Понятие, субъект и объект собственности. Виды собственности

Проблема собственности всегда находилась в центре внимания не только философов, но экономистов, социологов, а также представителей других научных дисциплин. Это вполне естественно, так как любой анализ общества был бы неполон без рассмотрения сущности производственных отношений, стержнем которых является собственность.

Необходимо определить классификацию собственности по субъекту владения.

Объяснить взаимоисключающий характер частной и государственной форм собственности.

Субъектом собственности мы обозначаем того, кто присваивает – тем или иным способом – различные ресурсы или активы. Этот субъект может быть как отдельным индивидом или коллективом, так и государством – в последнем случае речь идет о государственной собственности. Объект собственности – это те ресурсы или активы, которые могут быть присвоены субъектом собственности. Однако не всякий ресурс может быть объектом собственности.

По мнению отдельных ученых, объектом собственности, должен быть редкий, отчуждаемый ресурс, а также ресурс, допускающий над собой полное хозяйственное господство. Следует обсудить обоснованность данного утверждения.

Помимо субъекта и объекта, в собственности также чрезвычайно важен и способ присвоения субъектом объекта собственности. На него обычно указывает содержание того или иного права собственности – владение, пользование, распоряжение и т. п.

Владение, пользование и распоряжение – это три основных права (правомочия) собственности; те правоотношения, на которые собственность внутри себя распадается. Однако вообще говоря, прав собственности может быть не три, а больше. Британский ученый А. Оноре насчитывает их одиннадцать: 1) право владения; 2) право пользования; 3) право управления (распоряжения); 4) право иметь доход; 5) право использования собственности в качестве капитала; 6) право на безопасность; 7) право на передачу собственности другому лицу; 8) право неограниченно во времени владеть собственностью; 9) право, запрещающее использовать собственность во вред другим; 10) право передачи собственности в залог; 11) право на восстановление нарушенных прав собственности.

Из указанных правомочий собственности необходимо выделить главное, которое выступает в форме критерия собственности.

Основным способом классификации собственности является ее классификация по субъекту владения. Из всех отношений (“прав”, “правомочий”) собственности выделяется главное – владение, и именно оно выступает в качестве главного критерия.

Именно анализ собственности по всем трем элементам – субъекту, объекту и способу воздействия субъекта на объект – на наш взгляд, и дает наиболее полное и глубокое представление о каждом конкретно-историческом типе собственности. Таким образом, мы устанавливаем сущность того или иного типа собственности, познаем его природу. Эта природа многообразна и разнокачественна и в разных социальных организмах проявляет себя по-разному.

Если исходить из сущности тотального товарного обмена, то концепция собственности Гегеля остается во многих отношениях непревзойденной по логической связности.
Например, можно указать на раннюю работу Гегеля "Система нравственности", в которой он уже доказывал, что "собственность выступает в реальности через множество состоящих в обмене лиц как взаимно признающих друг друга" (Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 300).

По Гегелю, исходной точкой права является воля, которая свободна; так что свобода составляет ее субстанцию и определение, и система права есть царство осуществленной свободы, а это вполне позволяет и в дальнейшем опереться на рассуждения философа о том, что свободная воля должна прежде всего дать себе наличное бытие (чтобы не остаться абстрактной), и первые чувственные материалы этого наличного бытия суть вещи, другими словами, внешние предметы. Этот первый вид свободы есть тот, который мы узнаем как собственность.
Итак, у Гегеля собственность возникает первой по той простой причине, что она связана с внешними предметами, внешним, неодушевленным миром, противостоящим воле (субъекту) и ближайшим к нему. Собственность есть в этом смысле "помещение воли в вещь" и тем самым лицо дает себе "внешнюю сферу своей свободы". До такого "помещения" "внешнее вообще - вещь, несвободное, безличное и бесправное", т.е. находящееся вне разумной деятельности человека, вне права.

В ходе дискуссии необходимо разграничить владение и собственность.
По Гегелю, владение рассматривается как внешний акт, необходимый для реализации собственности (помещении своей воли в вещь). Завладение предполагает, что вещь была бесхозной, что означает "предвосхищаемое отношение к другим".

Пользование вещью, считал философ, при непосредственном ее захвате есть для себя единичное вступление во владение. Таким образом, пользование и владение также вступают в отношения взаимосвязи и перехода, которые, правда, не ведут к формированию принципиально новых взглядов.
В пользовании обнаруживаются свойства вещи, в том числе стоимость (у Гегеля - ценность). "Вещь в потреблении единична, определена по качеству и количеству и соотносится со специфической потребностью. Но ее специфическая годность, определенная количественно, одновременно сравнима с другими вещами той же годности. Эта всеобщность вещи... есть ценность вещи.

Следует уяснить роль и место договора в собственности.
Суть подхода Гегеля в том, что договор - "опосредованная форма" собственности. "Лицо, отличая себя от себя, относится к другому лицу, и оба обладают друг для друга наличным бытием только как собственники. Их в себе сущее тождество получает существование посредством перехода собственности одного в собственность другого при наличии общей воли и сохранении их права - в договоре" ( Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 94).

Необходимо уяснить и конкретизировать этот тезис Гегеля.

По Гегелю, договор предполагает, что вступающие в него признают друг друга лицами и собственниками, момент признания в нем уже содержится и предполагается (Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 128 – 129).

Иное представление о собственности у автора классической трудовой теории Дж. Локка, который считал, что по "закону разума" "разрешается, чтобы вещи принадлежали тому, кто затратил на них свой труд, хотя до этого все обладали на них правом собственности" (Локк Дж. Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 278). В результате этого посредством труда человек "как бы отгораживает" свою собственность, прежде всего, земельный участок, "от общего достояния", однако со временем, из-за тесноты и недостатка земли люди стали устанавливать границы, отгораживаться и "таким образом, путем договора и соглашения утвердили собственность".

И. Кант оспаривает это суждение. Считая также, что "все люди до всякого юридического акта обладают правовым владением землей, т.е. имеют право быть там, куда природа и случай их поместили", он, однако, полагает, что юридический акт приобретения есть завладение, occupatio. При этом труд для приобретения земли "не нужен, так как специальные формы труда только случайны, они не создают непосредственного владения" (Кант И. Метафизика нравов. Метафизические начала учения о праве. СПб.: Изд. П. Сойкина, 1903. С. 43).

Наши рекомендации