Основы современной философии
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Издание 2-е дополненное
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Санкт-Петербург
ББК87.3 072
О 72 Основы современной философии. Издание 2-е дополненное. Серия «Мир культуры, истории и философии» / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко / СПб.:
Издательство «Лань», 1999. — 352 с.
ISBN 5-8114-0100-0
Представлено основное содержание курса философии в связи с рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ стандартами обучения. Обобщены новые материалы по курсу философии на основе принципа антропоцентризма и цивилизационного анализа развития общества, достижении современной науки. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов вузов на всех уровнях подготовки.
ББК87.3
Редакционная коллегия серии «МИР ФИЛОСОФИИ»:
Ю. Н. Солонин, А. А. Еремичев, С. Н. Иконникова, А. С. Колесников, Б. В. Марков, В. Т. Пуляев, Ю. В. Перов. А. Б. Рукавишников, Ю. А. Сандулов
Редакционная коллегия учебника:
проф. М. Н. Росенко (отв. редактор), проф. В. Т. Пуляев, проф. В. П. Сальников, проф. Ю. Н. Солонин.
Авторский коллектив:
Гл. I — д-р филос. наук М. Н. Росенко; Гл. II — д-р филос. наук А. С. Колесников, Гл. II § 3 — д-р филос. наук А. С. Колесников, канд. филос. наук Ю.А. Сандулов; Гл. III —канд. филос. наук B-А.Гречанова, канд. филос. наук А.Ф. Иванов; Гл. IV— д-р филос. наук Б. В. Марков, д-р филос. наук Ю.М.Шилков; Гл. V — канд. филос. наук А. Ф. Иванов; Гл. VI — канд. филос. наук Л.А. Пафомова; Гл. VII — д-р филос. наук М. Н. Росенко, канд. филос. наук В. В. Тузов; Гл. VIII — д-р филос. наук М. Ч. Росенко; Гл. IX — канд. филос. наук О. Ю. Маркова; Гл. Х — канд. филос. наук В. П. Клычков; Гл. XI — д-р социол. наук С. И. Росенко; Гл. XII — д-р филос. ноук А.А. Федосеев; Гл. XIII — д-р филос. наук Ю. Н. Солонин; Гл. XIV — д-р экон. наук В. Т. Пуляев.
Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться по закону.
© Издательство «Лань», 1999
© Коллектив авторов, 1999
© Издательство «Лань», художественное оформление, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.................................................................................................................................................... 1
1. Предмет философии, ее функции и роль в развитии человека и общества................................................................ 1
2. Сущность современного антропоцентризма...................................................................................................................... 5
3. Философия и частные науки................................................................................................................................................... 6
4. Философия как мировоззрение............................................................................................................................................... 8
II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ............................................................................................................................... 10
1. Философия древности............................................................................................................................................................. 10
2. Философия средневековья и эпохи возрождения............................................................................................................ 21
3. Философия нового и новейшего времени.......................................................................................................................... 25
4. Русская философия.................................................................................................................................................................. 37
5. Современная философия........................................................................................................................................................ 45
III. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ.................................................................................... 53
1. Бытие как совокупная реальность. Понятие субстанции............................................................................................. 53
2. Движение и его основные формы......................................................................................................................................... 57
3. Пространственно-временной континуум.......................................................................................................................... 59
4. Проблемы единства мира в свете достижений современной науки.......................................................................... 61
IV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ...................................................................................................................... 63
1. Понятие сознания..................................................................................................................................................................... 63
2. Генезис сознания. Роль языка и социокультурных факторов в его возникновении и развитии........................ 64
3. Структура сознания................................................................................................................................................................ 67
4. Современные программы анализа сознания.................................................................................................................... 72
V. ЧЕЛОВЕК В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ............................................................................................................................ 77
1. Философское учение о развитии мира: история и сущность....................................................................................... 77
2. Объективное и субъективное в диалектике....................................................................................................................... 80
3. Основные законы и категории диалектики....................................................................................................................... 81
4. Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма................................................................. 85
VI. ПОЗНАНИЕ МИРА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..................................................... 87
1. Виды познания. Субъект и объект познания.................................................................................................................... 87
2. Познание как процесс идеального отражения мира...................................................................................................... 89
3. Методология научного познания........................................................................................................................................ 92
VII. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА........................................................................................ 95
1. Понятие общества. Основные концепции общественного развития.......................................................................... 95
2. Материальные и идеальные факторы в жизни общества............................................................................................. 97
3. Труд — главное условие преобразования действительности в новое бытие....................................................... 100
4. Самоорганизация и управление в развитии общества............................................................................................... 102
VIII. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС................................................................. 105
1. Цивилизация как форма существования и развития общества................................................................................. 105
2. Типы цивилизаций. Содержание и основные признаки информационной цивилизации.................................. 108
3. Многообразие форм цивилизаций. Россия в мировом цивилизационном процессе........................................... 111
4. Сущность антропологического детерминизма............................................................................................................. 114
IX. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ.................................................................................................................... 116
1. Социальная философия о соотношении личности и общества................................................................................ 116
2. Свобода и ответственность — атрибутивные характеристики человеческого бытия...................................... 120
3. Коллективность как форма совместимости человеческого бытия.......................................................................... 122
4. Проблема человека в информационном обществе....................................................................................................... 124
X. РОЛЬ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ...................................................... 126
1. Техника и технология в социальном измерении........................................................................................................... 126
2. Техника и технология в историческом процессе.......................................................................................................... 129
3. Социокультурные аспекты техники и технологии в становлении информационной цивилизации.............. 132
XI. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ....................................................................................................... 135
1. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей............................................................................. 135
2. Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного общества......................................................................................................................................................................................................... 137
3. Социальная дифференциация в информационном обществе.................................................................................... 140
XII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА......................................................................................................................... 143
1. Понятие политической жизни общества......................................................................................................................... 143
2. Основные элементы современной политической системы........................................................................................ 145
3. Политика и общество............................................................................................................................................................ 148
4. Личность и политика............................................................................................................................................................ 151
XIII. КУЛЬТУРА И ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА............................................................................................................. 154
1. Культура и природа. Проблема понимания культуры............................................................................................... 154
2. Сущность культурной деятельности................................................................................................................................ 157
3. Культура и цивилизация...................................................................................................................................................... 159
XIV. ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В СУДЬБАХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ................................................. 162
1. Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса........................................... 162
2. Человечество перед лицом глобальных проблем. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.......... 165
3. Гуманистическое измерение современной цивилизации........................................................................................... 168
СНОСКИ НА ИСТОЧНИКИ.................................................................................................................................................... 170
I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Предмет философии, ее функции и роль в развитии человека и общества
2. Сущность современного антропоцентризма
3. Философия и частные науки
4. Философия как мировоззрение
1. Предмет философии, ее функции и роль в развитии человека и общества
Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включенностью в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но как субъективного начала, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках. Она является самой древней наукой, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий. Зачатки философского знания возникают уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир философия сформировалась в эпоху древнего общества (Индия, Китай, Египет, Греция, Рим и др.) в VIII - VI вв. до н. э. В отличие от мифологии, с ее фантастическими образами и ориентацией на традиции, и в противоположность религии, основанной на вере и апелляции к сверхъестественному, содержанием философии является осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки.
Термин «философия» имеет греческое происхождение от слов phileo — люблю и sofia — мудрость и буквально означает «любовь к мудрости». Но более точно по смыслу он переводится как «стремление к истине». Овладение философским мышлением позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда являлся подготовкой глубоких социальных и политических перемен. Однако эти перемены как в развитии общества, так и в содержании философских теорий и концепций происходят отнюдь не прямолинейно, а включают в себя и зигзаги, периоды откатов назад от достигнутого, о чем свидетельствуют кризисное состояние современного российского общества и низкий уровень в нем осмысления происходящего. Но если сама по себе философия без опоры на передовые социальные силы не может решить проблему преодоления общенационального кризиса, то и без научной философии ее также решить невозможно.
При самом общем взгляде на мир предметы и явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание основного вопроса философии. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным — сознание или материя? и 2) познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два идейных лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты исходят из первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считают мир познаваемым, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. В истории философии существовали и в настоящее время существует также большое количество философских школ, представители которых занимают промежуточную непоследовательную позицию между материализмом и идеализмом, эклектически объединяют элементы того и другого направления, заявляя о ненужности основного вопроса философии и ориентируясь в основном на позитивистскую (конкретно-описательную) методологию.
