Работа на семинаре: методика и методология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

ФИЛОСОФИЯ

Для студентов всех специальностей

Утверждено

На заседании кафедры

Философии и социальных наук

Протокол №

Ялта - 2016

Планы семинарских занятий по курсу «Философия»: предназначены для студентов дневной формы обучения всех специальностей. Ялта: КФУ, 2016. - 14 с.

Составитель:

кандидат философских наук, доцент Шевченко О.К.

Планы семинарских занятий по курсу «Философия» утверждены на заседании кафедры Философии и социальных наук

Протокол № от г.

Заведующий кафедрой _____________Т.П. Разбеглова

Утверждено ученым советом института филологии, истории и искусств

Протокол № от

Ó Шевченко О.К. 2016 г.

Ó «КФУ», 2016 г

Общие замечания по технике подготовки к семинарским занятиям.

Наряду с общими требованиями при изучении курса «Философия» имеются некоторые особенности. В рамках учебного процесса студент должен продемонстрировать теоретическую подготовку и готовность ее осуществления на практике. Освоив курс «Философия», студент обязан овладеть предметом философии, знать условия востребованности философского знания, его возможности и целесообразность, а так же место и роль философии в жизни общества и отдельно взятого человека.

Наряду с лекциями, семинары являются той активной формой работы, когда информация, полученная на лекциях, а также в пределах самостоятельной работы с рекомендованной литературой, превращается в собственное знание. Это знание трудно переоценить, и более того иначе как в рамках кропотливой семинарской работы его просто не откуда получить.

Неотъемлемой частью семинара является его подготовка, которая предполагает планомерность и системность, а также неформальное отношение к заданиям.

Ø Планомерность позволяет оптимально распределить время между учебными дисциплинами;

Ø системность обеспечивает постоянное приращение знания;

Ø неформальность исключает возможность превращения учебы в псевдоработу и самообман.

Как показывает практика, к семинару по «Философии» надо начинать подготовку после лекции, пока свежи в памяти лекционный материал, реплики, замечания, вопросы и ответы преподавателя, его рекомендации. Полученная на лекции информация позволяет искать и читать литературу по заявленной проблеме осознанно, с пониманием «что есть что».

Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы. Подготовку желательно завершить за 1-2 дня до семинара, чтобы осталось время еще раз посмотреть «отлежавшийся» материал подготовленного сообщения с целью его редактирования, следуя правилу: «ничего не потерять нужного и ничего не оставить лишнего».

В ходе подготовки к семинарам осваивается язык философии, формируется философская культура, складывается особая методологическая культура рассмотрения и решения проблемных ситуаций, формируется способность не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию и пути ее решения.

Философия ориентирует на необходимость:

· осмыслить заявленную проблему (рассматриваемый вопрос);

· подвергнуть сомнению имеющиеся варианты ее решения;

· связать проблему с наработанной теорией и практикой;

· уяснить ее социокультурную и личностную обусловленность;

· выработать свою точку зрения. Она может и не совпадать с позицией преподавателя, с мнением других участников семинара. Поэтому свою позицию нужно обстоятельно аргументировать.

Изучая материал по заявленной проблеме, студент может столкнуться с разными версиями ее решения. Знакомство с разными подходами требует принять один из них, выстроив свою точку зрения, логичную, непротиворечивую и аргументированную.

Подготовка к семинару предполагает рассмотрение всех заявленных вопросов, что не исключает, а даже предполагает особое внимание к вопросу, который вызвал любопытство, а после и интерес. Этот вопрос и станет предметом подготовки оригинального сообщения. Ему уделяется особое внимание, что находит свое выражение в поиске дополнительной литературы, её анализу, выработке своего мнения и построения своей позиции, которая может быть выражена в форме сообщения или доклада на конференции, найти свое отражение в форме тезисов или статьи.

Работа на семинаре: методика и методология.

Работа на семинаре это тяжкий и трудный вид труда. Он связан преимущественно с устной речью. Перед семинаром желательно подготовить удобный конспект, чтобы его оперативно использовать на семинаре.

Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семнарском занятии приветствуется и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации.

Как особый, исключительный способ работы на семинаре выступает сообщение (защита ИТЗ). Это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:

· обоснование значимости заявленного вопроса;

· изложение существующих версий его рассмотрения;

· изложение своей позиции с аргументированным обоснованием;

· заключение и выводы.

Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 5-10 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.

Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, Она стала его достоянием, его знанием.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1.

Наши рекомендации