Методические рекомендации. 1. При рассмотрении первого вопроса, прежде всего, следует обратить внимание на то
1. При рассмотрении первого вопроса, прежде всего, следует обратить внимание на то, что философия представляет собой особую форму мировоззрения. Следовательно, необходимо прояснить, что такое мировоззрение и в чем состоит особенность философского мировоззрения. Обратитесь к значению понятия «мировоззрения», с чем связано мировоззрение, что оно включает в себя? В чем особенность обыденного и индивидуального мировоззрения? Подумайте, почему стремление философии к «всеохватности и единству» в понимании мира и его фундаментальных качеств позволяет говорить о мировоззренческом характере философского знания?
Говоря о мировоззрении, необходимо помнить, что мировоззрение достаточно сложное явление - оно включает в себя: мироощущение, мировосприятие и миропредставление, миропонимание. Последнее является глубинным уровнем мировоззрения, включающим в себя понимание предельных основ мира, поэтому можно говорить о том, что «мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному…» (Г. Мейер). Поясните необходимость и значение мировоззрения для человека.
Тесная взаимосвязь философии и мировоззрения отчетливо проявилась в ХХ веке, когда широкое распространение получили экзистенциализм, персонализм, философия жизни. При этом важно понимать, что философия не является «мировоззренческой проповедью», но может быть понята как «учение о цельном мировоззрении». Поясните, чем первое может отличаться от второго.
Одной из особенностей мировоззрения является его историчность, это проявляется в существовании следующих исторически сложившихся формах мировоззрения: мифологическом, религиозном, философском и научном мировоззрении. Чтобы определить отличительные особенности философского мировоззрения можно сравнить его с перечисленными историческими формами мировоззрения.
Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение. Это образно-символическая форма постижения и объяснения мира. К важным чертам относят синкретизм (представление о единстве, слитности человека и природы) и антропоморфизм (на явления природы, богов проецируются человеческие черты; но коме этого, мир рассматривается как нечто живое, открытое человеку, вступающее с ним в диалог и говорящее своим существованием о себе самом[1]). Исходя из указанных черт, мыслить мифологически – значит мыслить по аналогии. Синкретичность мышления не допускает обособленность и отделенность человека от мира. Важной чертой мифа является то, что он, как подчеркивает А.Ф. Лосев, не есть результат «абстрактной работы мысли», не есть результат «логического анализа бытия». Мифологическое сознание оперирует только с реально существующими объектами, с «максимально конкретными явлениями». Миф является не сказкой, не домыслом, не рассказом о потустороннем, а выражением «жизненных и насущных потребностей человека». Он основан не на формально логическом понимании, но в большей степени на чувственном, эмоционально-образном отношении человека к окружающей действительности.
Обращаясь к рекомендованной учебной литературе, определите, в чем состоит различие и сходство между философским и мифологическим мировоззрением, определите сильные и слабые стороны мифологического мировоззрения. Обратите внимание на то, что возникновение философии происходит «на фоне» мифа: сама философия долгое время сосуществует вместе с мифологическим мировоззрение. Подумайте, что могло обусловить обращение человека к философии (Логосу) в то время, когда сильна была традиция мифа, чем это можно объяснить? (См.: Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-15; Хайдеггер М. Что такое философия// Вопросы философии. – 1993. - №8.; Мамардашвили М.К. Появление философии на фоне мифа/ М.К. Мамардашвили. Философские чтения. – СПб.: Азбука – классика., 2002. С. 11-26).
Религиозное мировоззрение, отличает от мифологического отсутствие синкретизма в восприятии мира. Мир здесь поделен на две части: мир человека/мир природы и мир сверхъестественный (мир божественный). Религиозное мировоззрение включает в себя такие элементы, как вероучение, религиозная организация (церковь), культ (система обрядов и таинств). Ядром религии является вера. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите сходство и те связи, которые существуют между философией и религией, так же укажите сильные и слабые стороны религиозного мировоззрения. Поясните, почему критичность (удивление и сомнение – своеобразный «корень» философской мысли) является отличительной чертой философского мышления по сравнению с религией, а так же идеологией.
