменения. Диалектика, её корни уходят к Гераклиту, которому принадлежат слова: «Всё течёт, всё изменяется» так появились категории — изменение, Движение, Развитие.

При этом движение понимается не только как механическое перемещение тел в пространстве, но и как любое ИЗМЕНЕНИЕ состояний природных процессов и явлений.

В движении находится все и вся материя, а значит в изменении. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи.

Покой — относителен и имеет преходящий характер. Один вид движения вызывает количественные изменения. Это пространственные перемещения сил смена положения, но зачастую движение приводит к перестройке внутренней структуры предметов, что ведёт к изменению качества. Такой тип движения называется Развитием.

При этом могут иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предметов или явления, что характеризуется как Прогресс. Если же движение идёт в обратном направлении от сложных, к более совершенных структур и предметов к менее совершенным в таком случае говорят о Регрессе.

· Противоречие как философская проблема.

Противоположность доведённая до предела — есть противоречие.

Диалектическая концепция считает противоречия источником самодвижения, саморазвития объекта.

Все противоположно — день — ночь, холодный — горячий.

Противоположности переходят в противоречия. Между ними происходит постоянная борьба и в тоже время единство в каждом предмете, явлении.

Противоречие, по Гегелю, движет миром, является корнем всякого движения и жизненности.

Закон единства и борьбы противоположностей занимает центральное место в материалистической диалектике, являясь её «Ядром».

Принцип противоречия.

Выделяя противоположные стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект на противоположные стороны, внутренние и внешние, качество и количество, единичное и общее ит.д. устанавливая их связь, единство, взаимообусловленность, осуществляя, таким образом, движение от явления к сущности объекта, раскрывает противоречия в самой сущности, являющейся источником его самодвижения и саморазвития.

· Закон отрицание отрицания и его сущность.

Новое всегда отрицает старое и занимает его место, по постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицает всё более новый.

Например, смена общественно-экономических формаций, эволюция рода (дети, частично родители, но уже на новой ступени ит.д.)

Отрицание старых форм новыми — основная причина и механизм поступательного развития.

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим. Хотя общая тенденция все же восходящая.

Развитие скорее идёт не линейным образом (т.е. по прямой), а по спирали, причём каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Метафизический взгляд на закон отрицание отрицания. Старое полностью уничтожается. Новое свободно от старого.

Диалектический взгляд — новое принимает в себе часть старого, так обеспечивается преемственность, т.е.диалектическое сочетание старого в Новом.

Закон отвечает на вопрос — Куда? В каком направлении идёт развитие.

· Закон единства и борьбы противоположностей и его сущность.

Закон заключается в том, что всё сущее состоит из противоположных начал, которое, будучи едины по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например: день — ночь, горячее — холодное ит.д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

По Гегелю. Каждый предмет явление обладает двумя главными качествами — тождественностью и отличием.

Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть, то что стремится выйти за рамки предмета, — нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между единым, тождественностью и отличием приводит к изменению (самоизменению) предмета — движению. Пример: существует общество, тождественное самому себе, но в нём есть силы, которым тесно в рамках данного общества, их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Закон отвечает на вопрос диалектики — Почему идет развитие, причины его.

Бытие и материя.

· Бытие, пространство, время.

Проблема Бытия одна из главных в философии изучает её ОНТОЛОГИЯ (раздел философии) становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Бытие — способность реальности быть, существовать или это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Небытие — полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.

Основные формы бытия.

Материальное бытие — существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.

Идеальное бытие — духовное бытие, бытие сознания.

Человеческое бытие — существование человека как единства материального и идеального (духовного) бытие человека само по себе и его бытие в материальном мире.

Социальное бытие — которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Ноуменальное бытие (ноумен — вещь) сама по себе бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороною

Феноменальное бытие (феномен — явление, данное в опыте) кажущиеся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Субстанция или материя существует в пространстве и времени.

Время — форма бытия материи, которая вызывает длительность существования материальных объектов последовательность их изменений в развитии. Имеет свойство — одновременности.

Пространство — форма бытия материи, которая характеризует её протяженность, структуру взаимодействия элементов внутри материальных объектов. Имеет свойства: — трёхмерность.

Время и пространство, относительные величины между собой. То, что совершается в пространстве одновременно происходит и во времени, а то что происходит во времени, находится в пространстве.

· Материя и движение.

Материя это философская категория, данная нам для обозначения окружающей реальности, которая копируется, фотографируется, отражается и не зависит от нас самих. (&.,7-е

Материя имеет следующие характерные черты:

· наличие движения;

· самоорганизация;

· размещённость в пространстве и времени;

· способность к отражению.

Движение является главным свойством материи.

Виды движения; · механическое; 1. физическое; 1. биологическое; 1. социальное. Типы движения: · качественное изменение самой материи, перестройка внутренней структуры (т. е- её развитие); · количественное перенос материи и энергии в пространстве. · Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы; · Популяционное движение кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой (от неживой в живой) популяционное движение — изменение может происходить как эволюционно так и «змержментно» (путём ничем не обусловленного «взрыва»)/просто мы не в состоянии выявить, раскрыть причину взрыва, раскрыть причину взрыва это будет правильнее. (прим. В.Сизова)

· Понятие материи, её свойства Философское и естественно-научное представление о материи.

Материя (материальное бытие) определяется основным подходом к понятию материя,

Материалистический подход — материя основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество порождение материи. Материя первична и представляет собой наличное бытие.

Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И.Ленин).

Объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение Абсолютного духа (идеи) независимо от всего сущего.

Субъективно-идеалистический подход материя не существует вообще, она кажущееся явление «галлюцинация» в сознании человека

Наши рекомендации