Материалистов и идеалистов разделяет также вопрос и об источниках философского знания. Его решение возможно лишь на основе общественно-исторической и повседневной практики людей, которая постоянно доказывает объективное существование внешнего мира и возможность его познания. Отнюдь не нейтральную позицию в этом отношении занимает наука, результаты которой всегда являлись подтверждением материалистических выводов, теоретической основой преобразований, осуществляемых человеком в мире. В настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия, а идеализм представлен различными философскими течениями: экзистенциализмом, постпозитивизмом, герменевтикой, неотомизмом и другими направлениями. В последние десятилетия на Западе возник постмодернизм как идеология, обобщающая и включающая в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, роли науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности.
Смена форм материализма и идеализма исторически происходила в результате перехода самого общества на качественно новые уровни развития, возрастания роли науки в общественной жизни, расширения сферы общественно-исторической практики. Если материалистическая философия отражала и отражает интересы передовых социальных слоев общества, заинтересованных в его прогрессивном преобразовании, то идеализм являлся и является отражением взглядов консервативных слоев и классов, не заинтересованных в позитивных преобразованиях. Многие формы идеалистической философии широко используют религию, которая сама является одной из форм идеализма. Для современного этапа развития философии в отличие от предыдущих эпох, когда имела место резкая конфронтация материалистического и идеалистического направлений, является характерным их взаимодействие в форме диалога. Современный материализм признает возможность определяющей роли субъективного фактора в рамках отдельных исторических процессов, тогда как многие идеалистические направления включили в себя элементы диалектики, признание решающей роли социально-экономических условий в развитии общества и другие существенные положения материалистической теории. Таким образом, современная философия открывает великую эпоху синтеза духовных ценностей и традиций.
Содержание предмета философии формировалось исторически в зависимости от уровня развития общества и данных научных исследований: от натурфилософии Древнего общества, когда существовало единое естественно-философское знание о мире, через натурфилософию эпохи Возрождения и периода Нового времени в условиях постепенного выделения из нее специальных областей знания, к диалектическому и историческому материализму Маркса и Энгельса со второй половины XIX в. В этот период предметом философии становится изучение наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытии с его центральной проблемой человека, но и методологией научного познания и практической деятельности. В качественно новой исторической форме в настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия. Объектом ее изучения является окружающий мир как многомерная и многоуровневая система, для характеристики которой важное значение приобретают категории устойчивости, перехода, сложности, вероятности, неопределенности, выбора, самоорганизации и др., отражающие статистический, нелинейный характер его состояния и развития. Новое содержание философского мышления в настоящее время определяется также возрастанием объемов разумной деятельности человека, возникновением искусственного интеллекта, возможностью сознательного управления все большим количеством природных и социальных процессов.
С момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания начала определяться и структура философского знания. Уже в период Древнего общества достаточно четко обозначились такие ее структурные элементы как онтология — учение о бытии, гносеология — учение о познании, диалектика — учение о развитии, социальная философия — учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии. В процессе развития философии они обогащали свое содержание, сформировались такие структурные элементы философского знания как учение о методах и формах научного познания, философия культуры, философия науки, философия техники и др. В настоящее время философская теория — это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным фактором в его существовании. На первый план она выдвигает проблемы духовного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания и нравственности.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции. 1) Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии. 2) Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире. 3) Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире. 4) И наконец, социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом. Все функции философии взаимосвязаны и преимущественное проявление каких-либо из них связано с ориентированностью человека и общества на решение определенных задач, целевой установкой теоретической и практической деятельности. Но различные направления философии реализуют эти функции различно в зависимости от своего содержания и результат их реализации для общества может быть как позитивным, так и отрицательным.
Современная философия получает новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального теоретического и практического содержания. Это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, узкого практицизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. Она является теоретической моделью формирующейся информационно-технологической цивилизации, коэволюции ее с окружающей природной и космической средой, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.
