Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». В древности, когда отдельных наук не существовало, философия включала в себя все научные знания о мире. Она изучала всё существующее. По мере накопления знаний из философии выделялись самостоятельные науки: математика, астрономия, медицина, общественные науки. Но философия не распалась на отдельные науки. Она по-прежнему изучает всё существующее – природу, общество, человека – но только на уровне обобщений, на уровне наиболее важных выводов. Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир. Философия занимает особое место в системе наук. У неё есть собственный предмет изучения. Поэтому она развивается самостоятельно, хотя и взаимодействует с частными науками. Объектом философии является весь мир, всё существующее. Предмет философии – это наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека. Принято различать религиозную, научную и философскую картины мира. Религиозная картина мира основана на вере в сверхъестественное. Она догматична и мало меняется со временем. Научная картина мира основана на опыте, доказательстве. Она постоянно меняется. Философская картина мира, также как и научная, рационально обоснована, опирается на опыт. Но она отличается от научной картины мира большей обобщённостью.

Философия как мировоззрение, основной вопрос философии.

Мировоззрение – это система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своём месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневном жизненном опыте. Научное мировоззрение формируется всем комплексом наук. Но теоретической основой любого мировоззрения является философия. Она ставит и решает множество сложнейших вопросов. Среди них выделяется основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материи и сознания. Материя – это объективная реальность, т.е. всё реально существующее независимо от воли и сознания людей. Внутренний мир человеческого сознания – это субъективная реальность – мысли, образы, чувства. В отличие от материальных объектов они не обладают физическими характеристиками, не подчиняются материальным законам. Уже в древности люди поставили вопрос: что первично – материя или сознание? В решении основного вопроса все философы разделились на два основных направления – на материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичной материю, а сознание – вторичным, производным. Идеалисты считают первичным сознание или какую-либо другую нематериальную силу, которая порождает материю и управляет материальными процессами. Выделяются два вида идеализма: 1) Объективные идеалисты считают первичным какое-либо духовное начало, находящееся вне человека (вне субъекта). Разновидностью объективного идеализма является религия 2) Субъективные идеалисты считают первичной реальностью сознание самого человека (субъекта). Крайний вариант – солипсизм – это учение, которое признаёт сознание человека единственной реальностью. Кроме материализма и идеализма существует ещё дуализм – это учение, признающее равноправие материи и сознания. Основной вопрос философии имеет и вторую сторону: познаваем ли мир? Одни считают, что мир познаваем, что человек способен получать достоверные знания. Другие считают, что мир непознаваем, что человек никогда не может быть уверенным в истинности своих знаний. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира. Агностицизм опровергается практикой.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый великий философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки. Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что идеальное не может быть причиной материального. Здесь он выступал как материалист. В теории познания Аристотель также был материалистом. Он доказывал, что источником ощущений является материальный мир, познание направлено на материальные объекты. Как материалист, Аристотель также доказывал, что искусство должно быть отражением жизни. Но Аристотель считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы. Аристотель считал, что материя сама по себе бесформенна, пассивна. Любая вещь становится самой собой, когда материи придаётся определённая форма. Т.о. форма – это активное начало, в ней заключена сущность вещи. Аристотель – универсальный философ. Он писал работы о явлениях живой и неживой природы, об обществе и государстве, работы по логике, этике, эстетике и риторике. Разрабатывал классификацию жанров искусства. Систематизировал минералы, растения и животных. От философии Аристотеля идут две линии: 1) рационалистическая – линия науки, направленная на познания природы и общества, 2) религиозная линия – ею воспользовалась католическая церковь.

Философия Канта.

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804).В философии Канта выделяются два периода: 1) Докритический, до 1770 г. 2) Критический – после 1770 г.В первый период Кант занимался естествознанием и выступал в основном как материалист. Он высказал гипотезу возникновения солнечной системы из газопылевой туманности, объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением Земли и Луны. Заслуга Канта в этот период состояла в том, что он с позиций материализма и диалектики раскрывал единство, взаимосвязи и развитие материального мира. Главные работы Канта во второй период: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кант подверг критическому анализу познавательные способности человека. Он исходил из того, что независимо от человека существует объект познания – внешний предметный мир. Кант усомнился в возможностях не только чувств, но и разума. Он доказывал, что разум, выходя за пределы возможного опыта, запутывается в неразрешимых противоречиях. Разум может доказать исключающие друг друга суждения, а значит его выводам нельзя доверять. Заслуга Канта в том, что он понял противоречивость разума. Недостаток в том, что он не понял противоречивость самого объективного мира. Кант разработал субъективную диалектику, т.е. диалектику процесса познания, раскрыл реальные трудности и противоречия этого процесса. Но он преувеличил эти трудности и пришёл к выводу о непознаваемости мира.В области этики Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив – нравственный закон, обязательный для исполнения в любых обстоятельствах: 1) Следует рассматривать людей как цель, а не как средство; 2) Следует поступать так, чтобы личные принципы могли стать основой всеобщего законодательства. Этика Канта гуманистична, но абстрактна.

