ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ». Вам предстоит прослушать 10 лекций и поучаствовать в 8 практических занятиях
А. П. Елопов
Вам предстоит прослушать 10 лекций и поучаствовать в 8 практических занятиях (семинарах) по философии. На лекциях вы заслушаете, на семинарах обсудите, а к экзамену подготовите следующие вопросы (внимание! их формулировка не является окончательной и может измениться не позднее, чем за месяц до экзамена):
- Мировоззрение: сущность, структура, функции
- Основные типы мировоззрения
- Философия как рационально-теоретическое осмысление мира
- Философская мысль Древнего Востока
- Становление древнегреческой философии в доклассический период
- Классический период в истории древнегреческой философии
- Эллинистическая и позднеримская философия
- Становление средневековой европейской философии. Патристика
- Средневековая схоластика
- Философия Возрождения
- Новоевропейская философия XVII в.
- Философская мысль эпохи Просвещения
- Классическая немецкая философия
- Философия классического марксизма
- Пути развития марксистской философии в XX в.
- Иррационалистическая философия XIX в. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше)
- Позитивизм, аналитическая философия, герменевтика
- Феноменология, философия жизни, экзистенциализм
- Психоаналитическая философия, структурализм, современная религиозная философия
- Русская философия до конца XIX в.
- Русский религиозно-философский Ренессанс начала XX в.
- Философская мысль Беларуси
- Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии
- Материя. Современная наука о строении материального мира
- Пространство, время и движения как атрибуты бытия
- Природа как объект философского осмысления
- Диалектика и ее альтернативы в истории философии
- Основные принципы и законы диалектики
- Феномен человека и его философские интерпретации
- Научно-философские концепции антропосоциогенеза
- Важнейшие категории человеческого существования: тело, душа и дух; индивид, индивидуальность, личность
- Жизнь и ее смысл, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества
- Основные подходы к философскому анализу сознания
- Проблема генезиса сознания
- Структура сознания. Сознание и бессознательное
- Познание и его границы. Субъект и объект познания
- Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Структура и основные характеристики познавательного процесса
- Наука как форма познания
- Структура и динамика научного знания
- Социальная философия и ее парадигмы
- Общество как сложноорганизованная и развивающаяся система
- Источники и движущие силы социальной динамики
- Основные теоретические модели исторического процесса
- Современный этап развития человеческой цивилизации
Вам всем надлежит:
- вести конспект лекций;
- готовиться к семинарам по вопросам, предложенным преподавателем;
- участвовать во всехтестированиях, которые будут проводиться на семинарах;
- выступить на семинарском занятии хотя бы один раз с докладом;
- выполнить и сдать в указанные сроки СУРС.
По желаниювы можете также:
- прочитать, зареферировать и обсудить с преподавателем один философский текст из предложенного списка (I);
- написать сочинение-рецензию по одному произведению художественной литературы из предложенного списка (II);
- написать сочинение-размышление (1 или 2) по вопросу, предложенному преподавателем.
Есть возможность получить оценку «отлично» по результатам работы в течение семестра – без сдачи экзамена. Для этого необходимо:
- выступить с докладами 1- 2 раза, имея средний балл по выступлениям не ниже «9»;
- иметь по тестированиям средний балл не ниже «7»;
- получить по СУРС не меньше 8 баллов;
- выполнить все (!) указанные выше работы для «желающих» и иметь по ним средний балл не ниже «8»;
- на семинарах выступать с дополнениями, обсуждать выступления товарищей, высказываться по вопросам, задаваемым преподавателем;
- не иметь пропусков занятий без уважительной причины.
Доклад должен иметь объем 3 - 4 стр. формата А-4. К нему прилагается 5 (пять! пять! пять!)контрольных вопросов (вместе с ответами на них) и список использованной литературы (2-5 текстовых единиц с выходными данными). Выступление с докладом следует рассчитывать на 5 – 7 (максимум на 10) мин. Доклад надо не столько читать, сколько рассказывать. Оценки «9» и «10» получает тот, кто, выполнив формальные требования к докладу, изложит материал свободно и уверенно, не заглядывая в текст, точно и быстро ответит на дополнительные вопросы.
Пропуски занятий (лекций и семинаров) без уважительной причины и оправдательных документов отрабатываются. По одному из вопросов пропущенной темы (из ее плана) готовится доклад, по которому преподаватель задает ряд устных вопросов (после занятий). Пропущенные тесты (независимо от причины пропуска) можно и нужно будет выполнить в конце семестра.
Литература по курсу «Философия»:
1. Философия / под общ. редакцией Я. С. Яскевич. – Мн.,2008
2. Яскевич Я. С., Вязовкин В. С., Гафаров Х. С. Основы философии. – Мн., 2006
3. Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия. – Мн., 2012
4. Философия / отв. ред. Кохановский В. П. – Ростов-на-Дону, 1996
5. Введение в философию. Т. 1-2. – М.,1989
6. Новейший философский словарь / сост. Грицанов А. А. – Мн., 1998
7. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 1997
8. Философия / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. - М., 2008
9. Философия / под общ. ред. Ю. А. Харина. – Мн., 2006 и др.