Методология научного познания: логико-философский аспект
Вопросы
1. Понятие метода и методологии познания.
2. Общефилософские методы познания.
3. Общелогические методы познания.
Лекция
1. Этимологически метод (греч. methodos) в широком смысле слова означает «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, искусстве, политике и т.д.); 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить методологию полностью к рациональному началу деятельности, поскольку существуют и внерациональные приемы и пути познания.
Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Основная функция метода – обеспечение и регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Существенным признаком научного метода является его обоснованность, обусловленная теорией, лежащей в основе данного метода. В принципе любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его использования на практике.
Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее правил, приемов, принципов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее – в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (знание), но и ведущий к нему путь, т.е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного объекта. Нельзя «разводить» объект и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к объекту и лишь «налагаемое» на него внешним образом. Любой метод, так или иначе, возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета.
Метод не навязывается объекту познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его объекту. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Истинность метода обусловлена, прежде всего, содержанием объекта (предмета) исследования.
Рассматривая соотношения понятий «метод», «объект», «теория», «субъект-метод», необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, метод не есть нечто бессубъектное, существующее отдельно от субъекта, который всегда включен в метод. Иначе говоря, «человек – центр всей методологии» (Л.Фейербах). Во-вторых, любой метод имеет инструментальный характер, является системой регулятивов деятельности.
Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных, чисто произвольных приемов, правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.
Первую группу методов познания образуют общефилософские методы, имеющие всеобщий характер: диалектический и метафизический.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.
При этом классификация общенаучных методов связана с уровнями научного познания: эмпирическим и теоретическим. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование, в зависимости от его разновидностей) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (физика, биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, формализация, идеализация и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы тесно связаны с общенаучными, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов исследования.
Частнонаучные методы связаны и с диалектическим методом, который преломляется через них. Так, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.
При этом любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон объективной реальности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.
2. Большое значение для познавательной деятельности имеют универсальные философские методы, обладающие выраженной мировоззренческой составляющей и способные выступать в качестве стратегий (стратегем) познавательной деятельности. Философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода.
Можно сказать, что философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам английского философа Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь.
Главными общефилософскими методами познания являются диалектический и метафизический методы.
Диалектика представляет собой учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Диалектический метод исходит из того, что мир и его явления нужно изучать в развитии, и если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибкими, подвижными, взаимосвязанными, едиными в противоположностях, чтобы адекватно отражать развивающуюся действительность.
Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение объекта в его развитии, самодвижении, изменении.
Мир представляет собой систему, где каждый предмет или явление как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов диалектики – всесторонность рассмотрения. Правильное понимание какого-либо явления как объекта познания возможно в случае, если исследована вся совокупность его внутренних и внешних сторон, связей, отношений и т.д. Чтобы действительно познать предмет/объект глубоко и всесторонне, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования» в их системе, с вычленением главной, решающей, определяющей стороны.
Также диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в своей совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.
Категории диалектики – это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения объективной реальности и познания. Главная диалектическая категория – развитие. Развитие – это изменение материальных и идеальных явлений, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого выступает переход на более высокую ступень организации. Также среди категорий диалектики следует отметить такие, как: противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.
Связь и взаимодействие определенных философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие, внутренне присущее всем действительным явлениями (взаимосвязь противоположностей).
Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга. К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы как положительное и отрицательное, интегрирование и дифференцирование (в математике), ассимиляция и диссимиляция (в биологии), ассоциация и диссоциация (в химии и психологии), прогресс и регресс, материальное и идеальное и т.п.
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых главную, определяющую роль играют внутренние противоречия данного явления. Именно они выступают в качестве решающего источника их развития.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Таковы, например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения температуры, давления, и др. факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия», повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей: «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития: знаменитое «ячменное зерно» (зерно – растение – новые зерна); тезис (утверждение) – антитезис (его диалектическое отрицание, а не полное, отбрасывание) – синтез (единство тезиса и антитезиса); теория – практика – новая теория и т.п. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.
Своего рода антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» буквально означает «то, что следует после физики».
В современной философии и обществознании понятие «метафизика» используется в трех основных значениях:
1. Философия как наука о всеобщем, о всеобщих началах и принципах мироздания. Ее основные категории – это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект познания.
2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания.
3. Философский способ, метод познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация какой-либо одной стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить традиционную и новую формы.
«Старая» (традиционная) форма метафизики была характерна для философии и науки в XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т.д.). Ее специфика – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного, системного взгляда на мир, – мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей. Метафизике присуща тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению явлений мира. Необходимо отметить, что сам по себе метафизический метод познания, предполагающий рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами.