Соотношение философского и научного мировоззрения – один из сложнейших вопросов, Зачастую многие философы отождествляли и отождествляют философию с наукой. Так В. Вундт (философ 2 пол. XIX – нач. XX вв.) писал: «… философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам». И наука, и философия оказываются рациональными способами познания, знания в этих областях носит системный и упорядоченный характер. Поясните, в чем проявляются данные черты сходства. Однако цели науки и философии различны, так же различны методы получения знаний. Философ «мысленно рассматривает» мир, выявляя в нем то, что обозначается как «всеобщее» - предельные основания, сущность вещей и явлений, единое во многом, многообразный мир в его единстве. Ученый смотрит на мир не «вообще», он видит конкретную часть, сторону мира – мир растений, мир человека, мир политики, микромир и т.п. Ученый стремится понять мир, исходя из самого мира независимо от самого себя, независимо от времени, от идеологии, от ценностей. Поясните данную «анонимность» ученого, чем она обусловлена? Вместе с тем наука и философия оказываются взаимосвязаны и прежде всего в том, что философия способна разрешать ряд проблем, стоящих перед наукой: проблема методов научного познания, проблема критериев научности и научной истины, проблема ценностных ориентиров и норм в науке. Как соотносятся наука и философия, чем они обогащают друг друга? В чем Вы видите сильные и слабые стороны научного мировоззрения? Подумайте, может ли наука заменить собой философию и наоборот?
Выявив, что философия имеет ряд сходных черт с наукой, необходимо помнить, во все времена первая оставалась совершенно особым самостоятельным знанием, сравнить которое можно лишь с ним самим. Иначе говоря, понять, что такое философия можно только обратившись к самой философии: «чтобы узнать, что такое философия, нужно пытаться философствовать» (К. Ясперс). Поясните денное высказывание немецкого мыслителя.
Говоря о специфике философского знания, так же обратите внимание и на соотношение философии и идеологии. Прежде всего, определите, что такое идеология (существует широкий и узкий смысл данного понятия). Можно ли говорить о положительных и отрицательных сторонах идеологии? Подумайте, почему для философского знания существует опасность превращения в идеологию? Есть ли между ними связь или сходство? Что позволяет философии не быть идеологией?
2. О предмете философии говорить проблематично, поскольку «предметом» для размышлений философа может быть все, что угодно. Философия связана с самим процессом философствования, с «исполнением живого мышления», поэтому можно говорить о «содержании» философии. Это содержание часто обозначают как стремление к максимально общему, к всеохватности. Так философ рассматривает мир, прежде всего как целое, он ищет то, что делает возможным эту целостность, что способно определять и удерживать собой все многообразие, существующее в мире. Таким условием единства может быть материя (материализм), идея, Дух (идеализм), воля (волюнтаризм), жизнь (философия жизни). Философия не определена предметом, не обусловлена им. Возможно говорить о том, что философия есть «мыслящее себя мышление», «событие мысли». Потому «философия означает – быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос» (К. Ясперс). Результатом такого рода проблемного размышления над миром, самим собой становится то, что человек вырабатывает в себе особую «культуру мышления», что дает возможность говорить о философии как о «школе мысли».
Философское знание как системно-рациональное знание имеет собственную структуру, включающую определенные разделы. Важнейшим разделом является онтология – учение о бытии. Онтология связана с выявлением скрытой сущности мира или его подлинной сверхчувственной реальности, которая может быть познана лишь на основе разума.
Гносеология или учение о познании – другой основополагающий раздел философии, в котором рассматривается сущность и содержание процесса познания, ступени познания (чувственная и рациональная). Вопросы, характеризующие эту сферу: что и как я могу знать?
Онтология, гносеология и логика считаются разделами, составляющими основу философского знания, которые взаимосвязаны между собой.
Кроме этих разделов в состав философского знания входят:
· социальная философия, предметом изучения которой является социальное. Проблема взаимосвязи личности и общества, значения социального бытия для человека, вопрос о законах существования общества - то, что интересует социальную философию.
· философия истории, изучающая вопросы, связанные со смыслом, целью и движущими силами всемирного исторического процесса
· философская антропология – ее предметом выступает человек как «особый род сущего», отличный от всех других существ. К вопросам философской антропологии относится вопрос о смысле существования человека, о собственно человеческих качествах в человеке, о феноменах человеческого бытия (любовь, смерть, творчество, игра, вера)
· этика – учение о нравственности, о морали. В данном разделе изучается природа добра и зла, справедливости. Центральной проблемой здесь выступает обоснование универсальности выдвигаемых этических принципов.
