Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального познании. Проблема истины в теории познания. Критерии истины
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамках чувственного познания мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов. Формы чувственного познания: 1) ощущение является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. В процессе познания ощущение выступает как единство образа и знака. 2) Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности. 3) Представление - это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий. Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. Исследования последних лет доказывают, что в реальном процессе познания при определенных условиях чувственное и рациональное настолько проникают друг в друга, что оказываются принципиально неразделимыми. Проблема истины в теории познания. Критерии истины.
Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина – это адекватная информо объекте, получаемая посредством чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.
Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает» - говорил Гете. Гораздо сложнее все вобществ науках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.
Истина исторична. Любой объект познания – неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и тд. Абс истина – это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтв-ся жизнью. Конкретность – это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в кот они сформулированы.
24. Научное познание и его специфические признаки. Возможности в границы науки. Этика науки. Эмпирические и теоретические уровни научного познания, их формы и методы. Научное познание, как все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия явл 1-ым и необх. усл-ем для выявл-я особенностей научного познания.
Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура деятельности – взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представленны в качестве скуственных органов чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве естественных объектов. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «Для чего нужна та или иная деятельность». Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы, когда в функции предметной деятельности выступают фрагменты природы, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной практики , направленной на изменение социальных объектов. Человек с этой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия.
Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений. .Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки – сумма обрывков. Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо науки, остается в неведении сути того, что является обобщением. Философия же дает систему знания о мире как целом. В.И. Вернадский считал, что наука и техника столь существенно повлияли на деятельность человека, что превратили ее в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, повлияв при этом на биосферу. Наука и техника изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.Главной и ведущей функцией науки является приращение нового знания. Однако на заре становления индустриального общества круг ученых был довольно узок. Лишь к середине XIX в. происходит оформление науки в особую профессию. Но даже в XIX веке, занимая почетное место в культуре и духовной жизни различных народов, наука все еще не являлась важнейшим фактором производства. Лишь с конца ХХI – начала ХХ века роль науки в общественном производстве значительно возрастает. Наука развивается преимущественно в крупных научно-исследовательских центрах (лабораториях, институтах), располагающих соответственной мощной технической базой. Наука сегодня является приоритетным направлением в деятельности государства. Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства.
Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.
Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей. Значительный шаг вперёд в понимании общества был сделан Марксом. С его точки зрения, общественный организм имеет единую материальную основу и представляет собой совокупность общественных отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Маркс разработал учение об общественно-экономической формации, под которой он понимал единство материальной и духовной сторон жизни общества. Согласно этому учению, в истории общества были возможны антагонистические (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и неантагонистические (первобытные и коммунистические) формации. Смена одной из этих формаций другой составляет содержание процесса общественного развития. Три подхода к понятию общества: 1. Деятельностный - исходным пунктом является то, что общество не есть конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, государства. 2. Отношенческий - рассматривает общество как целостность социальных отношений, в основе которых лежат экономические отношения. 3. Институциональный - предполагает рассмотрение общества как совокупность организаций и учреждений, призванных обеспечить его стабильное развитие. В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, в которых обнаруживается стремление выявить детерминанты общественного развития, к которым относят Натуралистическую(Монтескье, Мальтус, Л.Гумилев), Материалистическую (Маркс, Ростоу, Тоффлер), Идеалистическую модели(Сорокин, Мертон, Фромм).