Веданта и поклонение идолу

Чувства псевдо-ведантина, переполненные ложным стыдом и чванством, не позволяют ему преклониться перед идолом в храме. Ему кажется, что его адвайта-убеждения испарятся, если он падёт ниц пред образом Бога. Но изучите жизнь известных тамильских святых Аппара, Сундарара, Самбандхара и мн.др., имевших наивысшую адвайта-реализацию. Они могли лицезреть Господа Шиву повсюду, и все же искали возможность посетить все Его храмы, преклониться перед Его идолом и сложить хвалебные гимны Его величию, которые и по ныне вдохновляют нас своей чистотой и искренностью.

Известно, что Шестьдесят три Святых Найанара достигли Богореализации, выполнением только чарьйя и крийя-йоги. Они подметали полы в храмах, убирали и ставили лампады, а в свободное от работы время, собирали цветы и плели из них гирлянды для Бога. Практикуя йогу-действия, их сердца насыщались чистой преданностью и любовью. Все они были неграмотны, но достигли наивысшей реализации, осуществив на практике Йогу Синтеза. Для них идол в храме не был простой каменной глыбой, он был полон Чаитаньи, Высшего Духа и Сознания. Сегодня эти святые мужи стали для нас олицетворением карма-йоги, образцом бескорыстной любви и преданности Богу.

Ощущение единства и тождественности своей души и Высшего Атмана ни сколько не мешало Свами Мадхусудане, имевшему адвайта-бхаву и адвайта-реализацию, испытывать сильную привязанность к личностной форме Бога, образу Шри Кришне с флейтой в руках.

Туласидас, осознававший Всепроникающую Сущность, имевший космическое сознание: он мог общаться с бесформенным Богом; но его страсть к образу Господа Рамы, с молитвенно сложенными руками, не исчезала. Более того, история описывает следующий факт из его биографии. Будучи во Вриндаване, одном из самых священных городов Индии, он увидел мурти Господа Кришны и сказал, что не склонит свою голову перед этой формой Божества. В тоже мгновение мурти Шри Кришны приняло образ Господа Рамы. Тогда только Туласидас распростерся в поклоне.

Тукарам имел такой же космический опыт как Туласидас. В своей Абханге он поёт: «Я вижу моего Господа, проникающего во всё, точно сладость, проникающую в сахарный тростник». И все же, он неизменно продолжает говорить со своим излюбленным образом Божества Витталой в Пандхарпури.

Мира, о которой уже упоминалось выше, осознав своё единство со все-проникающим Кришной, не переставала вновь и вновь повторять: «Мой Гиридхар Нагар!».

Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: посредством поклонения мурти можно постичь Бога. Почитание Бога в сагуна-форме оказывает большую помощь для ведантического понимания, для реализации Бога в Его всепроникающем и бесформенном аспекте. Кроме того, поклонение идолу является очень существенным фактором концентрации и медитации особенно в начале практики и уж совершенно очевидно, что таковое поклонение не может стать хоть сколь-нибудь малой преградой для достижения Богоосознания. Те же, кто неистово нападает на мурти-пуджу, – пребывают в высшей степени невежества. Не имея истинного знания о пуджи, они, тем не менее, активно участвуют в дебатах и обсуждениях, выступая против неё, чтобы лишний раз продемонстрировать свою учёность и эрудированность, показать, что они не следуют ни одной из реальных садхан. Для таких горе-знатоков праздные, «высокие» разговоры стали привычкой, а для некоторых и их профессией. Но этим они обедняют только себя, страшно другое: их неустроенные умы разрушают сознание бесчисленных людей.

Весь мир поклоняется символам и мурти, той или иной форме Бога. Чтобы ум стал дисциплинированным, сначала он должен прочно установиться на конкретном объекте или символе. Позже, когда он становится устойчивым и тонким, можно перейти к абстрактным понятиям типа «Ахам Брахма Асми» и т.п. Когда достигнут определённый прогресс в медитации форма растворяется в бесформенном: медити-рующий и объект медитации становятся единой сущностью. Поэтому поклонение образу не противоречит представлениям Веданты. Это, пожалуй, лучшая поддержка для любой духовной практики.

Храм.

В Кали-югу, в материальном, беспокойном мире, увлечённом суетой повседневной жизни, Храм Бога предоставляет большие возможности духовному росту человека, посредством развития концентрации и преданности. Атмосфера, царящая в храме и его окрестностях, настолько священна и несёт миропокой, что никакая другая не может сравниться с ней. Ежедневная пуджа, как минимум три раза в день (в часы санкхьи), декламация Священных Вед и пение определённых мантр, совершающиеся непрерывно, на протяжении многих лет, – очищают пространство этого места, наполняют его божественными вибрациями, возвышающими человеческие души.

Такое место, освящённое Святыней Господа, Его мурти, оказывает мощное духовное воздействие, способное трансформировать сознание людей в высшую степень чистоты. Ежедневные службы посредством молитв, инвокации (призыва Божества), абхишеки, арчаны и др. форм поклонения, выполняемых в храме, наделяют всю окружающую обстановку атмосферой святости и божественного величия; вселяющей в вас чувства почтения, благоговения и преданности Богу всякий раз, когда вы входите внутрь храма. Эта святость храма должна бережно охраняться и поддерживаться, согласно особым правилам храмового богослужения и обычным требованиям соблюдения внешней и внутренней чистоты (щаучи).

Храм, посвященный Архаватару Бога – видимая репрезентация тела Вират Пуруши, а ритуалы поклонения в храме – объективные действия, выражающие полный процесс садханы. Храм – это микрокосмическое воплощение вселенной, своего рода вселенная в миниатюре, место постоянного пребывания Антарьямина или Ишвары, поклонение которому и осуществляется в храме. Призывая Господа силой мантрических формул шрути, смрити и тантрических Писаний (Агам); мурти в храме становится живым воплощением (манифестацией) Божественной Силы, готовой осуществить благородные стремления набожного арчака (человека, совершающего арчану).

Арчана – самый легкий и самые безопасный способ культивирования любви к Всемогущему, поскольку он соединяет мир, в котором находится приверженец с Высшим, трансцендентным Бытием. Одна из специфических особенностей арчана-бхакти – это её стремление и способность вызывать в человеке более совершенные и высокие формы религиозного самосознания, посредством систематического жертво-приношения Господу предметов ритуального поклонения (упачар), которые в свою очередь являются непосредственными аспектами Явленного Бога, ощущаемыми нами прямо здесь и сейчас. Следовательно, арчана – основа, фундамент, на который воздвигается великое здание духовного усилия и реализации. Это – одна из девяти драгоценностей на пути, устремлённому к Богу.

Поклоняйтесь Богу с интенсивной верой и стремлением, и Он безусловно одарит вас Своей благосклонностью. Все те, кто явился причиной (инициатором) строительства храма, кто фактически осуществил это или помогал в строительстве, кто молился или возымел великую радость от этого; все, кто распростерся перед храмом Господа или любовно украсил его цветами в своём сердце, непременно, обретут блаженство и счастье. Бог всюду, и всё же, из высочайшего сострадания к нам, Он позволяет обожать Себя в определённых местах, «удобных» для Своих преданных.

Наши рекомендации