Философия Гегеля (1770-1831).

Философия Гегеля стала попыткой объединить в одну систему все научные знания эпохи. Одна из главных его работ называется “Энциклопедия философских наук”. Система философских взглядов Гегеля является примером объективного идеализма. Он предположил, что эволюция природы и история общества подчинены разумным законам. Следовательно, движущей силой должно быть разумное начало, которое реализует свой замысел в постепенном развитии мира. Гегель считал, что существует Абсолютная идея – это сценарий развития мира, свод понятий, принципов и законов, в соответствии с которыми развивается мир. Абсолютная идея в своём развитии проходит три этапа: 1) Понятия и законы существуют в чистом виде, в виде замысла 2) Замысел воплощается в природе, природа развивается по установленным законам 3) Замысел воплощается в человеке и обществе, Абсолютная идея направляет историю. По мнению Гегеля, история должна остановиться, когда Абсолютная идея достигнет своих целей.Но главным достижением Гегеля стала разработка диалектического метода, понятий, принципов и законов диалектики. Он доказывал, что источником развития являются противоречия, что в развитии количественные изменения переходят в качественные, что развитие может быть цикличным. Но диалектика Гегеля была идеалистической. Т.е. он приписывал эти законы не природе самой по себе, а разуму, руководящему природой.Диалектический метод Гегеля предполагает всеобщность и бесконечность развития. Но идеалистическая система Гегеля предполагает, что история кончится. Таким образом, система и метод Гегеля приходят в противоречие.

Сознание и бессознательное.

Сознание формировалось у предков человека на базе животной психики и стало её верхним уровнем. Но нижние уровни никуда не исчезли. В психике человека, наряду с сознанием, сохраняется и область бессознательного, которая была впервые научно описана австрийским психологом З. Фрейдом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, не поддающихся произвольному контролю со стороны сознания. Бессознательная часть психики оказывает значительное влияние на поведение человека, заставляя совершать неосознанные действия, проявляясь в сновидениях, состояниях невменяемости, гипноза и сомнамбулизма. Структуру психики можно образно сравнить с тёмной комнатой, которую прорезает луч света. Всё, что попадает в луч света, можно видеть и контролировать. Но многое остаётся в темноте. Тёмная часть психики - это сфера могущественных животных инстинктов. Одним из важнейших инстинктов, определяющих поведение человека, Фрейд считает сексуальное влечение – либидо. Психика человека в процессе эволюции выработала защитный механизм. Воспоминания о неприятных событиях, травмирующие психику, постепенно забываются, но не исчезают бесследно, а вытесняются в сферу бессознательного. Сохраняясь там, они могут стать причиной различных неврозов, комплексов, вызывать панические страхи (фобии). Методика лечения состоит в том, чтобы раскрыть бессознательное (беседы, наблюдение, гипноз), найти причину болезни, перенести её в сферу сознания и помочь человеку примириться с неприятным воспоминанием, сделав его безопасным.

22. Закон единства и борьбы противоположностей.Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы. Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь. Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности. В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия. Примеры. Противоречие между действием гравитации и возрастанием внутреннего давления определяет эволюцию звёзд. Эволюция живой природы определяется противоречием между наследственностью и изменчивостью, движется внутривидовой и межвидовой борьбой. Противоречие между негативным влиянием среды и возможностями организма заставляет организм адаптироваться. Противоречие между социальными силами приводит к изменению общества. Конкуренция движет экономику и политику. Противостояние научных теорий заставляет их совершенствоваться, и в споре рождается истина. Противоречие между растущими потребностями и отстающими возможностями стимулирует развитие человека.

Закон отрицания отрицания.

Знание этого законаотрицания отрицанияпозволяет определять траекторию развития. В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. В этом проявляется глубокая диалектика: утверждение производиться через отрицание. Каждый новый этап развития является отрицанием прежнего этапа. Но отрицания могут быть разными. С позиции метафизического мышления – отрицание – это всегда полное уничтожение старого. Такие метафизические отрицания существуют, но они являются моментами разрушения, а не развития. Диалектическое отрицание – это отрицание старого, предшествующего в развитии, но с сохранением всего положительного, полезного для дальнейшего развития. Одним актом отрицания не исчерпывается развитие объекта. В процессе развития могут возникнуть условия, когда первое отрицание само, в свою очередь, отрицается, и объект может вернуться к исходному состоянию. Но третья стадия повторяет первую только формально, а содержательно стоит выше её, т.к. является диалектическим синтезом двух предшествующих этапов (полная обратимость невозможна). В результате двойного отрицания развитие совершает цикл, в котором последний этап воспроизводит некоторые черты исходного этапа, но на более высоком уровне. Цикл развития реальных объектов может состоять не из двух, а из большего числа этапов отрицаний. Таким образом, закон отрицания отрицания описывает процессы, в которых повторяемость сочетается с поступательностью и направленностью, в которых развитие идёт не по кругу и не по прямой, а по спирали. Каждый виток спирали является повторением предыдущего, но на более высокой основе.Закон отрицания отрицания является всеобщим, т.е. проявляется в развитии природы, общества, мышления. Но он более узок, чем другие законы диалектики, потому что проявляется не в любом развитии, а только в таком, в котором смена нескольких этапов обнаруживает повторяемость, цикличность. В мире происходят различные циклические процессы. В реальных процессах абсолютная обратимость невозможна. Для этого потребовалась бы обратимость времени. Возможно лишь воспроизведение некоторых характеристик объекта. В неживой природе распространены колебания и волны, которые не являются примерами развития. Спиралеобразное развитие свойственно живой природе, обществу и человеческому сознанию. Циклически меняются этапы в развитии экономики, политические формы, эпохи в истории культуры, научные теории, этапы в жизни человека.