Традиционный метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления – необходимость объяснения частностей, отдельных элементов (сторон) целого, для чего эти стороны должны быть «вырваны» (мысленно) из целого и рассмотрены в изоляции от других сторон, вне связи с ними и вне развития. Данный способ правомерен и необходим в житейских делах, на уровне здравого смысла и рассудка – везде, где не требуется брать предмет в развитии и во всех его связях и отношениях. Поэтому данная форма метафизики была обусловлена необходимостью исследования предметов в их неизменности, устойчивости, с тем, чтобы затем перейти к систематическому познанию происходящих с ними изменений, к анализу их как целостных развивающихся систем, к выявлению источников и механизмов их развития. Укрепление на рубеже XIX – XX вв. влияния идеи развития, ее широкое распространение, происходившее в борьбе со «старой» метафизикой, привело к двум важным результатам: появилась новая форма диалектического мышления – материалистическая диалектика; возникла новая метафизика, ставшая господствующей в XX веке.
Новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Особенность антидиалектики в новой форме метафизики – сосредоточение ее на поисках различных вариантов интерпретации развития.
Развитие, например, здесь может пониматься следующим образом: а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т.н. «плоский эволюционизм»), т.е. как только количественные изменения; б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как движение, из которого при этом изымается его сущность – противоречие; е) как только прогресс, т.е. восхождение от низшего – к высшему, от простого – к сложному. Возможны и другие, в том числе и смешанные, интерпретации развития, связи и взаимодействия.
Виды метафизики могут быть выделены по различным критериям. Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности – консерватизм, волюнтаризм и т.п. – любые односторонние действия.
Влияние философии на процесс развития науки и ее результаты выражается в следующих основных моментах:
1) Философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий, особенно фундаментальных.
2) Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает умозрительно-прогнозирующей своей функцией: в ее недрах вырабатываются идеи, научная значимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма античности).
3) Воздействие философских принципов на процесс научного исследования осуществляется не непосредственно, а опосредованным путем – через методы, формы и концепции других методологических уровней.
4) Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия и т.д.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом.
5) Принципы философии функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не должна быть жесткой схемой, шаблоном, по которому «кроят факты», а всего лишь гибким и динамичным общим руководством для исследования.
6) Философия разрабатывает универсальные модели объективной реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на объект/предмет исследования, выбирает всеобщие познавательные средства – понятия, принципы и т.п., определенные ценностно-мировоззренческие установки, смысложизненные ориентиры (особенно – в гуманитарных науках), обращается к общим закономерностям самого познавательного процесса.
7) Философско-методологические принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины.
3. В научном исследовании широко используются общелогические методы и приемы исследования, связанные с логикой человеческого мышления, в его познавательном выражении. Эти (общелогические) методы присущи всему познанию в целом, без чего познания не может быть состоятельным. Если более точно – общелогические методы являются общими для научного эмпирического и теоретического, а также – философского познания, как и для других видов познавательной деятельности. Природа универсальности этих (общелогических) методов объясняется тем, они являются наиболее простыми и распространенными операциями мышления. Они опираются на логику мышления и практических действий человека и формируются напрямую.
Среди общелогических методов необходимо выделить следующие:
1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составляющие его части/элементы, с целью их специального изучения.
2. Синтез – объединение выделенных в процессе анализа частей/элементов изучаемого объекта в единое целое, с целью выявления закономерных, существенных связей и отношений объекта. Анализ и синтез – это не две оторванные друг от друга логические операции в процессе исследования. По своему существу они представляют собой две стороны единого аналитико-синтетического процесса.
3. Сравнение – логический прием, устанавливающий сходство или различие исследуемых объектов. Чтобы составить понятие об объекте, нужно сравнить данный объект с другими объектами, найти признаки сходства и различия.
4. Абстрагирование – это мысленное выделение одних – существенных признаков и отвлечение от других – несущественных признаков объекта. Результат, полученный в процессе абстрагирования, именуется абстракцией (используется термин «абстрактное» – в отличие от «конкретного»).
5. Обобщение – это объединение отдельных объектов на основе присущих им одинаковых свойств в группы/классы однородных объектов. При этом признаки изучаемых объектов распространяются на все сходные объекты.
На основе этих методов формируется понятийный аппарат науки.
6. Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок (фактов). Это (логический) переход в рассуждениях от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
7. Дедукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором осуществляется процесс логического перехода от общих посылок, положений к выводам о частных случаях как следствиям из них. Это (логический) переход в рассуждениях от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности.
8. Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Так, например, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства Х.Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу. Подобным же образом Л. де Бройль, предположив определенное сходство между частицами вещества и полем, пришел к заключению о волновой природе частиц вещества. Общая схема умозаключения по аналогии: объект В обладает признаками а, в, с; объект С обладает признаками в, с; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное знание.
С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки объекта, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом.
Литература
1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 93-99.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 420-454.
3. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 487-504.
4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С.465-467.
5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 267-277.
Дополнительная литература
1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С. 123-127.
2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 167-277.
3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 170-190.
Тема 4.