В чем заключается своеобразие объекта и предмета философии?
1.В особенности философского знания.
Духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах культуры:
¾ Истина (наука, идеология и иные формы познания),
¾ Добро (мораль и религия),
¾ Красота (искусство в различных его видах и формах).
Философия находится на стыке этих сфер. Очевидно огромное влияние на философскую мысль России XIX века:
А) отечественной художественной литературы в лице А.Л. Герцена, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Б) православной религии
В) «частных» наук – астрономии, биологии, физики. Они дают исходный материал для глубоких мировоззренческих обобщений и выводов, как это случилось, например, при появлении теории естественного отбора Ч. Дарвина или теории относительности А Эйнштейна. Философия для частных наук выступает как всеобщий метод («путь») познания. Философия есть, по выражению Л. Фейербаха, «мать наук». Г. Гегель называл ее «королевой наук», которая ведет активный диалог с различными науками, полезный для обеих сторон. Образно говоря, философия – это «крыша» над зданием духовной культуры общества, обобщение и «завершение» познавательного опыта человечества, его итог и резюме.
2.В стремлении к максимальному обобщению результатов познания (во всех его формах) и раскрытию законов окружающего мира. («Философия – это всегда мышление на пределах», - подчеркивал российский философ М.К. Мамардашвили.) Она изучает не мир «в целом», т.е. не отдельные его фрагменты, а мир «как целое», замечал Г. Гегель. Философия есть, по его выражению, «современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» и выраженная в форме весьма абстрактных понятий и суждений. К. Маркс характеризовал философию как «духовную квинтэссенцию» того или иного исторического времени.
3. В опоре на научные знания и логическую аргументацию, теоретическое мышление - это ее внутренний «нерв», поэтому она всегда абстрактна, высокотеоретична. Она есть как бы «чистая теория», обладающая разветвленным понятийным аппаратом и богатейшим объемом знаний о своем объекте и предмете. Поиск и раскрытие предельных и коренных оснований всего сущего - одна из важнейших ее задач, поэтому философские вопросы носят очень общий характер (Что такое человек? Что такое истина? И т.д. и т.п.).
4.В гуманитарной ориентации, т.е. нацеленность на исследование феномена Человека, его сложного внутреннего мира, также характеризует философию. Начало этой традиции положил Сократ, призывавший человека познавать самого себя. Русский философ Н.А. Бердяев определял философию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе: «Философия человечна, философское познание – человеческое познание».
5.В обращенности философии к теме духовного мира человека и смыслу его существования характеризует ее как единство науки и мудрости, как размышление («вопрошание») человека о самом себе, о своем жизненном пути и опыте. Человек неустраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична и ориентирована на гуманистические ценности и идеалы.
6.Большинство философских вопросов являются вечными, не только в силу своей многогранности и неисчерпаемости. Их вечность (например, вопрос о смысле жизни и призвании человека) обусловлена особым социальным и культурным значением этих вопросов. Эти проблемы вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются они уже по-иному другими поколениями людей. (Невозможно представить себе, чтобы вопрос о смысле жизни человека, о его счастье и несчастье мог быть решен однажды и навсегда.) Повышенный интерес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные или кризисные моменты истории, когда происходит интенсивное переосмысление социального опыта. Тогда общество с помощью философии как бы спрашивает себя: «Кто мы и откуда?», «Что делать?», «Куда идти?».
7.Понятийное мышление, которое связано с применением категорий. Категории философии – это ее наиболее общие понятия, которыми она оперирует при формировании картины мироздания. История философии накопила богатый арсенал философских категорий, в которых отражаются мир (категории «материя», «пространство», «время») и человек («индивид», «личность», «свобода»). С их помощью она исследует отношения между ними («познание», «практика», «техника» и др.). В философском познании применяются такие средства, как умозрение, дискуссия, интерпретация текстов, мысленный эксперимент, интеллектуальная интуиция, метафора, исповедь, сомнение и др.
8.Философское знание всегда несет на себе печать личности мыслителя, его жизненного пути и судьбы. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Ф. Вольтера, а творчество К. Маркса совсем не похоже на творчество Платона. Не приходится удивляться, что философия в обществе не является единственной (разные течения, школы), хотя она и едина (как форма культуры). Являя собой «дело свободного мышления», как ее характеризовал B.C. Соловьев, она несет в себе личностное отношение мыслителя к рассматриваемым проблемам (особенно это касается проблем общественной жизни). Образно философию можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через нее свое мироощущение и миропонимание, отношение к окружающему миру.
9. Философия органично вплетена в ткань человеческого общества и испытывает на себе большое и воздействие со стороны последнего.
- на философскую мысль влияют социальные процессы,
- общественный и политический строй,
- государство,
- формы познания (наука, религия, искусство).
Философия – это «дочь» исторического времени, конкретной эпохи. Со своей стороны философия активно влияет на исторический процесс – своими передовыми идеями, постановкой и осмыслением назревших социальных проблем. Известно, что крупнейшие революции в истории человечества – Великая французская (XVIII в.) и Великая Октябрьская в России (XX в.) - вначале вызревали в головах передовых мыслителей, а уж затем осуществлялись практически.
Верным является тезис о том, что философия - это ядро, сердцевина духовной культуры человека и общества.
Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь мировоззренческую функцию. Задача философии в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем. В этом и заключается основная («генеральная») функция философского знания в рамках всей его истории.
В своем исходном определении философия была названа нами как особого рода обобщенное мировоззрение, и, стало быть, она является картиной мира и бытия человека в нем.
9. Как же соотносятся философия (как система знаний) и мировоззрение человека?
Первое. Мировоззрение человека вбирает в себя весь его опыт познания окружающего мира. Философия как форма познания ориентирована на раскрытие лишь наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общие (мировоззренческие) вопросы
Второе. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А Эйнштейна и других известных ученых.
Третье. Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
Четвертое. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентристским в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некоего центра мироздания пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания (например, искусство).
Пятое. Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных ее аспектах. Мировоззрение включает в себя различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников - религии, обыденного познания, науки и т.д. Философия решает эту проблему в самой общей форме.
Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами древнегреческого философа Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней». Мудрость - это знание вечных истин, которые необходимы человеку на его жизненном пути, в исканиях правды и справедливости.
Вывод. Философия - это древнее и многоликое явление духовной жизни и культуры человечества, обобщающее его совокупный познавательный опыт. Философия - гармоничное единство Истины, Добра и Красоты, сердцевина духовной культуры человечества. Ее своеобразие и особая роль в духовно-практической жизни человека и общества требуют серьезного и вдумчивого отношения к ней.