· эстетика – учение о прекрасном и возвышенном. Здесь исследуются формы проявления прекрасного в искусстве, в природе и его воздействие на воспринимающего.
· аксиология – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры, иерархию ценностного мира, природу ценностных суждений
· история философии - рассматривает историю становления и развития философской мысли от ее зарождения до наших дней
· философия науки – исследует природу научного знания, его структуру, функции, способы обоснования и развития научного знания.
Поясните, почему онтология может рассматриваться как «ядро» философского знания. Так же рассмотрите, как взаимодействуют друг с другом различные разделы философского знания.
В своем единстве различные разделы философского знания и их содержание представляют собой универсальную целостную систему бытия и места человека в нем, а значит, имеет отношение к жизни человека, к жизни общества и культуре, без которых представить человека невозможно. Это позволяет говорить о существовании определенных функций философии, которые она выполняет в обществе и культуре. Обращаясь к учебной литературе, поясните следующие функции философии и их значение: функция интеграции и самосознания культуры; осмысление целей и смысла исторического бытия человечества и отдельного исторического пути определенного народа; просветительская функция; методологическая функция философии (раскрывает взаимосвязь и взаимодействие философии и науки).
3. Одной из фундаментальных задач философии является формирование самобытной личности вне зависимости от ее профессиональных устремлений. Рассмотрите качества, которыми, с точки зрения философии, должна обладать личность (Шаповалов В. Ф.Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 44-48; Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2005. С. 22-25; 39-43).
Являясь своеобразной «дисциплиной ума», философия научает человека способу мышления, отличному от мышления обыденного и научного. Нельзя отрицать того, что философия связана с обыденным мировоззрением – их волнуют схожие проблемы: что есть жизнь и смерть, справедливость и счастье, добро и зло. Однако обыденное мировоззрение носит достаточно узкий и утилитарно-бытовой характер, отдельные принципы здесь часто несовместимы друг с другом и порой противоречивы. Обыденное мировоззрение не формулируется в виде четких аргументированных и обоснованных утверждений. Философскому мышлению свойственна некоторая постоянная «неудовлетворенность» существующим: будь то понимание чего-либо или знание о чем-либо. Эта «неудовлетворенность» вынуждает на поиск того, что есть то, что раньше было привычно-понятным и объяснимым.
Встреча с философией способна «пробудить» человека и именно это пробуждение сравнивается со «вторым рождением» человека уже как личности. В этом отношении необходимо прояснить значение философского знания для врача, но не столько как для специалиста в определенной области знания, сколько как для личности. Иллюстрацией ценности и значимости данной связи может быть высказывание известного римского врача и мыслителя Галена: «Чтобы стать лучшим медиком, надо быть истинным философом».
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Пифагор говорит о философии как о «любви к мудрости», «любви к познанию», тем самым противопоставляя философию и мудрость. Подумайте, чем отличается мудрец от философа?
2. Чем можно объяснить разнообразие философских взглядов и философских позиций? Для ответа на данный вопрос обратитесь к размышлениям известных философов:
- «Человеческое мышление бывает более индивидуально, чем эмоции,… В познании философском познается целостное существо человека. Философия не социальна, философия персональна» (Н. Бердяев).
- «Философ: это человек, который постоянно переживает необыкновенные вещи, видит, слышит, подозревает их, надеется на них, грезит о них; которого его собственные мысли поражают как бы извне, как бы сверху вниз, как привычные для него события и грозовые удары…» (Ф. Ницше).
- «Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он спрашивает о философии. …Но если всякое определение философии имеет смысл только в связи с философией отдельного мыслителя, чем же, в таком случае, оправдывается употребление одного и того же термина для обозначения столь различных уклонов мысли?…Речь идет о некоторой внутренней и формальной особенности философа, как такового; но эту особенность нужно понимать не психологически, как «жизненное призвание», а – как реальное условие философствования вообще, хотя и сказывающегося, естественно, только в своем духовном осуществлении. Философом можно было бы назвать того, у кого есть орган для восприятия и реакции на бытие в целом» (Г. Зиммель).
