Историческая поэтика» А.Н. Веселовского: основные проблемы

1. Предмет исследования, метод, задачи.

2. Теория синкретизма древнейшей поэзии.

3. Проблема происхождения литературных родов; полемика Веселовского с Гегелем.

4. Типология и эволюция эпитета.

5. Понятие мотива и сюжета.

6. Значение «Исторической поэтики» для отечественного и мирового литературоведения.

Литература

1. Веселовский Историческая поэтика. М., 1986.

2. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.

3. Горский И.К. А.Н. Веселовский и современность. М., 1975.

Занятие № 10

Текст. Подтекст. Контекст (возможности контекстуального анализа)

1. Понятие текста и его компонентов.

2. Текст и произведение, текст и смысл. Подтекст как «глубина текста» (Т.Сильман).

3. Текст и контекст; виды контекстов. Суть контекстуального изучения литературного произведения.

4. Теория интертекстуальности. Виды интертекстуальных знаков и отношений.

Текст для анализа : .Пелевин В. Девятый сон Веры Павловны // Пелевин В. Желтая стрела. М., 1998.

Задание по тексту

1. Проследите, с какими классическими авторами и произведениями русской литературы ведет диалог Пелевин.

2. Определите характер и цель данного диалога.

Литература

Основная

1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.297-325.

2. Барт Р. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Барт Р. Избр. работы: семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 414-123; 463-464, 469-472, 483.

3. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. С. 97-102.

4. Хализев В.Е. Текст //Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С. 403-406, 408-409, 412 - 414.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.291-293.

Дополнительная

1. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема: Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Т.1. Таллинн, 1992. С.148-160.

2. Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М., 1994. С.7-30.

Занятие № 11 – 12

Постмодернизм как художественная система

Часть 1

1. Истоки постмодернизма (философские и мировоззренческие).

2. Основные принципы и черты постмодернистской поэтики:

1) Интертекстуальность и полистилистика:

- специфика постмодернистской реальности (мир =текст);

- изменение авторского сознания;

- отказ от новизны.

2) Игра и иронический дискурс;

3) Трансформация принципа диалогизма:

- развитие идеи М. Бахтина о полифонизме в постмодернизме;

- расширение «творческого хронотопа» (термин М. Бахтина) и принцип симультанности;

- специфические отношения автора и текста, автора и героя (как следствие - фрагментарность, импульсивность, повышенная рефлекторность).

Часть 2

4) Новое понимание хаоса («хаосмос» – термин Д.Джойса) и проблема постмодернистской художественной целостности.

3. Содержательность постмодернистских форм.

4. Постмодернизм – смерть искусства или новая фаза литературной эволюции?

Текст для анализа: В. Пелевин «Девятый сон Веры Павловны»

Задание по тексту:Найдите в предложенных текстах черты постмодернистской поэтики:

1) покажите, как сопрягаются в тексте различные языковые стили и стратегии; приведите примеры стилистических диссонансов и оксюморонов;

2) как проявляет себя иронический дискурс в тексте;

3) охарактеризуйте модель мира в рассказе Пелевина.

Литература

Общая

1. Липовецкий М.Н. Закон крутизны // Вопросы литературы. 1991. № 11-12. С. 3-36; (особ.:3-12).

2. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С. 8-43.

3. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. № 9 С.231-239 (особ. 231 –233).

4. Эпштейн М. Прото- или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. № 3. С. 196-210 (особ. 207-209).

Дополнительная

1. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

2. Гройс Б Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. № 10.

3. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. М., 2001. С. 100-105; 206-219.

Занятие № 13 – 14

Массовая литература как эстетическое явление

1. Ценностный подход к искусству. Литературные иерархии.

2. Понятие литературного «верха» и «низа», принципы разграничения.

3. Генезис массовой литературы (факторы, обусловившие ее возникновение).

4. Специфические черты поэтики *.

5. Взаимопроникновение различных сфер литературы. Роль массовой литературы в историко-литературном процессе

Литература

Основная.

1. Хализев В.Е. Теория литературы М., 1999. С. 122-137.

2. Мельников Н.Г. Массовая литература // Введение в литературоведение: Литературное произведение. М., 1999. С.177-193.

3. Зверев А.М. Что такое «массовая литература»? // Лики массовой литературы США. М., 1991. С.3-37.

4. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 92-100.

Дополнительная.

1. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3т. Таллинн, 1992. Т.3. С.

2. Новое литературное обозрение. 1996. № 22. (номер журнала посвящен проблемам массовой литературы).

Часть 2

*Для более наглядного представления об особенностях поэтики массовой литературы предлагаются следующие сообщения:

1) Поэтика романа-боевика.

2) Художественная формула «розового романа».

3) Типологические признаки женского детектива.

4) Типологические признаки литературы фэнтези (зарубежного или славянского).

5) Поэтика комикса (детского и юношеского).

Литература для сообщений:

1. Бочарова О Формула женского счастья (Заметки о женском любовном романе) // Нов. лит. обоз. 1996. № 22. С.292-303..

2. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний //Там же. С.303-330.

3. Долинский В. «…когда поцелуй закончился» (О любовном романе без любви) //Знамя. 1996. № 1.

4. Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Там же. С.252-276.

5. Ерофеев В.В. К вопросу об истории и поэтике комикса //Там же. С.270-295.

6. Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий. Челябинск, 2010.

7. Чаковский С.А. Типология бестселлера //Лики массовой литературы США. М., 1991. С.143-206.

Занятие № 15

Наши рекомендации