Историческая глубина проблемы
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней.
Такими словами гетевский Фауст подчеркивает философскую важность рассматриваемой проблемы в обращении к своему ученику. Они могут служить гимном для деятельности многих ученых мужей. Изучение сущности познания, его возникновения и истинности составляет содержание второй стороны основного вопроса философии. В его решении наиболее отчетливо обнаруживается специфика самой философии, ибо ни одна другая наука вообще не рассматривает этот вопрос в качестве обособленного, а тем более основного.
Как известно, ранние античные философы сосредоточили свое внимание на попытках создать учение о происхождении и строении мира в целом, о его основных кирпичиках-элементах. По этой причине вопрос о происхождении и структуре знания в качестве самостоятельного вопроса ими не рассматривался.
Основной толчок к размышлению над природой и происхождением знаний современная философия видит в обнаружении противоречий в философско-математической программе пифагорейцев. Открытие бесконечных (иррациональных) чисел заставило задуматься над тем, откуда берутся противоречия. Элеаты (Парменид, Зенон) исходили из предположения, что мир един, неподвижен, неизменен. Возникновение противоречий они связывали с двояким происхождением знания. Один его источник - чувства и ощущения - дает ненадежные сведения, относящиеся к случайным, изменчивым событиям. Другой источник - разум - дает надежные знания, подчиненные законам логики. Но как показал Зенон, сама логика несвободна от противоречий. Это умозаключение явилось катализатором к изучению логических доказательств и общей структуры знания.
Другая причина заключалась в том, что в середине V века до н.э. сложилось несколько противоречащих друг другу научно-философских учений о строении и происхождении мира: ионийская натурфилософия, считавшая атомами мира числа; философия Демокрита, признавшая основными кирпичиками мироздания лишь материальные атомы. В этом кроется причина того, что Сократ (ок. 470 - 399 г. до н.э. и софисты провозгласили, что философия вообще не должна заниматься учением о внешнем мире, а обязана сосредоточиться на исследовании внутреннего духовного мира. Ей следует прежде всего изучить происхождение наших знаний, мнений, убеждений, доказательств. Ученик Сократа Платон впервые сформулировал развитую концепцию происхождения и сущности знания. Однако Аристотель, учившийся у Платона, подверг взгляды своего учителя критике. Он утверждал, что главный источник знаний - не умозрительное постижение идей, а изучение реальных единичных вещей. Одной из главных заслуг Аристотеля является также создание последовательного систематизированного логического анализа знаний.
В средние века философия из самостоятельной отрасли знания, противостоящей мифологии и религии, была усилиями христианских теологов превращена в служанку богословия. Тем не менее исследования процесса познания и структуры знания продолжались, хотя их характер заметно изменился. Христианство ставило веру выше знаний, однако христианские философы-схоласты потратили немало сил для развития логического учения о структуре знания и доказательств. Наряду с высшим источником знаний - откровением - средневековые теологи выделяли разум как ангельское свойство, дающее знание о самых глубоких тайнах мира, рассудок - источник нашей способности последовательно рассуждать, чувственное знание- источник многих заблуждений и ошибок. Христианские теологи старались совместить учение Христа с передовыми философскими открытиями и научными методами. Ранние христианские мыслители показывали, как греческая философия поддерживалась и дополнялась христианским учением. Август Блаженный развивал христианскую теологию, основываясь на философии Платона, тогда как Фома Аквинский на базе учения Аристотеля. К средним векам учение католической церкви оказалось неотделимо от идей Аристотеля, одного из первооткрывателей научной методологии. В эпоху Возрождения и золотые века гуманизма ученые, наряду с художниками, поддерживались церковью. В свою очередь бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и иезуиты были первопроходцами в исследовании природного мира.
В том, что современная наука развивалась преимущественно в христианских государствах, нет ничего случайного. Христианская религия обеспечивает тот строй мысли, при котором наука может успешно развиваться. Это становится очевидным, если присмотреться к основополагающим принципам взаимодействия религии и науки:
- Бог создал мир рациональным и упорядоченным, и потому он может быть понят и объяснен с математической, систематической и научной точек зрения.
- Природа сама по себе не предназначена для поклонения, поэтому человек свободен в изучении ее.