Формирование современной философии имеет необходимые предпосылки. В их числе: 1) социальные, обусловленные становлением информационно-технологического производства, изменением характера общественных отношений и социальной структуры, ростом численности во всем мире слоев населения, относящихся к среднему классу. Становление постиндустриального общества связано с возникновением нового типа работника, сочетающего высокий уровень профессионализма и культуры со знанием основ нового философского мышления; 2) научные, связанные с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук (синергетика, теория вакуума, антропный принцип, микроэлектроника и др.), определивших разработку современной научной картины мира; 3) теоретические, определяемые новыми разработками в области самой философии, ее расширяющимися связями с практикой.
Важнейшими достижениями современной философии являются цивилизационный подход к анализу общественных явлений и принцип антропоцентризма в его обновленном содержании. Мир рассматривается как сложная многоуровневая саморазвивающаяся система с многовариантными возможностями взаимодействия своих фрагментов. В современной философии пришлось отказаться от представления о прогрессе как линейном процессе. Историческое развитие рассматривается как переход от одной относительно устойчивой фазы структурной организации к другой, к новому уровню организации элементов и способов их самоорганизации.
Современный материализм получил реальные возможности для позитивных контактов с различными направлениями мировой философской мысли. И такое взаимодействие, осуществляемое на принципиальной основе, укрепляет его мировоззренческие позиции, обеспечивает возможность дальнейшей творческой разработки фундаментальных теоретических проблем и социальной практики.
2. Сущность современного антропоцентризма
Антропоцентризм — философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательно-деятельностного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление было связано с выделением его из природной среды, животного мира, с осознанием себя не просто представителем рода человеческого, но и как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически менялось, исходя из понимания сущности человека в рамках гуманитарных представлений различных философских школ и учений, а также в связи с различным уровнем развития конкретно-научных знаний о человеке, результатами его самопознания и самосознания.
Многие проблемы антропоцентризма были поставлены уже в философии Древнего общества, найдя свое логическое обоснование в сочинениях древнегреческих философов. Уже тогда Протагором (V в. до н. э.) было провозглашено положение, сохранившее свое значение и до наших дней, о том, что « человек есть мера всех вещей». Оно было уточнено Сократом (V в. до н. э.) в плане того, что только «человек мыслящий есть мера всех вещей». Большое значение в развитии антропоцентризма имели естественно-материалистическое учение Демокрита (V - IV вв. до н. э.) о человеке как микрокосме, определение Аристотелем (IV в. до н. э.) человека как самой глубокой сущности бытия и др. В рамках философии Древнего общества антропоцентризм имел в основном онтологическое содержание, рассматривая человека как необходимую составную часть необъятного Космоса, как его высшее состояние. Но уже тогда были заложены установки в истолковании мира в связи с его соизмеримостью с человеком.
Особое значение в развитии антропоцентризма имела эпоха Возрождения, когда были преодолены религиозные представления о дематериализованном человеке, и новые взгляды о его сущности и предназначении формировались на осмысленно-гуманистической основе. Это стало возможным в процессе дальнейшей индивидуализации человека, выделения им самим себя не только из остального мира, но и из общества себе подобных, использования диалога и общения как средства самопознания и самоутверждения. Произошло как бы возвращение к античному человеку, но в индивидуальном, личностном его понимании. Эпоха Возрождения заложила основы современного понимания антропоцентризма, которые затем разрабатывались и дополнялись в различных его аспектах.
В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществлялось на основе научно-гуманистического подхода и свое дальнейшее развитие антропоцентризм получает прежде всего в сфере гносеологии и психологии. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего его свободного и активного субъекта и все остальное, что противостоит субъекту. В этот период путем абсолютизации активной роли человека утверждается представление о его возможности безграничного господства в мире, что в эпоху индустриальной цивилизации имело негативные практические последствия, определившие к XX в. возникновение экологического и других форм социального кризиса.
