Методические рекомендации. 1. Древнеиндийская традиция сохранила большое количество текстов
1. Древнеиндийская традиция сохранила большое количество текстов, которое носят характер философских размышлений. Однако древнейшим памятником, который имеет отношение к философской мысли относят самый поздний пласт ведической литературы упанишады (IX – Vвв. до н.э.). В упанишадах были впервые сформулированы основные идеи и понятия индуистской мысли: идея Абсолютного начала (идея Атмана и идея Брахмана), идея перерождения душ - Сансара, идея космического нравственного закона – Кармы, идея истинного познания (соотношение трех видов сознания пракрити – пуруша – майя), идея дхармы. Опираясь на материал учебной литературы, поясните, в чем состоит философский характер указанных идей (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 36-37; История философии. Запад – Россия – Восток/ под ред. Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 20-22; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 45-48, 54-70).
Развитие философской мысли привело к формированию шести даршан (школ): санкхья и вайшешика, йога и ньяя, миманса и веданта. Это ортодоксальные философские системы. Объясните, что позволяет говорить об ортодоксальности данных школ и каковы те проблемы, которые рассматриваются в каждой из них. Чем эти школы отличаются друг от друга; чем отличается их понимание сущности мира, познания?
К неортодоксальным учениям относят буддизм и джайнизм. Какие идеи упанишад были критически переосмыслены буддизмом? (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 37-40; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 30-34).
Как вы думаете, чем отличается философская мысль Древней Индии от европейской философской мысли?
2. Китайская философская мысль представлена двумя основополагающими учениями – даосизмом (связано с именем Лао-цзы) и конфуцианством (связано с именем Кун-цзы или Конфуция). Хотя второе учение берет за свою основу первое, между ними существует ряд отличительных особенностей.
Для даосизма основополагающим является понятие Дао. Дао не является трансцендентным началом: оно одновременно трансцендентно и имманентно миру. Обратите внимание на то, что отсутствует точное определение данного понятия. Подумайте, с чем это может быть связано? О Дао говорят и как о законе существования всего, как о порождающей все бесформенной силе, как о том, что вечно и присутствует везде. Дао в большей степени событийно: оно порождает все, находится в движении, хотя движение Дао обозначат «обратный ход». Поясните, в чем состоит особенность движения, обозначенного как «обратный ход».
Обратите внимание на особенность мышления Дао: линейному, альтернативному мышлению – «либо то, либо это» здесь противостоит диалектика с ее принципом существования динамичного единства противоположенностей – «и то, и это», причем - «то станет тем». Сами противоположенности здесь не имеют самостоятельного бытия, они относительны и взаимопроницаемы: друг без друга не существуют. Таким образом, мысль о Дао оказывается антагонистичной, противоречивой и парадоксальной.
Движение Дао есть естественный путь, которому следует все в мире. Этому естественному пути должен следовать и человек. Сопричастность человека Дао, как изначальной природе всего, проявляется в дэ – правильном поведении, высшей добродетели, которой буквально оказывается проникнут человек. В дэ проявляется естественная природа самого человека, связанная с естественным ритмом Космоса а не с желанием собственного эгоистического самоутверждения. Тот, кто следует естественной природе, поступает согласно у-вэй, то есть, действует бездействуя (недеяние), не нарушая естественности: «Премудрый человек пребывает в деле недеяния», «тот, кого называют естественным человеком, свою природу приводит в соответствие с Дао. Поэтому его бытие подобно небытию, его сущность подобна пустоте». Обратите внимание, что знание о естественном пути (цзин), знание Дао понимается как врожденное и «находится» в сердце человека, точнее, питает его сердце и разум. Поэтому, если «совершенное цзин» погибает внутри, обнаруживается это в речах и поступках.
Поясните, что выражает собой понятие «недеяние» в соответствии с представлением о Дао, поскольку невозможно «осуществить недеяние, если не познаешь все взаимоотношения в природе». Обратите внимание на то, что недеяние связано с особым состоянием духа, когда «отдаешься тому, в чем совпадаешь с потоком», с Дао. Подумайте, к какому идеалу жизни стремиться даос, исходя из представлений о Дао и о познании Дао?
Конфуцианство признает существование Дао, но главным для Конфуция и его последователей является вопрос о социальном порядке, правилах совместного общежития, благодаря чему устанавливается порядок и единство в Поднебесной.