25. Парные категории диалектики.Парные категории диалектики:1) Причина и следствие. Существуют различные виды связей между предметами, процессами, явлениями. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причиной называют явление, которое при определённых условиях закономерно порождает другое явление, называемое следствием. Принцип причинности: любое явление имеет причину. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи. Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины. 2) Необходимость и случайность. Необходимость – это событие, которое происходит неизбежно, т.к. вытекает из самой сущности материальных процессов. Случайным является событие, которое может произойти или не произойти, т.к. вытекает из внешних условий. Например, старение и смерть организма неизбежны, заложены в его природе. Но когда именно и как наступит смерть – это зависит от бесконечного множества внешних условий и может быть случайным. Необходимость и случайность взаимосвязаны, переходят друг в друга. Важнейшей задачей человека является познание необходимости, только так можно открывать законы, ибо законы – это связи необходимые. Но в тоже время надо уметь предсказывать и случайности. 3) Возможность и действительность. Возможность – это то, что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. Действительность – это реализованная возможность. Возможность и действительность переходят друг в друга. Возможность становится действительностью, а новая действительность создаёт новые возможности. Виды возможностей: 1. Абстрактными называют возможности, для которых условия реализации могут сложиться в будущем. 2.Конкретными называют возможности, для которых условия реализации уже сложились. 3.Реальными называют возможности с высокой вероятностью реализации. 4.Формальными – возможности с низкой вероятностью. 4) Содержание и форма. Каждый предмет имеет содержание и форму. Содержание – это совокупность всех элементов, процессов, признаков системы. А форма – это организация, упорядоченность содержания. Содержание не может существовать без какой-либо формы, как не может существовать и пустой формы без содержания. Форма подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Содержание книги – это мысли, которые в ней изложены, внутренняя форма – язык, стиль, сюжет, внешняя – это объём, структура, переплёт. Содержание определяет форму - это значит, что главной причиной развития формы является развитие содержания. В тоже время форма оказывает обратное влияние на развитие содержания. Если форма соответствует содержанию, то объект успешно функционирует или развивается. 5) Сущность и явление. Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это главные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета. Явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность болезни – это основной процесс, её вызывающий, а явления – многообразные симптомы. Сущность и явление взаимосвязаны. Любая сущность обнаруживает себя в каких-либо явлениях, а любое явление существенно, т.е. выступает проявлением какой-то сущности. 6) Единичное и общее. Единичное – это отдельный объект, со всеми индивидуальными признаками, составляющими его качественную и количественную определённость, отличающими его от любых других объектов. Общее – это объективно существующая общность конкретных предметов и их признаков. Единичное является частным случаем, примером общего. Железо, медь – единичное, металл – общее.

Предмет философии. Религиозная, научная и философская картины мира.

Философия в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». В древности, когда отдельных наук не существовало, философия включала в себя все научные знания о мире. Она изучала всё существующее. По мере накопления знаний из философии выделялись самостоятельные науки: математика, астрономия, медицина, общественные науки. Но философия не распалась на отдельные науки. Она по-прежнему изучает всё существующее – природу, общество, человека – но только на уровне обобщений, на уровне наиболее важных выводов. Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее общие принципы и законы, по которым устроен мир. Философия занимает особое место в системе наук. У неё есть собственный предмет изучения. Поэтому она развивается самостоятельно, хотя и взаимодействует с частными науками. Объектом философии является весь мир, всё существующее. Предмет философии – это наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека. Принято различать религиозную, научную и философскую картины мира. Религиозная картина мира основана на вере в сверхъестественное. Она догматична и мало меняется со временем. Научная картина мира основана на опыте, доказательстве. Она постоянно меняется. Философская картина мира, также как и научная, рационально обоснована, опирается на опыт. Но она отличается от научной картины мира большей обобщённостью.

Наши рекомендации