ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ». Вам предстоит прослушать 10 лекций и поучаствовать в 8 практических занятиях

А. П. Елопов

Вам предстоит прослушать 10 лекций и поучаствовать в 8 практических занятиях (семинарах) по философии. На лекциях вы заслушаете, на семинарах обсудите, а к экзамену подготовите следующие вопросы (внимание! их формулировка не является окончательной и может измениться не позднее, чем за месяц до экзамена):

  1. Мировоззрение: сущность, структура, функции
  2. Основные типы мировоззрения
  3. Философия как рационально-теоретическое осмысление мира
  4. Философская мысль Древнего Востока
  5. Становление древнегреческой философии в доклассический период
  6. Классический период в истории древнегреческой философии
  7. Эллинистическая и позднеримская философия
  8. Становление средневековой европейской философии. Патристика
  9. Средневековая схоластика
  10. Философия Возрождения
  11. Новоевропейская философия XVII в.
  12. Философская мысль эпохи Просвещения
  13. Классическая немецкая философия
  14. Философия классического марксизма
  15. Пути развития марксистской философии в XX в.
  16. Иррационалистическая философия XIX в. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше)
  17. Позитивизм, аналитическая философия, герменевтика
  18. Феноменология, философия жизни, экзистенциализм
  19. Психоаналитическая философия, структурализм, современная религиозная философия
  20. Русская философия до конца XIX в.
  21. Русский религиозно-философский Ренессанс начала XX в.
  22. Философская мысль Беларуси
  23. Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии
  24. Материя. Современная наука о строении материального мира
  25. Пространство, время и движения как атрибуты бытия
  26. Природа как объект философского осмысления
  27. Диалектика и ее альтернативы в истории философии
  28. Основные принципы и законы диалектики
  29. Феномен человека и его философские интерпретации
  30. Научно-философские концепции антропосоциогенеза
  31. Важнейшие категории человеческого существования: тело, душа и дух; индивид, индивидуальность, личность
  32. Жизнь и ее смысл, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества
  33. Основные подходы к философскому анализу сознания
  34. Проблема генезиса сознания
  35. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  36. Познание и его границы. Субъект и объект познания
  37. Классическая концепция истины и ее альтернативы
  38. Структура и основные характеристики познавательного процесса
  39. Наука как форма познания
  40. Структура и динамика научного знания
  41. Социальная философия и ее парадигмы
  42. Общество как сложноорганизованная и развивающаяся система
  43. Источники и движущие силы социальной динамики
  44. Основные теоретические модели исторического процесса
  45. Современный этап развития человеческой цивилизации

Вам всем надлежит:

- вести конспект лекций;

- готовиться к семинарам по вопросам, предложенным преподавателем;

- участвовать во всехтестированиях, которые будут проводиться на семинарах;

- выступить на семинарском занятии хотя бы один раз с докладом;

- выполнить и сдать в указанные сроки СУРС.

По желаниювы можете также:

- прочитать, зареферировать и обсудить с преподавателем один философский текст из предложенного списка (I);

- написать сочинение-рецензию по одному произведению художественной литературы из предложенного списка (II);

- написать сочинение-размышление (1 или 2) по вопросу, предложенному преподавателем.

Есть возможность получить оценку «отлично» по результатам работы в течение семестра – без сдачи экзамена. Для этого необходимо:

- выступить с докладами 1- 2 раза, имея средний балл по выступлениям не ниже «9»;

- иметь по тестированиям средний балл не ниже «7»;

- получить по СУРС не меньше 8 баллов;

- выполнить все (!) указанные выше работы для «желающих» и иметь по ним средний балл не ниже «8»;

- на семинарах выступать с дополнениями, обсуждать выступления товарищей, высказываться по вопросам, задаваемым преподавателем;

- не иметь пропусков занятий без уважительной причины.

Доклад должен иметь объем 3 - 4 стр. формата А-4. К нему прилагается 5 (пять! пять! пять!)контрольных вопросов (вместе с ответами на них) и список использованной литературы (2-5 текстовых единиц с выходными данными). Выступление с докладом следует рассчитывать на 5 – 7 (максимум на 10) мин. Доклад надо не столько читать, сколько рассказывать. Оценки «9» и «10» получает тот, кто, выполнив формальные требования к докладу, изложит материал свободно и уверенно, не заглядывая в текст, точно и быстро ответит на дополнительные вопросы.

Пропуски занятий (лекций и семинаров) без уважительной причины и оправдательных документов отрабатываются. По одному из вопросов пропущенной темы (из ее плана) готовится доклад, по которому преподаватель задает ряд устных вопросов (после занятий). Пропущенные тесты (независимо от причины пропуска) можно и нужно будет выполнить в конце семестра.

Литература по курсу «Философия»:

1. Философия / под общ. редакцией Я. С. Яскевич. – Мн.,2008

2. Яскевич Я. С., Вязовкин В. С., Гафаров Х. С. Основы философии. – Мн., 2006

3. Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия. – Мн., 2012

4. Философия / отв. ред. Кохановский В. П. – Ростов-на-Дону, 1996

5. Введение в философию. Т. 1-2. – М.,1989

6. Новейший философский словарь / сост. Грицанов А. А. – Мн., 1998

7. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997

8. Философия / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. - М., 2008

9. Философия / под общ. ред. Ю. А. Харина. – Мн., 2006 и др.

Наши рекомендации