Основные этапы развития философской мысли Беларуси

История формирования философии и общественно-исторической мысли беларусского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Её зарождение связано с образованием Киевской Руси. К этому времени возникли беларусские города: Полоцк, Туров и др., ставшие экономическими и политическими центрами княжеств. Важное значение для духовной жизни Древнего Рима имело христианство (988 - гос.религия): способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы, становлению определённой системы философской мысли. Задолго до нее существовал фольклор, оказавший большое влияние на духовную жизнь людей и развитие беларусских, русских и украинских этносов. В 10-11 в. на беларусских землях появляются первые литературные памятники. Распространяются произведения - "Слово о полку игореве", "Повесть временных лет" и др. Выдающимся мыслителем в расцвет Киевской Руси был Кирилл Туровский. Призывал к просвещению и "книжному почитанию. В литературном и философском наследии содержатся его высказывания, свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству. Уже в эпоху Киевской Руси зарождается процесс, который со временем приведёт к возникновению беларусской народности и формированию национального самосознания (зафиксировано в летописях). В 14-16 вв. формируется беларусская народность со своим языком. Образование беларусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Распространяются работы по истории, праву, медицине, сочинения античных авторов.Особое место в беларусском Возрождении занимает Скорина -первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист. Характерное: стремление к эмансипации от традиций церковно-феодальных воззрений, попытка утвердить права человеческого разума, показать его значение и силу. Основной девиз - все для науки и блага простых людей. Продолжателем Скорины во второй половине 16 в. выступил Будный. Использовал идеи реформации в борьбе за беларусскую культуру, распространение светских знаний. Религиозно-философские взгляды Будного претерпели большую и сложную эволюцию. Начав с критики духовенства, он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христианской церкви. Его идеи уже в 70г.16в. стали известны далеко за пределами Речи Посполитой, в которую тогда входила Беларусь. Мысли Будного, направленные на подрыв религиозного мировозрения, на раскрепощение мысли от церковных пут, имели для своего времени прогрессивное значение. Имел много последователей, которые в конце 16 - начале 17вв. продолжали пропагандировать его идеи. В истории развития полит. учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан - философ и правовед, идеолог реформационного движения. Признавал существование догосуд. общества и считал, что необходимость в государстве возникла лишь при появлении угрозы естественным правам людей. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Сапеги. 17в. в Беларуси - период резкого усиления идейной борьбы в феодальном обществе. В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости, национальной Свободы, защиты культуры угнетенных народов. В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвещения.Взгляды большинства просветителей развивались в русле теории "натурального права". В 1840-1850гг. растет интерес к изучению беларусского фольклора, быта, исторического прошлого Беларуси. Начинается второе национальное Возрождение, связанное со становлением беларусского языка и литературы. Подъем революционного и национально-освободительного движения в Беларуси значительно активизировал деятельность представителей революционно-демократического направления. В творчестве Купалы, Коласа стало проявляться осознание необходимости революционного решения основных социальных проблем. Выдвигали требования: уничтожение самодержавия, свободное развитие национальной культуры. В 20 в. в обществено-политической мысли можно выделить 3 направления: 1. религиозно-пол-кое; 2.марксиское; 3.национально-возрожденческое. Начиная с 20 г.в Беларусия развивается только марксистская философия, которая на протяжении 70 лет существования в качестве официальной постепенно эволюционировала от ортодоксального марксизма с абсолютизацией револ. диалектики к пониманию философии как самоценности, особого феномена культуры. 20-30гг. - интерес к прогрессивным философским направлениям Запада. Уже в 60г. беларусские ученые преступают к исследованию философской мысли Беларуси во главе с Лущитским. В 70-80 г.г. также работали Дорошевич, Конан, Степин



Наши рекомендации