Исторические условия возникновения и характерные особенности классической немецкой философии конца 18 - первой половины 19 веков

Важная роль в истории философии принадлежит классической немецкой философии конца 18- первой половины 19 веков, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Их всех сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем, непосредственная личная зависимость. Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-историческими условиями страны. Германия того периода была экономически и политически отсталой раздробленной страной, разделенной почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии решительно выступить против прогнивших феодальных отношений в стране явилась причиной того, что общественно-политические вопросы получали свое отражение не в открытой идейно-политической борьбе, а в абстрактно отвлеченной, зачастую искусственно усложненной форме философских систем и теорий. Прогресс науки, опыт революций в Европе, особенно французской революции 1789-1794 годов, создавали предпосылки для развития философско-теоретического мышления. В классической немецкой философии в рамках решения ее основной гносеологической проблемы представлены все ведущие направления философской мысли: субъективный идеализм (И. Кант, И. Фихте), объективный идеализм (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), материализм (Л. Фейербах). Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. В процессе этого классическая немецкая философия приобрела характерные черты: рационализм; критика материализма 18 в. за его механицизм; разработка диалектического метода мышления; критика предыдущего материализма за созерцательность и разработка принципа деятельности и активности; стремление преодолеть антиисторизм предшественников; критика метафизики, стремление превратить философию в науку («Наукоучение» Фихте, «Энциклопедия философских наук» Гегеля); преемственность в развитии философии.

2. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии. Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до1770 г.), Кант выступал как крупный ученый - астроном, физик, географ. В работах этого периода он проявил себя как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