Такие вопросы, как роль и деятельность правителя, который воплощает волю Неба, связь правителя и его народа, вопрос о «великом» и «переменном» уделе человека, его природе, вопрос о существующих типах социальных связях, в которых естественным образом находится человек (муж – жена, сын – отец, правитель – подданные), делают конфуцианство в большей степени социально- этическим учением. То есть учением о правильном поведении человека в обществе, о благе всего человеческого сообщества, которое воплощает собой образ Поднебесной.
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, какое значение в социальной практике конфуцианство придает ритуалу. Поясните, каким образом ритуализация социальных отношений связана с такой целью, как «возвращение к Дао» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 54-56; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С.44-45; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 123-130). Каково при этом отношение к ритуалу в даосском учении, отводится ли ему первостепенная роль в жизни человека?
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Что из себя представляет «срединный путь» спасения, предложенный Буддой? Почему он обозначен именно как «срединный»?
2. В чем состоит особенность определения Дао, приведенного в данном отрывке?:
«Если Дао могут высказать, Дао не является незыблемым… Безымянность – вот начало Неба и Земли», «Это вид невидимого, образ отсутствия вещей. Оно расплывчато, неясно. При встрече с ним не видят его спереди, а следуя за ним, не видят сзади»?
3. Каково место и значение ритуала в социальной жизни человека в трактовке конфуцианства?
4. Существует ли, с вашей точки зрения, сходство между учением о добродетелях Сократа и представлении о добродетелях у Конфуция?
5. Поясните различие между двумя высказываниями, учитывая, что одно из них принадлежит европейцу, а другое представителю восточной культуры (дзен-буддизм): «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и «Лети, мгновенье, ты прекрасно!».
6. Как бы вы объяснили такой феномен, как «молчание Упанишад»? С чем связано данное «молчание»?
7. Что вкладывается в понятие долга в традиции даосизма, конфуцианства и в индийской культуре?
8. В чем, по вашему мнению, состоит отличие восточной медицинской парадигмы в целом от классической европейской парадигмы?
9. Истинное познание (в даосизме и дзен-буддизме) состоит в том, чтобы проницать вещи в их «Таковости». Иначе говоря, истинное познание есть познание того, что «это есть то» (тат твам аси)Что такое «Таковость» вещей? В чем состоит специфика данного познания?
10. Порой нирвану понимают как угасание жизни, отказ от нее. Однако нирвана предполагает более фундаментальный отказ, ведущий к свободе. Поясните, о каком отказе идет речь.
Тест для самопроверки
1. Трактат из пяти тысяч слов, в котором изложены основы учения Лао-Цзы называется___________________________.
2. Укажите качества, являющиеся главными для совершенного человека, по мысли Конфуция
- умение прощать
- чувство долга
- отказ от желания
- человеколюбие
- сострадание другому человеку
3. Проявление Брахмана в человеке
- Дао
- дэ
- Логос
- Атман
- ци
4. Учение о 5 первоэлементах в китайской мысли получило название
- даосизм
- буддизм
- джайнизм
- У-син
- легизм
5. Закон, раскрывающий обусловленность жизни человека телесными и ментальными действиями в предыдущих жизнях, сформулирован в древнеиндийской традиции, как закон_________________________.
6. Сходным по значению и смыслу понятию мокша в буддизме является понятие
- нирвана
- у-вей
- ахинса
- майя
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 8-47.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 13-48.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С.43-97; 110-118; 123-130.
Дополнительная литература
История философии. Запад – Россия – Восток/ под. ред Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429.
Ясперс К. Лаоцзы// Лаоцзы. Обрести себя в Дао. – М.: Республика,2000. С. 362-400.
Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока/ Т.В. Панфилосва. - М.: Знание, 1991. 38с.
Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности// Вопросы философии. – 2002. - №3.
Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. Любое издание.
Григорьева Т.П. Философия красоты// Вопросы философии. – 2007. - №1.
Григорьева Т.П. Логика Срединного пути// Вопросы философии. – 2004. - №12.
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма непосредственного познания// Вопросы философии. – 2008. - №8.
Бурмистров С.Л. Человек в Веданте и неоведантизме// Человек. – 2009. - №1.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Аюрведа. Любое издание.
Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994.С.61-78.
Ко 2 реферату
Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994. С. 25-53.
Катчмер Д. Дао биоэнергетики. Восток – Запад/пер. с английского Н.Г. Шпет. – К.: София, 1998.С.21-104.