С возникновением марксистской философии в середине XIX в. принцип антропоцентризма впервые получает свое социологическое обоснование. Маркс и Энгельс показали, что человек не есть абстрактная сущность. Он является, с одной стороны, закономерным результатом эволюции природы, а с другой, как личность обладает субъективностью, сознательно-деятельностным свойством, активно воздействует на окружающий мир и изменяет его в соответствии со своими взглядами. При этом определяющую роль в человеке играют его социальные личностные качества. Тезис Маркса о том, что философия должна не только отражать мир, но и преобразовывать его, распространяется на всю сферу общественного сознания и деятельностно-творческую сущность человека.
В настоящее время антропоцентризм получил свое дальнейшее развитие как в связи с новыми открытиями в области естественных и технических наук, так и с позиций современных философско-социологических подходов. Выдвинутый и разрабатываемый естествоиспытателями на основе данных астрофизики, системотехники, искусственного интеллекта, биологии и других наук антропный принцип конкретизировал условия и возможности физического существования человека во Вселенной. В то же время человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, организационные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.
Отмечая возрастающее значение принципа антропоцентризма в познании и преобразовании современного мира, следует подчеркнуть опасность его абсолютизации, необходимость рассматривать его содержание только в соотнесении с объективными законами бытия, а следовательно, и со всеми остальными принципами познания и деятельности человека и человечества. Современный антропоцентризм не только развивает дальше идеи эпохи Возрождения о человеке, его свойствах и месте в мире, но и определенным образом возвращает к мировоззренческим основам космоцентризма Древнего общества на новой, обогащенной современными научными данными, основе. Развитие антропоцентризма исторически отражает изменение его содержания: на ранних этапах человек выступал как результат эволюции мира, затем он постепенно становился соучастником мирового процесса, в настоящее время — превращается в решающий фактор его организации.
Однако переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях — на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня ее осознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.
3. Философия и частные науки
В своем многовековом развитии философия всегда была тесно связана с наукой, опираясь в своих положениях на ее выводы и достижения. Философия как обобщенные представления о мире и конкретные науки, исследующие сущность и закономерности функционирования и развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины, всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту связь философии и науки глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания, обращаясь к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения, классификации и систематизации данных конкретных наук. Многие из них являлись одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Демокрит, Аристотель, Эпикур — в Древней Греции; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М. Ломоносов — в период Нового времени; в XX в. — это А. Эйнштейн, Б. Рассел, Н. Винер, В. Вернадский, К. Циолковский, И. Пригожин и многие др.
Подлинная наука всегда была чужда эмпиризму, утилитарному и технократическому способу мышления. Ориентируясь на понимание не только частных, но и общих проблем в исследовании объективной действительности, ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь философия, опираясь на результаты исследований конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их, предсказав многие фундаментальные научные открытия (атомистическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения, теория относительности и др.). История развития духовной жизни человечества располагает большим количеством примеров, когда философия опережала в своем развитии конкретные науки. В то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления.
В процессе исторического развития претерпевали изменения и способы взаимодействия философии со специальными науками. Так в Древнем обществе существовала единая нерасчлененная наука — натурфилософия, которая включала в себя все естественные науки и философские взгляды. В тот период времени такая форма связи философии и науки способствовала их взаимному развитию, в ее рамках возник ряд ценных научных гипотез в области астрономии, математики, гидравлики и др. В Средние века в связи с безраздельным господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезает и в теологии используются лишь ее отдельные элементы. Затем в эпоху Возрождения натурфилософское мышление вновь возникает, но уже на новом уровне, выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и философские принципы в исследовании мира, но и восполнить пробелы в понимании природы. В этот период начинается процесс обособленного формирования специальных научных дисциплин и их отпочкования от натурфилософии.
И наконец в условиях Нового времени в XVII - XVIII вв. на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления, рассмотрения природы и мира в целом. К середине XIX в. натурфилософия полностью исчерпывает свои возможности в обеспечении творческого взаимодействия между философией и естественными науками. К этому времени в самостоятельные области научного знания формируются не только математика, физика и астрономия, но и химия, биология, некоторые технические науки. С возникновением диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса взаимосвязи между конкретными науками и философией начинают осуществляться на основе мировоззренческого и методологического взаимодействия. Это открыло новые возможности развития философского мышления и прогресса в области конкретных наук, означало переход к качественно новым формам их взаимовлияния.