3. Русский философ П.С. Юшкевич писал: «Философия… есть не только размышление о вещах с точки зрения «Всего», но и размышление обо «Всем» с точки зрения какой-нибудь отдельной вещи. Оба эти момента даны одновременно в том нераздельном и неразрывном переживании, каким является философское видение мира». Что Вы можете сказать о предмете и специфике философии, исходя из данного размышления?
4. Как можно прокомментировать следующие высказывания, раскрывающие особенность философского знания:
· «Да, философия – не наука. Она больше, чем наука» ( Х. Ортега-и-Гассет)
- «Мне кажется, что мы можем сказать, не боясь преувеличений, что философский интерес движет вперед науку, хотя бы сами представители науки и отрицали это. Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке, и , может быть, самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний» (Г. Челпанов)
- «Философия это спасение для человека» (М. Мамардашвили)
- «Философия существует, пока существует человек» (К. Ясперс)
5. Как Вы думаете, можно ли говорить о философии как о «царице наук»? Почему?
6. Почему вопросы, которые интересуют философов, обозначают «вечными»?
7. Перечислите философские категории, которые вошли в понятийный аппарат современной науки.
8. Каковы, на ваш взгляд, цель и предназначение философии?
9. Можно ли согласиться с утверждением: «наука имеет дело с проблемами, а философия – с тайнами»?
Тест для самопроверки
1.Какое время принято считать временем рождения философии?
1. I в.до н.э.
2. V в. до н.э.
3. VI в. до н.э.
4. I в.н.э.
5. V в. н.э.
2.Укажите раздел философского знания, в основе которого лежит классическая теория познания
- философия искусства
- философия и методология науки
- социальная философия
- аксиология
- логика
3.Выявление фундаментальных, предельных оснований справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей является целью
- социальной философии
- философии языка
- гносеологии
- этики
- философии права
4. Укажите дословное значение слова «миф»
- сказка
- выдумка
- слово, сказание
- легенда
- учение
5. Какие из перечисленных понятий относятся к философским понятиям:
- температура
- возможность и действительность
- социализация
- материя
- гегемонизм
6. Постижение только умом, недоступное чувственному познанию обозначается термином
- интеллигибельность
- абстракция
- идеализация
- рационализирование
- формализация
7.Укажите наиболее точное значение понятия «метафизика»
- учение о бытии как таковом
- учение о познании
- науку о сверхчувственных принципах и началах бытия
- философское учение о человеке
- скрытое, неартикулированное личностное знание
8. Нерасчлененность «субъективного и объективного», антропоморфизм и панпсихизм характерны для
- мифологического мировоззрения
- научного мировоззрения
- философского мировоззрения
- религиозного мировоззрения
- обыденного мировоззрения
Основная учебная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. С. 4-89.
Канке В.А. Философия:Учебник/ В.А. Канке. – М.:Логос, 2000. С. 4-18
Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 5-27.
Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 5-27.
Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев.- Р-на-Д.: Феникс,1999. С. 13-26.
Шаповалов В. Ф.Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 5-53
Дополнительная литература
Библер В.С. Что есть философия// Вопросы философии – 1995. - №1.
Касавин И.Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии// Вопросы философии. – 2004. - №11.
Хайдеггер М. Что же такое – философия?// Вопросы философии. – 1993. - №8.
Мамардашвили М.К. Появление философии на фоне мифа/ М.К. Мамардашвили. Философские чтения. – СПб.: Азбука – классика., 2002. С. 11-26.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель/ К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994.С.32-38.
Бубер М. Затмение Бога/ М. Бубер. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 346-368.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ Перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-15.
Афанасьев О.В. Нужна ли философия современному специалисту// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Амосов Н.В. Мое мировоззрение// Вопросы философии – 1994 - №9.
Лосев А.Ф. Дерзание духа/ А.Ф. Лосев. – М.: Наука, 19988. С. 5-113.
Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 10-11.
Афанасьев О.В. Нужна ли философия современному специалисту// Социально-гуманитарное знание – 2008. - №5.
Преподавание философии в мире (обзор ЮНЕСКО)// Вопросы философии. – 2008. - №10.
Ко 2 реферату
Шаповалов В. Ф.Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 21-27.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, Изд-во МГУ, 2005. С. 29-70.
К 3 реферату
Философия медицины/ под ред Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 25-30; С. 38-53.
Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. С. 373-379.
К 4 реферату
Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 515-531.
Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 27-33.