- Техника является законным средством "владычествования над землею" (Бытие, 1:28), и, следовательно, человек имеет моральное право на эксперимент и созидание.
Новое естествознание, представленное Коперником, Кеплером, Галилеем, Ньютоном, Гюйгенсом и другими учениками, с одной стороны, было тесно связано с экспериментом, а с другой — облекало свои знания в математическую форму. Декарт утверждал, что основные разумные идеи заложены в душе человека богом. Человек усматривает эти идеи "внутренним зрением" (интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Лейбниц считал, что соответствие знаний внешнему миру гарантировано извечной предустановленной гармонией. Ее установлением и ограничивается исходная роль творца. Ф. Бэкон считал, что знания возникают как результат обобщения и сравнения присутствия или отсутствия изучаемых свойств (например, тепла) в различных экспериментальных ситуациях. Беркли допускал, что материи вообще нет, мы не можем познать ничего, кроме ощущений. Мнение Юма заключалось в том, что постановка вопроса о внешнем мире просто не может быть научно обоснована и опирается на привычку. Кант пытался ответить на вопрос, каким образом математика, опирающаяся на чистую логику, может быть применена к естествознанию, опирающемуся на наблюдение и эксперимент. Большим достижением Гегеля было понимание того, что познание связано с деятельностью человека, хотя в его философии она ограничивалась лишь духовной сферой. Таким образом, к концу XVII в. сложилось два философских направления - рационализм и эмпиризм, по-разному понимавших происхождение и сущность познания, формы и степени его истинности.
Практическая деятельность и истина познания. Мы живем в век переизбытка информации. Море сообщений поступает в наш мозг: в институте, дома, на работе, через телевидение и радио, из книг, газет и журналов, кино, рекламы. Нетрудно догадаться, что большая часть этого потока не несет почти никакой ценности, но в то же самое время люди боятся отказаться даже от бесполезной информации из-за боязни пропустить что-нибудь стоящее. Однажды попав в мозг человека, знание сохраняется в памяти до смерти организма. Не существует способа предохранить разум человека от тех знаний, каких, возможно, он и не хотел бы иметь. Даже если ему удается загнать информацию в подсознание, человеку от нее уже не избавиться никогда.
Высокий информационный уровень коммуникативных связей способствует быстрому распространению сложных технологий. Чем больше по значимости место в профессиональной пирамиде занимает специалист, тем ответственней он должен относиться к принимаемым решениям. Одной профессиональной компетенции недостаточно, нужна компетенция социальная, овладение культурой в самом широком ее понятии. По этой причине главной целью образования наряду с расширением кругозора, воспитанием аналитического склада ума, изучением общих естественнонаучных законов становится воспитание планетарного мышления. Такой тип мышления исключает замкнутость профессионала на непосредственном предмете своих занятий.
Человеческая история представляет собой долгое и тягостное восхождение из пропасти незнания. Поиски истины - это приобретение знаний из различных областей практической деятельности. Существует два типа невежества и два типа знания, которые можно назвать внутренним и внешним. Под внешним знанием подразумевают сведения о строении Вселенной, о мире, о человеческом теле. Эта сфера традиционно была предметом науки. Внутренним знанием называется информация о человеческом духе и сознании, его поведении. Это область религии и философии. Философия выделяет четыре положения теории познания:
1. Непосредственной действительностью познания является язык. Язык есть форма выражения и фиксации знаний.
2. Знания могут быть поняты, если их рассматривают в процессе возникновения, развития и усложнения, а не только как некий "готовый", завершенный феномен.
3. Даже самые отвлеченные знания (например, математические) социально обусловлены. Их содержание определяется не только свойствами отражаемых объектов и спецификой познающего субъекта, но и различными групповыми, профессиональными, сословными и в широком смысле идеологическими установками и интересами.
4. Основная функция знания есть отражение объективного мира, человека и формирование правил действительности.
Получаемая на основе практической деятельности информация выражается с помощью языка в форме особых знаковых структур, которые могут выступать в качестве понятий или высказываний. Таким образом, основной формой познания является практика. В современной литературе по философии под функциями практики понимаются те тезисы, которые отражают значение практической деятельности, то, чем она является:
- критерием истины;
- основой познания;
- целью познания;
- результатом познания.
