ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
XVI в. – начали распространятся идеи гуманизма XVI в. – начали распространятся идеи гуманизма |
Франциск Скорина (первый крупный представитель общественной мысли Беларуси) |
попытка утвердить права человеческого разума, показать его значение и силу |
подчеркивает роль разума и значение «мудрости» в жизни человека |
тянулся к свету знаний, стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношение между человеком и природой |
основной девиз – все для науки и блага простых («посполитых») людей |
начав с критики духовенства постепенно пришел к отрицанию ряда догматов христианской церкви, в том числе догмата о бессмертии души |
Сымон Будный (продолжатель традиций Скорины во вт. пол. XVI в.) |
Вениамин Будный (белорусский гуманист) |
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
в 1559г. издал сочинения «Апоффегмата, т.е. ясных и нравоучительных речей книги четыре», в котором изложены учения древних философов |
С. Петрицкий, А. Бурский, Я. Ионстон, Л. Вольцоген (польские мыслители, оказавшие положительное влияние на развитие прогрессивной мысли Беларуси XVII в.) |
проповедывали материализм, прикрытый оболочкой пантеизма, открыто отстаи-вали идеи сенсуализма и выступали против теории врожденных идей Декарта |
основная проблема гносеологии |
20. Проблема познания в философии. Субъект и объект познания: проблема взаимосвязи.
АГНОСТИКИ (так или иначе отрицающие познаваемость мира) |
философы в решении вопроса о познаваемости мира |
вопрос о соотношениях объекта познания (окружающего мира) и субъекта познавательной деятельности (человека) |
ГНОСТИКИ (признающие истинность человеческих знаний) |
Юм ограничивался восприятиями как чем-то данным и утверждал, что выйти за их пределы невозможно; он сомневается в объективности существования мира. |
ФОРМЫ АГНОСТИЦИЗМА
ЮМИЗМ
Кант признавал существование реального мира, но утверждал, что его принципиально нельзя познать |
КАНТИАНСТВО
отрицает объективное предметное содержание ощущений и утверждает непознаваемость мира |
ИДЕАЛИЗМ И.МЮЛЛЕРА
обосновывает свои исходные положения ссылкой на интуицию, которую он понимает как внезапное внутреннее озарение, вызванное причинами, непостижимыми разумом |
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
теоретическое опровержение агностицизма заключается в разработке
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
в основе лежит признание внешнего мира и его отражение в человеческом сознании |
ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
пр-п «объективности рассмотрения» познаваемого предмета |
пр-п адекватности (схожес-ти) образов и прообразов в процессе познания |
введение практики в самую основу теории познания |
Чувственное и рациональное в познавательном процессе
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ (активное чувственное познание, осуществляемое с помощью органов чувств) |
МЫШЛЕНИЕ (высшая функция человеческого мозга, состоящая в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон) |
взаимосвязаны, одинаково необходимы |
в процессе познания не следует пренебрегать ни показаниями органов чувств, ни доводами разума |
СЕНСУАЛИЗМ (решающая роль чувств в познании) |
РАЦИОНАЛИЗМ (решающая роль разума в познании) |
сенсуалисты утверждали, что в разуме нет ничего такого, что не пришло бы предварительно через чувства; это верно, т.к. разум непосредственно с внешним миром не связан и все знания о мире получает через органы чувств |
рационалисты считали, что чувства дают «тем-ное» знание, а «светлое», глубокое знание спосо-бен давать разум; но, подчеркивая роль разума в познании мира, рац-ты не могли объяснить твор-ческие способности разума и происхождение за-конов мышления; они выдвинули учение о «врожденных идеях» |
Дж. Локк; Дидро, Гольбах, Гельвиций; Беркли, Юм |
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ |
путь познания человеком действительности таков: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» |
Природа и общество
ПРИРОДА ДАЕТ СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ. Она дает материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей с/х и промышленности, воздух – для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы; |
ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА И СПЕ-ЦИАЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ. Напр., не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта – выращиванием хлопка; |
ПРИРОДА МОЖЕТ УНИЧТОЖАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Такие естественные явления, как засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, способны затормозить развитие общества; |
ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Напр., с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы. |
ПРИРОДА УСКОРЯЕТ И ЗАМЕДЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться; |
ОБЩЕСТВО РАСШИРЯЕТ ОБЪЕМ И ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру; |
ОБЩЕСТВО ПРИРОДУ
ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ И ОСВАИВАЕТ ПРИРОДУ «ВГЛУБЬ». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой – в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы; |
ОБЩЕСТВО ВЛИЯЕТ НА СТРУКТУРУ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. Под влиянием производственной деятельности человека не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов; |
ОБЩЕСТВО НАПРАВЛЯЕТ СВОИ УСИЛИЯ НА ВОССОЗДАНИЕ ПРИРОДЫ. Это вызвано так называемыми социально-экологическими проблемами, к которым относятся: проблема достаточности природных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды; проблема роста народонаселения планеты. |
ОБЩЕСТВО УСИЛИВАЕТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ путем: а)увеличения объема использования природных ресурсов (увеличивается добыча полезных ископаемых, расширяются посевные площади); б)вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников естественные свойства вечной мерзлоты); |