Хрестоматия по философии

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Ростовский филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

Учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501.65 – «Юриспруденция»)

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010 г.

Автор-составитель:

Трухан А.В., к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

Рецензенты:

Липовой С.П., к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой истории философии факультета философии и культурологи Южного федерального университета.

Иванова М.В., к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Одобрено на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол №12 от 8 июня 2010 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия _______________________ 2010 г., протокол № _____.

Трухан А.В., 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

СОРДЕРЖАНИЕ………………………………………………….

От автора-составителя…………………………………………………

РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

Текст 1. Мамардашвили М. «Как я понимаю философию»…………….

Текст 2. Платон [Что такое философия]………………………..

Текст 3. Аристотель «Метафизика»………………………….

РАЗДЕЛ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Текст 4. Гераклит [Изречения]…………………………………

Текст 5. Парменид «О природе»………………………………

Текст 6. Платон «Апология Сократа» …………………………….

Текст 7. Плотин «О благе или едином»…………………….

РАЗДЕЛ 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Текст 8. Дионисий Ареопагит «Мистическое богословие»……

Текст 9. Августин Аврелий «Исповедь»……………….

Текст 10. Фома Аквинский [Пять доказательств бытия Бога]………

РАЗДЕЛ 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Текст 11. Бэкон Ф. «Новый Органон»………………………….

Текст 12. Декарт Р. «Первоначала философии»……………………

Текст 13. Кант И. «Критика чистого разума»…………………….

РАЗДЕЛ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Текст 14. Герцен А.И. «С того берега».

Текст 15. Киреевский И.В. «О необходимости и возможности новых

начал для философии»…………………………………………

Текст 16. Достоевский Ф.М. «Великий инквизитор»……

Текст 17. Соловьев В.С. «Право и нравственность»…………

РАЗДЕЛ 6. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Текст 18. Маркс К. [Материалистическое понимание истории]….

Текст 19. Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»…………

Текст 20. Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс»…………………

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………….

От автора-составителя

Классическая философия – один из трех «китов» европейской цивилизации, наряду с римским правом и христианской религией. Изучение курса философии в вузе – необходимая составляющая воспроизводства в истории европейского типа сознания и культуры. Изучение философии немыслимо без чтения философских текстов. Знание философского содержания оригинальных сочинений и умение работать с ними составляет основу учебного процесса преподавания философии. Настоящее пособие дает минимум текстов, необходимый для успешного освоения лекционного курса и подготовки к семинарским занятиям студентам очной и заочной форм обучения в Ростовском филиале Российской академии правосудия.

Чтение философского текста неподготовленным умом подобно блужданию в лесной чаще без карты и компаса. Осмысленное чтение философского текста требует знания его специфики. Поэтому, прежде всего, студент должен понять характерные особенности философского знания и способов его выражения в языковых формах. Существенные признаки философского текста состоят в том, что, во-первых, смысловая структура необходимо имеет под собой логический каркас, во-вторых, - направлена на созерцание умозрительных предметов, т.е. не содержащих в себе никаких чувственных качеств. Созерцание философского предмета мысли требует труда интеллектуального восхождения от логической структуры к смысловой, а затем – от смысловой к предметной. Открыть в себе эту способность к интеллектуальному созерцанию умопостигаемых сущностей вещей составляет основную задача и конечную цель изучения философских текстов, представленных в настоящем пособии.

При изучении текстов студенту рекомендуется освоить и использовать три важнейших приема работы с философскими текстами.

1-й прием, логический анализ текста направлен на выявление логической структуры и логических средств смыслового выражения. С формально-логической точки зрения необходимым признаком философской мысли является наличие общего суждения (системы общих суждений). Важно понимать: во-первых, откуда и как оно возникает (его источник и степень обоснованности) и, во-вторых, для чего оно вводится автором (какие следствия из него выводятся). Грубо говоря, логический анализ текста может быть сведен к выявлению двух функциональных частей: логической структуры обоснования посылок и выведения из них заключений.

Второй прием, смысловая реконструкция содержания. Философский текст представляет собой смысловую структуру. Философия есть искусство различения смыслов. Смысл есть способ указания на предмет познания. Смыслы могут задаваться понятиями или метафорами. В понятии смысл фиксируется через существенный признак предмета, в метафоре – через перенос свойств одного предмета на другой. Задача учащегося состоит в том, чтобы распознать все смыслы, которые скрывает текст, расположить из в правильном порядке и указать тот предмет, на который они указывают.

Третий прием, философская интерпретация текста, есть определенный способ толкования смыслового содержания текста в связи с другими текстами, другими проблемами, которые явно на даны в тексте. По сути, интерпретация есть помещение выявленного смысла в определенный контекст, через который этому смыслу, или системе смыслов, дается новое понимание. Интерпретация есть открытие в старых смыслах нового содержания. Важнейшим видом интерпретации является новое прочтение текста в свете последних данных, в связи с современностью.

Для успешного освоения приемов работы с философскими текстами студент иметь необходимый минимум базовых знаний по курсу логики. А именно: уметь различать и определять формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение), логические операций с понятиями (определение, деление, ограничение, обобщение), структурные элементы аргументации (тезис, аргументы демонстрация). Кроме того, осмысленное чтение философских текстов требует освоение новой сферы знания. Так как философия есть не только логически правильное мышление, она есть содержательное мышление, то студент должен иметь знания историко-философского контекста создания изучаемых философских сочинений, быть знакомым с философской терминологией, проблематикой методами решения философских проблем. Эти знания студент должен черпать из лекционного курса и учебных пособий по философии.

Все тексты настоящего пособия снабжены краткой характеристикой источника, а также предваряются вопросами и заданиями к тексту, цель которых направить ум студента по определенному пути обнаружения смыслов. Однако, студент может выбрать собственный путь прочтения текста, обратившись к полному тексту первоисточника и проведя самостоятельное историко-философское исследование, разработав собственную систему вопросов и ответов.

Обязательный минимум для успешной освоения курса философии на юридическом факультете составляет знание следующих текстов: «Апология Сократа» Платона, «Исповедь» Августина, введение к «Критике чистого разума» Канта, «Великий инквизитор» Достоевского, «Право и нравственность» Соловьева.


Наши рекомендации