Цель и задачи дисциплины «логика»
Цель преподавания логики состоит в формировании правовой и логической культуры мышления у студентов, являющейся необходимой основой успешной профессиональной деятельности юриста. Знание законов мышления способствует образованию зрелого гражданина, владеющего навыками самостоятельного оценивания и критического анализа правовой реальности. Опора на собственную интеллектуальную компетентность позволяет вскрывать технологии манипуляции, препятствующие достижению истинного знания.
Задачами логики являются:
– научить студентов правильно формулировать определения и последовательно осуществлять классификацию понятий;
– на основе понятийной четкости и системного анализа материала обоснованно артикулировать проблему, выдвигая ясный и непротиворечивый тезис;
– строить убедительные и непротиворечивые умозаключения по законам силлогизма, в согласии с требованиями научной аргументации;
– распознавать в речи оппонента как непреднамеренные ошибки, так и сознательные нарушения законов логики и софистические уловки.
Изучение логики ориентирует будущих юристов на поиск связей между логикой и философией, логикой и психологией, логикой и юриспруденцией, логикой и риторикой. Активное развитие такой новой дисциплины, как логика норм, свидетельствует об укреплении межпредметных связей и необходимости совместной работы логиков и юристов с целью совершенствования законодательства.
Логика выступает в роли базовой учебной дисциплины в системе гуманитарного и профессионального юридического образования, являясь пропедевтикой любой научной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Логика» студенты должны:
· знать фундаментальные законы формальной логики, правила логического деления и классификации понятий, отношения между суждениями в логическом квадрате, структуру и модусы простого категорического силлогизма;
· уметь осуществлять логические операции обращения, превращения и противопоставления суждений, выявлять несоблюдения логических законов, ложный тезис или подмену тезиса, выстраивать четкую и убедительную аргументацию;
· владеть культурой мышления и искусством логического анализа, избегая ошибочных выводов в собственной речи и вскрывая паралогизмы и софизмы в речи собеседника.
Курс логики направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
– способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;
– способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Наименование темы |
1. | Логика как наука: предмет, значение, история развития |
2. | Понятие. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с понятиями |
3. | Суждение. Классификация простых категорических суждений. Логический квадрат. Распределенность термина. Операции обращения и превращения |
4. | Сложные суждения. Законы формальной логики |
5. | Умозаключение. Виды умозаключений. Простой категорический силлогизм |
6. | Силлогизмы со сложными суждениями. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы. Энтимема, эпихейрема, сорит |
7. | Доказательство и опровержение. Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема №1. Логика как наука: предмет, значение, история развития
Теория.
Логика – наука о формах и законах мышления, необходимых для рационального познания.
История. Логика становится самодостаточным предметом исследования в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), таких как «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях». Хотя сам Аристотель называл свою концепцию законов мышления аналитикой, именно Стагирита считают основателем формальной логики.
Наряду с классической логикой, основы которой были заложены еще в Древней Греции и оставались практически неизменными на протяжении почти двадцати двух веков, активно развивается и логика неклассическая, инициированная в середине 19 в. деятельностью Джорджа Буля (1815-1864), а также Августуса де Моргана (1806-1871), и получившая дальнейшую разработку в трудах Чарлза Пирса (1839-1914), Готлоба Фреге (1848-1925), Платона Порецкого (1846-1907) и др.
Ниже приводятся фрагменты из произведений Аристотеля, основателя формальной логики, и Людвига Витгенштейна (1889-1951), создателя двух влиятельных течений современности: логического позитивизма и философии обыденного языка. Такое сопоставление античности и современности в лице двух выдающихся мыслителей выбрано автором методического пособия не случайно. Благодаря компаративному анализу указанных источников обучающийся имеет уникальную возможность сравнить представления о роли логики в структуре философского знания, а также сопоставить классический и неклассический подходы к интерпретации логико-философских проблем. Вопросы, поставленные перед каждым текстовым фрагментом, помогут читателю расставить необходимые смысловые акценты и поучаствовать в интеллектуальном сотворчестве. Предваряя знакомство с австрийским мыслителем, хочется задать следующий вопрос: почему автор «девятой логической симфонии» (так называли «Логико-философский трактат» Витгенштейна), утверждавший, что законы логики даже более фундаментальны, чем законы физики, в поздний период творчества приходит к осознанию границ логического могущества, считая требования логической однозначности не только неисполнимыми, но и ненужными в сфере обыденной речи?
Практика.
Вопросы к фрагменту из работы Аристотеля «О софистических опровержениях»:
1) Что выступает началом в аристотелевском учении о суждениях и умозаключениях?
2) Согласны ли вы с тем, что «начало – пол-целого дела»? Кто задолго до Стагирита высказал эту идею?
3) Были ли у Аристотеля предшественники в разработке логического учения? Как сам автор аналитики отвечает на этот вопрос?