Философское понятие картины миры. Научная и религиозная картины мира

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

32. Сущность, природа и социальная обусловленность сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и язык.

Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Природа сознания проявляется везде и во всём в виде волн: рябь на воде, волны на море, волны плывущих по небу облаков, переливание колосящегося поля, дымок от костра, разнообразие звуков, волны землетрясений, ритмы дыхания, сердцебиения, волны ритмов мозга на энцефалограмме и т. д.

Изучая природу волн, человек стремится постичь при помощи науки свою истинную природу. Пытаясь объяснить необъяснимое, люди по крупице собирают концептуальные знания в стремлении познать себя, а время само отсеивает ложное, оставляя всё больше истинного.

Природа сознания исследуется с различных сторон, это объясняется тем, что сознание является самым сложным свойством действительности.

Социальная обусловленность сознания.
Сознание- атрибут человека как существа соц-го (имеет соц. сущность). Ребенок попал к животным, но остался жив, но он не обретал сознания и не становился человеком. Сознание обретается под влиянием соц. среды. Огромное значение в форм-нии сознания имеет овладение языком. С. и язык неразрывно связаны. Язык- средство общения людей; общ-ное достояние, но в языке заключено идеальное содержание, опред. смысл (этот смысл идеален). Осваивая язык, ребенок осваивает и это идеальное, поэтому форм-ся сознание. Ведь большинство предметов созданы самими людьми и несут опред. идеальные смыслы и цели. Эти вещи есть как бы математич. воплощение человеч. смыслов, и ребенок, входя в предметный мир культуры, раскрывает для себя эти смыслы. Все это развитие происходит в общении с др. людьми. Это подтверждает, что сознание имеет соц. сущность.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание – часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Общественное сознание – особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру.

Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания.

Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, котоыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира. Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет себя следующим образом: развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот; наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме; начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот.

Наши рекомендации