Практика дает человеку объективную истину в относительной форме. В свою очередь относительные истины содержат объективную информацию о внешнем мире, соответствующую современным состояниям объектов, уровню развития практики, орудий труда и экспериментальной аппаратуры. По мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более глубокими, полными. Для того чтобы сознание человека выработало более глубокие и полные знания, результаты практической и экспериментальной деятельности должны быть построены с помощью определенных синтаксических, семантических и прагматических правил.
В отличие от сознания, которое является единством ощущений, знаний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей, познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.
В философии существует две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм. Сторонники гностицизма оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики не верят либо в возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира, или же допускают ограниченную возможность познания. Агностицизм и гностицизм являются главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
- идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
- материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отрицательную способность – сознание - изучает сама себя.
Для того чтобы быть уверенным, что знания адекватно отражают действительность и применимы к ней, т.е. на их основе можно ориентироваться в действительности, действовать и приспосабливаться к ней, преобразовывать ее в соответствии с определенными целями, человек должен быть уверен, что существует надежный способ проверки знаний, установления их соответствия с действительностью, выявления меры этого соответствия и способа улучшения и совершенствования знаний. Это приводит философов вплотную к одному из большого числа сложных вопросов теории познания - к вопросу об истине и ее критериях.
Объективная, абсолютная и относительная истины. Аристотель писал: "... истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами". Аристотель сформулировал классическую концепцию истины, сохранившуюся до наших дней. Согласно этой концепции, истина- это совокупность не между отдельными понятиями и объективными явлениями и процессами, а между определенными утверждениями, т.е. суждениями и высказываниями, и объективным положением дел.
В понимании истины и в истории философии, и в современных философских течениях существует большой разнобой. Например, сторонники когерентной (от лат. cohaerentia - сцепление, связь) концепции истины, односторонне утрируя взгляды рационалистов и опираясь преимущественно на опыт математических доказательств, считают данное утверждение истинным, если оно получено по определенным логическим правилам из других предположений, ранее признанных истинными. В свою очередь корреспондентная теория истины исходит из утверждения, что те или иные заключения человеческого разума должны соответствовать внешней действительности. Сторонники этой концепции истины делят язык науки на три слоя: язык наблюдения, язык теории и корреспондентный язык, или язык интерпретации.
Однако еще Аристотель в свое время сомневался в справедливости когерентной теории истины. Ведь действительность текуча, изменчива и неотвратима, и потому любое соответствие умозаключения действительности ежесекундно нарушается. Проповедники прагматической (от греч. pragmo - дело, действие) концепции считают, что истинность знаний проверяется успехом соответствующей деятельности. Хотя Кант и понимал важность всеобщего критерия истины, сам он склонялся к тому, чтобы принять в качестве такового чувственное восприятие. Это не могло удовлетворить ни естествоиспытателей, ни обществоведов, так как еще Беркли показал, что, признавая критерием истины лишь ощущения, можно прийти к субъективному идеализму, ибо этот критерий признает существующим лишь то, что воспринимается чувствами.
Современная теория познания рассматривает вопрос об истинном знании и его критериях как чрезвычайно сложную и не имеющую формально однозначного решения задачу. Объективная истина - это такое содержание знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Относительная истина - такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и в дальнейшем подвергается уточнению, развитию. Развитие познания - это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. В свете этого определения абсолютная истина как полное и исчерпывающее знание о мире в целом недостигаемая, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.
В целом же истина есть адекватно верное отражение предмета, или, что то же самое: адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания. Как говорит народная мудрость, время все расставит по своим местам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
2. Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.
3. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов 1997.
4. Философия методологии науки. В 2 ч. М., 1994.
5. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
6. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
7. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.
8. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
9. Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989.
10. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М., 1989.
11. Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1995.
12. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
13. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
14. Структура и развитие науки: Из бостонских исследований по философии науки. М., 1976.
15. Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977.
16. Философско-энциклопедический словарь. М - Советская энциклопедия. 1983. - С.407.
17. Наука и культура / Отв. ред. Келле. В.Ж. - М.: Наука. 1984.
18. Рачков Я. Культура и наука: Лекции. - М.: МГУ, 1981.