Во втором периоде И. Кант произвел своего рода переворот в философии. Его суть состоит в возведении гносеологии в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Он рассмотрел познание как деятельность, имеющую свои собственные законы, и впервые сделал вывод о том, что не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта выступает главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания. Второй период у Канта называется критическим. Цель этой философии - критически осмыслить предшествующую философию и противопоставить ей критический подход при оценке возможностей и способностей человека. Его философия основывалась на разработанной системе, которую он изложил в трилогии: «Критика чистого разума» (1781) – теория познания, «Критика практического разума» (1788) – проблемы этики, «Критика способности суждения» (1790) – проблемы эстетики. Именно в этой трилогии: а) изложена система критического идеализма; б) критического потому, что критика рассматривалась философом, как функция философии. Что характерно для критической философии И. Канта? - она сложна и противоречива. Главная ее задача дать ответы на 3 вопроса: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать? - главная проблема философии – проблема познания. Предметом философии должно стать исследование познавательной деятельности человека, установление законов человеческого разума. Поэтому свою философию он называет трансцендентальный (буквал. переходящая, переступающая), т.е. находящаяся за пределами сознания. В чем суть теории познания И. Канта? 1. В своей теории Кант признает субъект познание – это человеческое сознание, объект познания – это вещи сами по себе. 2. Кроме того, он выделяет в субъекте два уровня: - эмпирический (опытный), - трансцендентальный (по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному надындивидуальное в человеке как представителе рода человека. 3. И. Кант выводит у субъекта два уровня мышления: - рассудочный уровень и - разумный уровень. 4. У человеческого знания есть два источника: - опыт – он дает содержание всякого знания и - априорные формы – это познавательная деятельность самого человека, это знания, присущи сознанию и которые не зависят от опыта. 5. Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со всеобщностью, но объективность знания обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи априорные (доопытные) формы подхода к действительности, которые из нее выводятся. Это априорные формы чувственности, рассудка и разума. Априорные формы рассудка – это все философские категории: материя, бытие, сознание. Априорные формы разума – это душа как целое, Бог, т.е. это идеи. Априорные формы чувственности (пространство, время) – это субъективные формы чувственности человека, формы чувственной интуиции человека. По Канту априорные формы пусты и наполняются содержанием только благодаря опыту. Именно эти формы дают знанию всеобщность и необходимость. 7. Чистый разум не опирается на опыт, а практический рассудок основывается на доопытных формах чувственности. Таким образом, по Канту, не предмет - источник знаний о нем, а формы рассудка конструируют предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем познать то, что сами создали. Понятия и категории, которыми оперируют люди, носят независимый от индивидуального сознания всеобщий характер, поэтому знания, основанные на них, объективны. 8.Согласно концепции Канта, «вещи в себе» (объективная реальность) действуют на органы чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность. Восприятия, полученные на основе форм мышления, носят всеобщий и необходимый характер. Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются субъекту. Явление их можно познать, а сущность, взаимоотношение их вне сознания - познать нельзя. В этом выводе проявляется смысл кантовского агностицизма. 9. В теории познания Кант большое место отводит диалектике. Он утверждает, что противоречие - необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип. В то же время она субъективна, т.к. не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной деятельности. По Канту весь познавательный процесс находится в стадии противоречия и стадии аналитического синтеза: 1+2=3 (синтез: единичное + множественное = целое). 10. Важным здесь есть учение об антиномиях (равнодоказуемые, взаимоисключающие утверждения). Антиномии существуют между феноменальным миром (тот, что существует) для нас и ноуменальным миром (недосягаемый для разума мир) вещей в себе. Ноуменальный мир есть сфера деятельности трансцендентальной причинности. Он выступает по отношению к феноменальному миру как ничто. Это ничто осознается только самосозерцанием человека. Если трансцендентальная причинность – это чистый разум, то самосознание – это моральная интуиция. По Канту человек пытаясь познать мир, приходит к взаимоисключающим положениям о мире в форме тезиса и антитезиса: Тезис Антитезис - мир конечен - мир не имеет пределов - мир прост - мир не прост - мир есть свобода - все в мире подчинено необходимости - Бог существует - Бога нет Антиномии подтверждают агностицизм Канта, ибо следуя им, человек не может прийти к окончательному выводу, т.е. он не может познать мир. 11. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. С ее помощью он разделил бытие на мир природы и мир человека, которые развиваются по своим законам и которые противоречат друг другу. Субъект может познать мир, но он не может установить связи между явлениями на сущностном уровне, т.к. вещи существуют сами по себе. 12. Проблема человека. Человек, по Канту, - житель двух миров: (1) воспринимаемого чувствами и (2) умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому он относит мир природы, к умопостигаемому - свободу, независимость, все то, что определяет причины чувственно воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, который определяет поступки человека. Движущая сила - не мышление (разум), а воля. Воля автономна, определяется не природной необходимостью или божественной волей, а индивидуальным законом личности. Поэтому Кант законы практического разума относит к нравственным законам, которые по существу представляют собой знания умопостигаемого мира. Это определенные требования к человеку по поводу того, как ему вести себя в этом мире. Из этого он вывел категорический императив (безусловное поведение): «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Философ считал, что этим законом должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, богатства, положения в обществе. Нравственный человек обязан его выполнять, невзирая на обстоятельства, видя в этом свой высший долг. Как видим, Канту принадлежит глубоко гуманистический вывод о человеке как цели исторического процесса. И философия призвана научить человека тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. Таким образом, И. Кант произвел своего рода переворот в философии. Его суть состоит в возведении гносеологии в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Он рассмотрел познание как деятельность, имеющую свои собственные законы, и впервые сделал вывод о том, что не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта выступает главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания.

1. Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга.

Поставленные Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить Иоганн Фихте (1762 - 1814). Он называет свою философию учением о науке (наукоучением). Его философская система строится на признании активной, практически деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте – «Я», которое утверждает себя как таковое в акте самосознания. «Я» есть волевое, действующее существо. Из «чистого Я» должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т.е. естественный мир. Помимо индивидуального «Я» существует «абсолютное Я», абсолютное начало всего существующего, из деятельности которого должна быть объяснена вся полнота реальности, весь окружающий человека мир, т.е. «не Я». Согласно Фихте, деятельный субъект «Я», преодолевая сопротивления природы, развертывает все свои определения, т.е. наделяет природу своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество. Взаимоотношения индивидуального «Я», т.е. конкретного индивида с присущими ему волей и мышлением и абсолютного «Я», т.е. человечества в целом характеризует процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я» то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-расхождений составляет ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Идеал всего движения и развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение этого идеала привело бы к прекращению деятельности, которая по Фихте абсолютна. Поэтому вся человеческая история есть лишь приближение к идеалу. Идеи Фихте развил дальше его младший современник Фридрих Шеллинг (1775 - 1854). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих. Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия определений этого мира есть «творческий акт», который будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания - интеллектуальной интуиции. Такая интуиция недоступна всем смертным, она дана лишь особо одаренным людям, гениям. По Шеллингу, интеллектуальная интуиция есть высшая форма философского творчества, и служит тем инструментом, при помощи которого возможно саморазвертывание тождества.

Наши рекомендации