Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Практика. Творчество.

Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Субъект и объект познания не существуют в готовом виде; они определяются уровнем развития общественной практики. Объект познания не есть постоянная величина. Современная техника проникает в такие тонкие структуры материи, которые не были доступны людям как объект познания еще 10 лет назад. Процесс познания начался с распредмечивания. I Процесс распредмечивания — это выявление свойств предмета в определенных познавательных действиях (перцептивные) (ощущения, восприятия и представления). Параллельно с перцептивными развиваются логические действия — действия, связанные с формированием понятий. Понятия — первичная и главная форма логических операций. Понятия бывают единичные и общие, положительные и отрицательные, пустые и непустые. Понятия формируются на основе определенных действий.

Формулы абстропирования понятий: 1.Идеализация (объект в чистом виде), 2.Изолирующая.

Суждение — это связь 2-х и более понятий. Человеческая мысль существует в форме суждений. Суждений бывают полож. И отрицательными. Умозаключение — это когда из нескольких суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частное общее) и дедуктивными (общее частное).

II Законы логики (логические действия):

1. Закон тождества (в ходе рассуждения предмет рассуждения не меняется).

2. Закон противоречия (запрещает утверждать об одном т том же противоположные вещи в одном и том же отношении).

3. Закон исключенного третьего (третье не дано).

4. Закон достаточного основания (любое утверждение должно быть аргументированно).

III Познавательный процесс предполагает такие чувственные интеллектуальные действия, как сомнение, вера и интуиция.

Интуиция — целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистическая, эмоциональная, инженерная.

После совершения вышеперечисленных познавательных действий возникает вопрос о том, насколько сформировавшаяся модель предмета соответствует реальному объекту — это процесс опредмечивания.

Форма чувственного и логического познания.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: чувственная и логическая.

В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания)

Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики.

Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.

Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

Различают три вида умозаключений: индивидуальное (от частного к общему), дедуктивное (наоборот), традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)

Чувственное и логическое познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.

Практика - предметная деятельность людей в процессе которой они осваивают и приобретают природные или специальные силы.

Выделяют следующие формы практики:

1. Производство

2. Деятельность по преобразованию общественных отношений.

3. Научный эксперимент.

Функции практики:

Практика - это основа, движущая сила, конечная цель познания и критерий истины. Потребности практики породили различные науки. Итоги познания используются в практической деятельности людей. Практика всегда является подтверждением истины. Но теория обладает и внутренней логикой развития.

Познание — это цель познавательных действий, но в науке эти действия ориентированы на выработку истинных знаний. Субъект познавательных действий в науке — это ученый. В современной науке познавательные действия совершаются коллективными субъектами — научными сообществами (институт, НИИ).

Наши рекомендации