Основные этапы развития философской мысли Беларуси
Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием следующих факторов:
- полиэтническая структура государственных образований (Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, БССР), в составе которых находились белорусские земли в разные исторические периоды;
- центральное геополитическое положение на карте Европы;
- поликонфессиональность белорусского этноса, сильным влиянием на поведение белорусов христианства, прежде всего, православия и католицизма.
Не случайно поэтому философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы - проблемы национального самосознания и становления национального государства, национальной самоидентификации.
Основные периоды в истории философской мысли Беларуси.
1) Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
(1Х-ХШ вв.).Виднейшие представители этого времени
Ефросиния Полоцкая (1110-1173) –рассуждала о духовном предназначении человека, о нравственном идеале,
Климент Смолятич утверждал,что в жизни общества, государства преобладает божественное,
Кирилл Туровский (ок.1130-1193 –утверждал, что основа гармонии мира – в нравственности и красоте).
2) Философская мысль Беларуси периода ВКЛ (XIII- ХVI вв.)
XVI столетие - Это время отечественного Возрождения и Реформации. Развивались города, экономика становилась буржуазной, формировалась интегрированная белорусско-украинско-литовская государственность, развивался национальный язык и литература, новое, христианско-гуманистическое мировоззрение.XVIвек вошел в историю как «золотой век» белорусской культуры и философской и общественной мысли. Именно в это время произошли важные события: белорусский язык стал языком делопроизводства ВКЛ; само ВКЛ являлось уникальным государством, в котором мирно сосуществовали православие и католицизм и другие конфессии; развивалась гражданская и правовая культура, нашедшее отражение в знаменитом Магдебургском праве.
Этот период связан с именами Франциска Скорины, Николая Гусовского, Михаила Литвина, Андрея Волана, Льва Сапеги, Сымона Будного, Василия Тяпинского.
У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стоял выдающийся белорусский мыслитель Николай Гусовский (ок. 1480-1533(?)). Поэма «Песнь о зубре» - в ней удивительным языком описана красота природы, зубр стал природным символом Беларуси.
Франциск Скорииа(1490-1541) - мыслитель-гуманист, основоположник восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии с церковнославянского на старобелорусский язык. В 1522 г. издает «Малую подорожную книжицу» (в которой предстает как ученый-астроном), а в 1525 г. - «Апостол».
Скорина не связывал себя жестко с определенной конфессией и выступал за диалог всех христианских направлений. Как гуманист Скорина акцентировал внимание на проблемах нравственного самосовершенствования человека, равенстве прав, гражданской активности. В предисловиях к библейским книгам он выразил идеал национальной жизни белорусов, основными компонентами которого являются Родина и культура народа - его язык, история, традиции и т.п. Священное писаниерассматривалось мыслителем не только как средоточие божественной мудрости, высокой духовности, светского знания, идеальной нравственности, под линной религиозности, законопочитания, гражданственности и человеческого достоинства, но и в качестве источника национально-культурного обновления и Возрождения.
Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (1533-1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540-1603).Первый выступал за рационализацию христианства, освобождение его от мистических элементов раннехристианского вероучения, а также выступал в защиту концепции веротерпимости.
Лев Сапега (1557-1633) выразил идею правового общества и государства в различных письмах и предисловиях. Автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.
Одним из первых в европейской философии с идеей естественных прав человека выступил Андрей Волан (1530-1610): « О политической, или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе», «О государе и его личных добродетелях» и др.
А. Волан являлся выразителем интересов гуманистически настроенной мелкой и средней шляхты, понимающей всю важность и необходимость «исправления Речи Посполитой», реформирования органов государственной власти, судопроизводства, религиозно-церковной жизни, улучшения законодательства, ослабления крепостного гнета, развития ремесла, торговли, науки, совершенствования морали. Он развивал учение о естественном происхождении общества, государства, права, склонялся к мысли о том, что в истории решающую роль играет субъективная деятельность людей, а не божественное провидение.
3) Философская мысль периода Речи Посполитой (ХУ1-ХУШвв.).В результате Люблинской унии 1569 г. была образована Речь Посполитая. В этот период жили и творили Петр Скарга, Мелетий Смотрицкий, Казимир Лыщинский, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский.
Наиболее видный ее представитель - Мелетий Смотрицкий(прим. 1577-1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и Аристотеля. Не порывая со схоластикой, он боролся за развитие просвещения и научных знаний.
Среди них особенно выделялся Симеон Полоцкий (1629— 1680). Онпрославился своими стихотворными и философскими трудами «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». «Рифмологион» Симеона Полоцкого -первое специальное и систематическое философское исследование идеалов, целей и программ действия государства. Согласно Симеону Полоцкому именно философия - незаменимая помощница в строительстве сильного государства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя крыльями этой идеологии, по Симеону Полоцкому, должны быть образование (просвещение) и книгопечатание. В полной мере реализовать свои философские идеи Симеон Полоцкий смог в России - через организацию Славяно-греко-латинской академии.
4) Философская мысль периода Российской империи (ХУШ - нач. XX вв.).В результате трех раздел Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) белорусские земли вошли в состав Российской империи.
В XVIII веке философия была важной составной частью образования в Беларуси. В Виленском университете образовывались тайные студенческие товарищества филаретов(с греч. - любителей добродетели) и филоматов(с греч. - любителей знаний) и др., одним из членов которого был Адам Мицкевич (1799-1855), выходец из Беларуси, выдающийся польский поэт. А. Мицкевич активно пропагандировал наш язык, считал его «самым гармоничным» из всех славянских языков и «наименее измененным».
Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), «духовного отца белорусского возрождения». Он выдвинул оригинальную концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными умонастроениями: освободить свою «землицу Беларусь» от гнета, возродить культуру и родной язык.
Вклад в формирование национальной философии внесли Максим Богданович (1891-1917), Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) и Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956).
Особую роль сыграл Янка Купала. Оносмыслил белорусскую национальность, национальное бытие белорусов в XX веке. В поэме «Безназоунае» (1924) через художественный образ сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как народ, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслием, патриотизмом, жертвенностью, справедливостью, добром и красотой.
5) Философская мысль Беларуси в ХХ-ХХ1 векесвязана с именами А. Гаруна, И. Абдираловича (Канчевского), В. Самойла (Сулима) и др.
Игнат Абдиралович в 1921 г. опубликовал капитальный труд «Адвечным шляхам: Дасьледзины беларускага светапогляду». Положения этого исследования отличались чрезвычайной для своего времени актуальностью, и концептуальным характером. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализировал положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом. Автор теоретически обосновывал воздействие этих двух «культурных типов» на Беларусь.
Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета, критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.