Общество, культура, цивилизация: соотношение понятий. Единство и многообразие культур : Россия, Восток, Запад в диалоге культур
В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных. Термин “культура” (лат. Cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие “цивилизация” (от лат. Civilis — гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.[1]
Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций.
Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.
Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
Философия исследует сущность культуры, цивилизации и общества, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциональные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества.
Культура - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.
Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая - духовное производство: производство идей, идеалов, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п.
Материальная культура - показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура - это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума.
Запад – особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основные вехи в ее истории: опыт демократии, становление образов теоретических наук, христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, с концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию бога. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления капиталистических производственных экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое. М. Вебер показал, что с развитием капитализма сформировались следующие ценности западной культуры: 1)динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной собственности.
Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший название “традиционного общества”. Геополитически Востоксвязывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.
В конце 20 века в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемам ее познания и т.п. Оппозиция Запад - Восток теряет свою актуальность, границы между культурами размываются, идет активный процесс, названный - диалогом культур.
Особого рода стоит вопрос относительно России,
В 19в. сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали, что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.
Этот вопрос о самобытности России большое значение приобрел для философов эмигрантов после революции (Бердяев, Вышеславцев, Федотов и др.). Бердяев считает, что для определения национального типа, народной индивидуальности определения дать невозможно. Бердяев считает. Что Россия соединяет в себе и Запад и Восток.
Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской истории и культуры в работах представителей так называемого евразийского движения (Трубецкого, Норовского). Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы.
В системе?Восток - Запад? Особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам Плеханова, гибрид, который имеет европейскую голову на азиатском туловище.
В России совместно проживает более ста национальностей и народностей.
Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жесткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни? Организованности, методичности, способности доводить дело до конца.
Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевская Русь - это европейское государство) Россия продолжала тянуться.
Западным опытом пытались в Россию внедрить неоднократно, насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, петровские преобразования, реформы в России 19 в., экономические реформы, основанные на идеях монетаризма, на пороге 21 столетия.
Культурные ценности Запада оказали определенное благотворное влияние на Россию, стимулируя развитие ее самобытной культуры. Однако все они принимались на неподготовленной почве, многие из них не вписывались в исторические, национальные и духовные традиции России.
Культура России представляет собой весьма сложный евроазиатский тип, что необходимо учитывать при определении стратегии ее развития. Условия, в которых живет российское государство и российское общество, уникальны. Они не имеют аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока.