Методические рекомендации. 1. Прежде всего, обратите внимание на то, что в эпоху Возрождения трансформируются
1. Прежде всего, обратите внимание на то, что в эпоху Возрождения трансформируются фундаментальные представления о Боге, о человеке и его возможностях, о мире, характерные для средневековой философской мысли.
Что, главным образом, понимают под Возрождением? Рассмотрите причины появления этого феномена в Италии в конце XIV в. (социально-экономические, политические, культурные и мировоззренческие).
Поясните, чем был вызван возросший в этот период интерес к историческому прошлому, к древности, которую воплощала собой эпоха античности. В чем состояла особенность восприятия наследия Античности? Подумайте, являются ли перечисленные идеи и настроения результатом своеобразного синтеза двух традиций – христианства и античности: идея практического индивидуализма и понимание собственной жизни как некоторого предназначения; поиск «живой веры» или «религии души»; универсализм; эстетическое отношение к человеку и миру; появление светской культуры и возникновение многочисленных Академий?
Почему многие представители эпохи Возрождения говорили о ней как об абсолютно новой, с чем связана эта новизна? Важно, что в новом мире человек помнит и о Боге, не исключает его, не выносит «за» границу мира. Это нашло свое выражение в пантеизме Ренессанса, преодолевающим средневековый дуализм небесного и земного: «любое» существует в «любом» и все существует во всем – тождество абсолютного максимума и абсолютного минимума (Н. Кузанский).
2. Можно ли говорить о том, что возрожденческий гуманизм - это «свободомыслящее сознание и светский индивидуализм» (А.Ф. Лосев), связанный с «практикой» человека? Почему? Поясните, в чем состоит отличие понимания человека (его сущности, способностей и смысла жизни) гуманистами Возрождения от христианских мыслителей. Как стали понимать индивидуальность? Почему она обретает ценность? (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 180-182).
Как объяснить, что индивидуальное «Я» оказалось сопоставимо с неповторимой Вселенной, и индивид оказался «огромен как мир и бессмертен как мир» (Л.М. Баткин)?
Можно говорить о том, что человек Возрождения ищет не спасения от мира, а стремится к активному самоутверждению и полному самовыражению в нем, поэтому деятельность приобретает свою ценность и значимость. Поясните, почему высоко оценивалась именно художественное творчество, которое было тесно связано с философией, и почему оно оценивалось порой как «особая наука» (для Леонардо живопись – это наука, причем первая среди прочих).
Формируется и новое отношение к миру, прежде всего, к окружающему человека миру природы. Последняя буквально «открывается» в своей красоте, гармонии и совершенстве, а одним из способов такого открытия становится искусство. Эстетическое восприятие природы выразилось и в том, что разрешение астрономических задач должно было удовлетворять эстетическим требованиям. Для Коперника занятие астрономией есть изучение красоты и совершенства неба, этого «видимого бога».
Познание природы понимаетсч как единство чувственного (что побуждает к собственной деятельности ум человека), рационального и эстетического. Природная вещь, явление должны быть преобразованы человеческим искусством (связанным с математикой и геометрией). Тогда в них проступят универсальные формы, законы, производящее ее начало, которые способен измерить человек с помощью ума. Познание обнаруживает себя как своеобразная творческая деятельность разума (подобие творящей божественной силы) способного создать/конструировать природу. Как позже скажет Г. Галилей: «То, что дает нам одно только чувство зрения, представляет собой как бы ничто по сравнению с чудесами, открытыми на небе разумом понимающих людей».
Природа для мыслителей Возрождения не есть нечто застывшее, завершенное в своем творении. Н. Кузанский говорил о том, что процессуальность, творческая мощь присуща тварному миру; его вечное становление делает его подобным миру божественному. Понимая Бога как Единое, а мир как многое, Бог есть потенциальный мир, а мир - актуально представленный Бог. Подумайте, какие возможности открываются перед человеком благодаря такому пониманию природы и процесса ее познания?
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Почему в период Ренессанса стало возможным открытие «эстетики природы»?
2. Раскройте смысл понятия «титанизм ренессансной личности». Можно ли говорить об «обратной стороне титанизма» и почему?
3. Как Вы считаете, значимо ли сегодня наследие духовно-интеллектуального опыта Ренессанса?
4. Поясните, чем было вызвано особое отношение к диалогу (диалогичность как выражение гуманности человека) в среде мыслителей-гуманистов. Так М. Фичино говорил о том, что: «... некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать,... прирождена людям изначально... . И любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование... . Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки».
5. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание Пико делла Мирандолы : «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». О каком Адаме идет речь? Как раскрывается в этом высказывании идея о том, что человек есть творец самого себя?
6. Можно ли согласиться с Леонардо в том, что живопись является не только искусством, но и наукой?
7. Что гуманисты понимали под «человеческим»?
8. Как можно охарактеризовать отношение к христианскому учению в эпоху Возрождения? Каково место христианства в культуре Ренессанса?
9. Чем отличается познание природы в эпоху Возрождения от ее познания в эпоху античности?
10. Какие идеи эпохи Ренессанса нашли свое воплощение в медицинском знании Т. Парацельса? Чем интересна для вас позиция Т. Парацельса?
11. Как вы можете объяснить возросший интерес к внешности человека, к его телесной красоте, к их описанию и изображению в искусстве Возрождения?
12. Считается, что изобретение на Западе в период Возрождения таких предметов как магнитный компас, порох, механические часы и печатный станок, способствовало фундаментальному изменению не только жизненного уклада, но и мировоззрения европейца. Как вы считает, в чем проявилась названная взаимосвязь?
Тест для самопроверки
1.Впервые термин «Возрождение» употребил в своем произведении
- Джорджо Вазари
- Н. Макиавелли
- Марсилио Фичино
- Н. Кузанский
- Э. Роттердамский
2. Одной из особенностей восприятия человека в эпоху Возрождения стало
- восприятие его как греховного существа
- восприятие его как детерминированного природой существа
- восприятие человека как одинокого и бездомного существа
- эстетическое восприятие человека и его телесности
- восприятие человека как социального существа
3. Источником творчества, по мысли гуманистов является
1. сам человек
2. Бог
3. мир, природа
4. человеческий разум
5. вера
4. Автор «Трактата о бессмертии души»
- Н. Макиавелли
- Пико дела Мирандола
- П. Помпонацци
- Н. Кузанский
- М. Лютер
5. Свои кружки гуманисты, в соответствии с античной традицией, называли
1. академиями
2. университетами
3. школами
4. собраниями
5. пирами
6. Изящество и достоинство человека гуманисты во многом связывали
- с речью, культурой слова
- с верой
- с возможностью познания мира природы
- с социальным статусом человека
- с талантами, данными человеку от рождения
7. Один из ярких представителей возрожденческой диалектики, создавший посредством математики новую картину мира, где Бог равен миру, а мир - Богу
- Дж. Бруно
- Л. Валла
- Н. Кузанский
- П. Помпонацци
- Ж. Кальвин
8. Представителями северного возрождения являются
- Ж. Кальвин
- М. Фичино
- Н. Коперник
- Э. Роттердамский
- И. Лойола
9. «Подходите ко всем инфекциям через звезды, ведь от звезд они переходят к людям, и что совершается на небе, то происходит и с человеком», - утверждал известный натурфилософ, врач эпохи Возрождения
- Т. Парацельс
- П. Помпонацци
- Аверроэс
- Дж. Кардано
- Ф. Джироламо
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический проект, 2003. С. 226 – 280.
Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел - Новосибирск, 2001. С. 587-602.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: 1994.Т.2. С.2-15; 24-57.
Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2004. С. 611-618.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 174 - 198.
Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 88-93.
Дополнительная литература
Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с анлийского Т.А. Азаркович. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 176-219.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии/ Я. Бурхардт. - М.: Юристъ, 1996. С. 185-210.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1982. С. 47-79; 362-378..
Юнг К.Г. Парацельс и его мир. Медицинские воззрения Парацельса/ К.Г. Юнг. Дух в человеке, искусстве и литературе. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. С. 5-35.
Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков/В.В. Соколов. - М.: Высшая школа,1996. С. 11-19, 123-135.
Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке. Возрождение и возвращение/ Х. Ортега-и-Гассет Избранные труды. - М.:ПРЕСС, 2000. С. 370-404.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 11-19.
Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы?// Вопросы философии. – 2007. - №4.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1978.
Мережковский Дм. Микеланджело/ Д. С. Мережковский. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: Правда, Т.4., 1990. С. 451-502. 561-563.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 177-182.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 118-123.
Ко 2 реферату
Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с анлийского Т.А. Азаркович. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 208 – 216.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2001. С. 265-270.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 123-131.
Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2004. С. 578-581.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: 1994.Т.2. С. 146-158; 262-266.
К 3 реферату
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.:
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 191-192.
К 4 реферату
Юнг К.Г. Парацельс как духовное явление/ К.Г. Юнг. Дух Меркурий. – М.: Канон, 1996. С. 164-195.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 133-135.