Особенности немецкой классической философии 18 - п. п. 19 веков. Философия и научные гипотезы И. Канта. Его агностицизм, априоризм, этические и эстетические идеи

Германия 18-19 веков - отсталая, раздробленная в политическом и экономическом отношении страна. Отсюда буржуазия была слабой и зависела от знати, была склонна к компромиссу с феодалами. Вместе с тем, находясь в центре Европы, немецкие фило­софы были в курсе достижений в области науки, философии и т.д.

Иммануил Кант (1724 - 1804). Родоначальник немецкой классической философии, из семьи ремесленника. Стал доцентом, профессором, а позже и ректором университета в Кенигсберге, читал лекций по десяти дисциплинам. Его философия подразделяется на два периода: докритический и критический (с 70-х годов).

В первый период он уделял много внимания естественно научным вопросам и его взглядам в этот период в значительной степени присущи элементы материализма и диалектики. Выдвинул гипотезы о замедлении скорости вращения Земли в результате приливного трения и о происхождении солнечной системы. Кант противник атомизма, сторонник динамизма (все состоит не из атомов, а из сил). В 70 - 80 годах сложилась система критического идеализма Канта, которая противостояла французскому материализму. Она изложена в трех главных трудах Канта: '"Критика чистого разума" (теория познания), "Критика практического разума" (этическое учение) и "Критика способности суждения" (эстетика и учение о целесообразности мира). Исходная мысль Канта: прежде чем познавать, необходимо исследовать сам инструмент познания, его возможности.

Мир, вещи существуют реально и объективно, воздействуют на наши органы чувств, порождая в нашем сознании ощущения, восприятия, представления, но последние не являются отражением вещей и их свойств. Поэтому мы можем знать только наши ощущения, восприятия, представления, но не можем знать вещи и их свойства, кроме того, что они существуют. Он выдвинул термин «вещь-в-себе».

Кант выделил два вида знаний:

1. несовершенные, не общезначимые, не обладающие безусловной достоверностью, эмпирические знания;

2. знания, безусловно достоверные, общезначимые, необходимые, например разделы математики. Такие звания не опытного характера, а априорного являются непременными условиями каждого опыта. Познание проходит три ступени: 1. чувственное созерцание; 2. рассудок; 3. разум.

На первой ступени в нашем сознании возникает хаос ощущений, восприятий, который приводится в порядок априорными (врожденными) формами чувственного созерцания, которые называются пространством и временем. На второй ступени, срабатывают априорные формы рассудка, которыми являются наши категории (качество, количество, причина, следствие и т.д.).

Кант специально исследует философские категории и пытается их классифицировать. Первую группу он называет - количе­ство (единство, множество, всеобщность), вторую группу - качество (реальность, отрицание, ограничение), третью группу - отношения (субстанция - акциденция, причина - следствие, взаимодействие) и четвертую - модальность (возможность - невозможность, существование - не существование, необходимость - случайность).

Третья ступень познания - это чистый разум. Основными идеями его являются: космологическая, психологическая и теологи­ческая, которые должны, но не могут дать систематических знаний о природе, о душе и о Боге. Идеям разума не соответствует действительность, поэтому, когда разум пытается найти соответствие этих идей в действительности, он вступает сам с собой в противоречия (антино­мии).

Например, перед космологической идеей возникает четыре вопроса: во времени и пространстве мир конечен или бесконе­чен?; сводится ли сложная субстанция к элементарным частям или нет?; царит ли в мире безусловная необходимость или же воз­можна свобода?; есть ли абсолютно необходимое существо, как часть и причина мира или его нет?

По Канту с одинаковой логической строгостью можно доказать, что мир конечен и бесконечен, что субстанция делима и не делима, вместе с тем нельзя не доказать, не опровергнуть, что свобода возможна или она не возможна, что есть необходимое существо или его нет. Отсюда Кант делает вывод, что разум бессилен, как бессильны и неполны первая и вторая ступени познания. Кант подробно разрабатывал различные варианты доказательства бытия Бога. Кант делает вывод, что бессмертие души, свобода воли, Бог входят не в компетенцию знания, а являются предметом веры. "Я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере".

Этика Канта.

По Канту в этике должны быть не моральные оценки поступков людей, а чисто формальные повеления практического разума. И все этические нормы, в конечном счете, сводятся Кантом к искусственно сконструированному им верховному принципу, к катего­рическому императиву. Согласно которому, человек должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать принципом всеобщего законодательства.

Кант связывает свой категорический императив с рядом постулатов, допущений, которых требует практический разум. К ним относят:

1. свобода человеческой воли (выбора);

2. бессмертие души, т.е. возможность посмертных наград или наказаний;

3. существование Бога, как гаранта справедливого воздаяния в потустороннем мире.

«Критика способности суждения».

Эстетика (философия искусства) – это заключительная часть философии Канта. По Канту человеческой психике присущи три спо­собности: представления, желания и чувствования. С третьей и связана способность суждения. В нашем разуме существует необ­ходимая потребность мыслить природу так, как если бы в ней была возможность осуществления целей по законам свободы. Целе­сообразность может выражаться в этических суждениях о совершенном в искусстве и телеологических суждениях о совершенном в природе.

Центральная категория этики - это прекрасное (красота). Прекрасное -это то, что необходимо нравится всем своей чистой фор­мой, причем без всякого интереса. Кант не ищет прекрасное в объективном мире, прекрасное сводится им к установке сознания. Получалось, что высшим видом искусства должны быть арабески. По Канту, ученый может быть талантлив и его открытия могут быть доступны обычным людям, гениальность может прояв­лять только в художественном творчестве и ее признаком является оригинальность, как способность создавать образцовые худо­жественные произведения. Тем самым Кант противопоставлял научное познание и художественное творчество. В эстетике Канта проявляются формализм, априоризм, идеализм и агностицизм.

Положительным было то, что Кант отвергает созерцательность и подражательность природе в искусстве. В конце третьей книги Кант пришел к выводу о необходимости признания разумного высшего начала, как творца мировой целесообразной гармо­нии.

Социально - политические взгляды Канта выражают компромиссность немецкой буржуазии. Кант противник революционных методов, сторонник реформ, осуществляющихся по инициативе правительства. Он сторонник частной собственности, говорит о ее естественности, святости и неприкосновенности, о том, что она имеет априорный источник, поэтому вечна, всеобща и необходима. Положительна мысль Канта о необходимости установить мир между народами, но не как практическую задачу, а как идеал.

Наши рекомендации